Родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях с 1 сентября 2013 года
Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) содержит новшества, которые касаются системы дошкольного образования, в частности, раскрывает вопросы оплаты родителями (законными представителями) присмотра и ухода за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях. Рассмотрим в статье, изменился ли порядок внесения родительской платы.
Возможность взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрена в ст. 65 Закона N 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За названный вид государственных (муниципальных) услуг учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. К его же компетенции относятся право и порядок снижения размера родительской платы или освобождения от нее отдельных категорий родителей (законных представителей).
Как видим, ограничение максимального размера взимаемой родительской платы за присмотр и уход за детьми федеральным законодательством не предусмотрено.
Некоторые разъяснения по этому вопросу дало Минобрнауки в своем Письме от 24.04.2013 N ДЛ-101/08.
Законом N 273-ФЗ разделены функции предоставления бесплатного и общедоступного дошкольного образования и осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в данных образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Следовательно, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (на присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. При этом Минобрнауки ссылается на Постановление Конституционного суда РФ от 15.05.2006 N 5-П, в котором подтверждена такая позиция.
С учетом вышесказанного учредитель устанавливает размер платы за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
В родительскую плату не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям субъектов РФ. На данные цели местным бюджетам предоставляются субвенции, которые включают в себя расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что согласно Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В силу Закона N 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации вводить плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ); установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация. Ее размер устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ, но он должен составлять не менее 20% среднего размера родительской платы в данном субъекте на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера этой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Порядок обращения за вышеназванной компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Так, например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 утверждено Положение об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - Положение). В соответствии с ним в названном субъекте РФ плата за содержание детей в дошкольных учреждениях снижается на 50% от установленной родительской платы:
- с родителей (законных представителей), состоящих на учете в органах социальной защиты населения и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области;
- с родителей (законных представителей), у которых двое и более детей посещают дошкольные учреждения;
- с родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I и II группы;
- с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Родители (законные представители) детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных образовательных учреждениях, освобождаются от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях на основании вышеназванного постановления.
Для установления льготной родительской платы согласно п. 3.3 Положения один из родителей (законных представителей) ребенка должен подать в дошкольное учреждение письменное заявление со следующими документами: паспортом, свидетельством о рождении ребенка, а также документами, подтверждающие право на льготу:
- для детей из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области, - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства о размере среднедушевого дохода семьи;
- для детей из многодетных семей - удостоверение многодетной матери (многодетной семьи) установленного образца;
- для родителей (законных представителей), у которых двое или более детей посещают дошкольные учреждения (при условии посещения детьми разных дошкольных учреждений), - справку из дошкольного учреждения, подтверждающую содержание ребенка в дошкольном учреждении;
- для родителей (законных представителей), один из которых является инвалидом I или II группы, - справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Право на эту льготу родители должны ежегодно подтверждать.
Для реализации указанных мер поддержки органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 года размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется установить с названной даты средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, и утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки и для семей, имеющих детей, и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (на основании ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 31.1 Федерального закона от 12.12.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"