Положение об оплате труда в образовательной организации
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Основным локальным нормативным актом в этой сфере является положение по оплате труда. Расскажем сегодня, как его составить, какие вопросы в нем раскрыть, как его оформить и нужно ли учитывать мнение профсоюза при его утверждении.
Нормативное регулирование
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации используются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
В частности, на 2013 год такие рекомендации утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 (протокол 11) (далее - Рекомендации), и именно на них и на нормы Трудового кодекса нужно опираться при разработке положения об оплате труда.
В Рекомендациях определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются и изменяются с учетом указов Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 году и положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
Кроме этого, следует учитывать:
- постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 *(1), от 30.12.2005 N 850 *(2);
- приказы Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 *(3), N 822 *(4).
Не стоит забывать и о примерных положениях по оплате труда, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета:
- о Приказе Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н - для работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина по виду экономической деятельности "Образование";
- о Приказе Минспорттуризма РФ от 08.06.2009 N 371 - для работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству спорта по виду экономической деятельности "Образование";
- о Приказе МИД РФ от 20.11.2008 N 18122 - для работников федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству иностранных дел;
- о Приказе Минобрнауки РФ от 31.10.2008 N 335 - для работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ по виду экономической деятельности "Образование".
Обратим внимание, что в силу п. 11 Рекомендаций положение об оплате труда работников учреждения, разрабатываемое учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и не может содержать минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренные примерными положениями об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета.
К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, за исключением должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н, а для работников высшего и дополнительного профессионального образования - Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих (п. 10 Рекомендаций). Напомним, что квалификационные характеристики должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.
Составляем положение
Типовые формы положений по оплате труда достаточно разнообразны, и естественно, что, разрабатывая положение об оплате труда, каждое учреждение может построить его по-своему. В любом случае рекомендуем придерживаться следующего содержания и включать в положение такие разделы.
1. Общие положения. Данный раздел может содержать действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты. Здесь же можно в общих чертах описать применяемую систему оплаты труда и ее основные элементы. Также можно кратко охарактеризовать особенности оплаты труда для отдельных категорий работников образовательного учреждения (медицинских, библиотечных и иных работников).
2. Раздел "Формирование фонда оплаты труда". На основании п. 27 Рекомендаций фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств, централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета и используемых учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы, объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Обратите внимание! Целевые показатели эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки, утверждены его Приказом от 08.11.2010 N 1116.
В данном разделе нужно указать, из каких средств формируется фонд заработной платы сотрудников образовательного учреждения, как распределяются средства из фонда оплаты труда. При определении порядка формирования фонда оплаты труда учитываются устанавливаемые оклады (должностные оклады), материальная помощь, которая может быть предусмотрена примерными положениями (положениями) по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, и иные выплаты. Если образовательное учреждение осуществляет деятельность, приносящую доход, то часть этого дохода тоже можно заложить в фонд оплаты труда.
В частности, можно прописать, что фонд оплаты труда состоит из нескольких частей: базовой (тарифной), стимулирующей, компенсационной и др. Также можно указать, из какой части фонда берутся средства на ту или иную выплату. Кроме этого, здесь же приводится формула расчета и самого фонда, и его составляющих: базовой, стимулирующей, компенсационной частей и иных выплат.
В том же разделе можно обговорить, куда пойдут средства от экономии средств фонда оплаты труда. Например, можно установить, что за счет экономии средств стимулирующей части фонда оплаты труда образовательное учреждение может выплачивать работникам материальную помощь и разовые премии к их знаменательным датам.
3. Раздел "Порядок и условия оплаты труда". В нем можно определить порядок установления и размеры минимальных и максимальных окладов работников образовательного учреждения, виды, порядок и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Начнем с окладов. Их размеры устанавливаются на основе отнесения занимаемых работниками образовательного учреждения должностей к четырем квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы педагогических работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ N 216н.
К сведению. Минимальные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, рекомендовано использовать лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных учреждений (п. 34 Рекомендаций).
Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Другие условия оплаты труда названных работников устанавливаются коллективными договорами, локальными актами учреждений, трудовым договором (п. 25 Рекомендаций).
Педагогическим работникам рекомендуется устанавливать следующие повышающие коэффициенты к минимальным должностным окладам:
- за квалификационную категорию;
- за ученую степень кандидата (доктора наук) или почетное звание;
- за работу в школе-интернате;
- персональный повышающий коэффициент.
Положением об оплате труда работников образовательного учреждения может быть предусмотрено применение персональных повышающих коэффициентов к минимальным должностным окладам по занимаемым педагогами должностям.
Сведения о выплатах компенсационного характера указываются на основе Приказа Минздравсоцразвития РФ N 822. Это могут быть выплаты сотрудникам за:
- работу во вредных или опасных условиях труда;
- работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ и исполнение обязанностей временно отсутствующих работников;
- сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни и пр.
Компенсационные выплаты могут устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладам работников образовательного учреждения.
Обратите внимание! На основании п. 14 Рекомендаций размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, коллективными договорами и соглашениями.
При формировании перечня видов выплат стимулирующего характера следует ориентироваться на Приказ Минздравсоцразвития РФ N 818, в соответствии с которым таковыми являются:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемой работы;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
При формировании перечня стимулирующих выплат нужно исходить из необходимости качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.
Показатели и критерии эффективности работы разрабатываются с учетом следующих принципов:
- объективности - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
- предсказуемости - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
- адекватности - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;
- своевременности - вознаграждение должно следовать за достижением результата;
- прозрачности - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Например, в качестве оснований премирования можно указать:
- результативность выполнения учащимися контрольных работ;
- работу в классах с низкой мотивацией;
- позитивную динамику внеучебных достижений обучающихся (предметные олимпиады, творческие конкурсы и пр.);
- обеспечение занятости учащихся во внеурочное время;
- отсутствие обоснованных обращений родителей по поводу конфликтных ситуаций;
- создание методических разработок, рекомендаций;
- высокий уровень исполнительской дисциплины, работы со школьной документацией.
Некоторые учреждения устанавливают балльную систему оценки. В соответствии с такой системой каждый работник набирает определенное количество баллов, которые по окончании установленного периода суммируются, затем определяется фонд стимулирования, предназначенный для распределения в качестве выплат стимулирующего характера, и вычисляется стоимость одного балла.
4. Раздел "Норма рабочего времени, нормы учебной нагрузки". Поскольку оплата труда некоторых работников учреждений образования зависит от учебной нагрузки, в положении по оплате труда целесообразно закрепить условия установления и изменения объема учебной нагрузки. Напомним, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, на основании которого продолжительность рабочего времени для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Однако для некоторых категорий работников данная продолжительность сокращена. Например, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для преподавателей 1-2-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения составляет 24 часа в неделю, для учителей 1-11-х (12-х) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) - 18 часов в неделю.
5. Раздел "Оплата труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера". Этот раздел может содержать сведения об условиях оплаты труда руководителя, заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера учреждения, размерах и условиях осуществления выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера руководителю, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру муниципального учреждения.
На основании п. 23 Рекомендаций выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются в зависимости от исполнения им целевых показателей эффективности работы, утверждаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.
В качестве целевых показателей эффективности работы руководителя учреждения могут быть установлены:
- степень выполнения плана научно-исследовательских работ;
- доля обучающихся в образовательном учреждении, сдавших в период промежуточной аттестации экзамены и дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично";
- наличие учебно-методических комплексов по каждой кафедре и пр.
Здесь же можно определить условия премирования данных категорий работников. Размеры премиальных выплат руководителю по итогам его работы, порядок и критерии их выплаты может устанавливать главный распорядитель средств бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем учреждения.
Выплаты компенсационного характера руководителю, его заместителю и главному бухгалтеру учреждения устанавливаются в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством.
Положение об оплате труда можно завершить разделом "Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения", в котором отразить иные рекомендациями по поводу условий оплаты труда работников, которые, по мнению руководителя учреждения, целесообразно указать в названном документе с учетом специфики трудовых отношений.
Утверждение положения и введение его в действие
Как мы уже говорили, локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда в учреждении, принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета такого мнения утвержден в ст. 372 ТК РФ. Расскажем о нем.
Перед принятием решения работодатель направляет проект положения об оплате труда и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Данный орган направляет работодателю мотивированное мнение по этому проекту в письменной форме не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения последнего.
Если выборный орган первичной профсоюзной организации не согласен с проектом положения либо выдвигает предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Но в таком случае положение об оплате труда может быть обжаловано выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме того, возможно возникновение коллективного трудового спора.
При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
К сведению. Не забудьте ознакомить с положением об оплате труда каждого работника учреждения под подпись. Этого требует ст. 68 ТК РФ.
После согласования положения с профсоюзным органом данный локальный нормативный акт утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. При этом на титульном листе положения обязательно указываются реквизиты (дата и номер) протокола согласования с профсоюзным органом и приказа об утверждении.
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя".
*(3) "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях".
*(4) "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"