Составление бюджетной сметы органами наркоконтроля
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями *(1) (ст. 221 БК РФ). Если ведомственный документ еще не принят, то, по нашему мнению, учреждения, входящие в систему этого ведомства, вправе руководствоваться в работе названными требованиями. Приведем основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при составлении сметы.
Показатели, учитываемые при составлении сметы
Как и все учреждения, органы наркоконтроля составляют смету на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств (п. 3, 6 Общих требований).
К сведению. При составлении сметы используются и показатели государственного (муниципального) задания (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (п. 4 Общих требований).
Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.
В статье 221 БК РФ установлено, что показатели сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения согласно порядку утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Напомним, что в этом году действуют Указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н). Но с 01.01.2014 вступят в силу Указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
Минфин в Письме от 01.07.2013 N 02-05-10/25638 рекомендовал казенным учреждениям при подготовке проекта бюджетной сметы на 2014 год руководствоваться Указаниями N 65н и сопоставительными таблицами видов расходов, приведенными в приложении 5 к Указаниям N 65н.
В качестве примера приведем фрагмент такой таблицы из Указаний N 65н.
Вид расходов | |||||||
Код | Наименование | Код | Наименование | ||||
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами | |||||||
- | - | - | - | ||||
130 Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны | |||||||
Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания | Заработная плата | ||||||
Начисления на выплаты по оплате труда | |||||||
Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия | Прочие выплаты | ||||||
Пособия по социальной помощи населению | |||||||
Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания | Прочие выплаты | ||||||
Транспортные услуги | |||||||
Прочие работы, услуги | |||||||
Пособия по социальной помощи населению | |||||||
Прочие расходы | |||||||
200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд | |||||||
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны | |||||||
- | - | - | - | ||||
Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа | Транспортные услуги | ||||||
Арендная плата за пользование имуществом | |||||||
Работы, услуги по содержанию имущества | |||||||
Прочие работы, услуги | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Увеличение стоимости основных средств | |||||||
Увеличение стоимости материальных запасов | |||||||
Вещевое обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа | Транспортные услуги | ||||||
Арендная плата за пользование имуществом | |||||||
Работы, услуги по содержанию имущества | |||||||
Прочие работы, услуги | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Увеличение стоимости основных средств | |||||||
Увеличение стоимости материальных запасов |
Следует сказать, что принцип отнесения расходов на статьи и подстатьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания остался прежним. Приведем некоторые из них.
На подстатью 211 "Заработная плата" относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.
По подстатье 212 "Прочие выплаты" отражаются расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ.
По подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда.
По подстатье 221 "Услуги связи" - расходы на приобретение услуг связи, в том числе услуг почтовой, фельдъегерской, специальной, телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров, другие аналогичные расходы.
На подстатью 222 "Транспортные услуги" относятся расходы на приобретение транспортных услуг, в том числе:
- провозная плата по договорам перевозки пассажиров и багажа;
- возмещение расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионные сборы (в том числе сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов), уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.);
- плата за перевозку (доставку) грузов (отправлений) по соответствующим договорам перевозки (доставки, фрахтования);
- другие аналогичные расходы.
На подстатью 223 "Коммунальные услуги" - расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе:
- оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии;
- расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов);
- другие расходы по оплате коммунальных услуг.
На подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" - расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работ и услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления, в том числе на:
- содержание нефинансовых активов в чистоте;
- ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
- противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества;
- расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния;
- замазку, оклейку окон;
- услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;
- заправку картриджей;
- другие аналогичные расходы.
По подстатье 226 "Прочие работы, услуги" отражаются расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ, в том числе на:
- монтажные работы;
- услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья;
- услуги в области информационных технологий;
- типографские работы, услуги;
- медицинские услуги (в том числе диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);
- оплату проживания в жилых помещениях (найм жилого помещения) при служебных командировках, учебной практике, соревнованиях;
- услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;
- другие аналогичные работы, услуги.
На статью 290 "Прочие расходы" относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, в том числе:
- уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней;
- выплата государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;
- приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи;
- другие аналогичные расходы.
По статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" отражаются расходы учреждений на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
По статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам.
Расчеты сметных показателей
К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Приведем в качестве примера расчет некоторых плановых сметных показателей (данные условные).
Расчеты к смете на 2014 год
Расчет расходов по подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ
N п/п | Наименование расходов | Единица измерения | Количество | Количество платежей в год | Стоимость за единицу измерения (тыс. руб.) | Сумма (гр. 4 х гр. 5 х гр. 6) (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Абонентская плата | Абонентский номер | 5 | 12 | 0,3 | 18 |
2 | Услуги электронной почты | Электронный адрес | 7 | 1 | 2,5 | 2,5 |
Итого | х | х | х | х | 20,5 |
Наименование расходов | Количество платежей в год | Стоимость разового платежа (тыс. руб.) | Сумма (гр. 2 х гр. 3) (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Абонентская плата за использование глобальной сети Интернет | 12 | 0,4 | 4,8 |
Итого по подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ: 25,3 тыс. руб.
Расчет расходов по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ
N п/п | Наименование расходов | Место назначения | Количество командировок | Количество работников, направленных в командировки за год | Средняя стоимость проезда в одну сторону (тыс. руб.) | Сумма (гр. 4 х гр. 5 х гр. 6) х 2 (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оплата проезда при командировках | г. Москва | 5 | 8 | 5,4 | 432,0 |
г. Нижний Новгород | 6 | 10 | 3,0 | 360,0 | ||
Итого | х | х | х | х | 792,0 |
Наименование расходов | Количество единиц | Стоимость за единицу (тыс. руб.) | Сумма (гр. 2 х гр. 3) (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обеспечение сотрудников проездными документами на все виды транспорта* | 20 | 0,7 | 14,0 |
* Приказ ФСКН РФ от 20.03.2013 N 124 "Об определении служебных целей для обеспечения проездными документами сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ". |
Итого по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ: 806 тыс. руб.
Расчет расходов по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ
N п/п | Наименование расходов | Единица измерения | Количество потребления в год | Стоимость за единицу измерения (тариф) (руб.) | Сумма (гр. 4 х гр. 5) / 1 000 (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Потребление газа | куб. м | 120 | 8 | 0,96 |
2 | Потребление электроэнергии | кВ/ч | 2 500 | 2,4 | 6,0 |
3 | Потребление теплоэнергии | гКал | 470 | 21,8 | 10,25 |
4 | Потребление воды | куб. м | 300 | 19 | 5,7 |
Итого | х | х | х | 22,91 |
Итого по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ: 22,91 тыс. руб.
Форма сметы
Смета (свод смет учреждений) может составляться органами наркоконтроля по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении 1 к Общим требованиям (п. 5 Общих требований).
Вместе с тем главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения.
Утверждение сметы
Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета.
Если учреждение не является главным распорядителем средств бюджета, то его смета утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета.
Руководитель главного распорядителя средств может предоставить право утверждения сметы руководителю распорядителя средств бюджета (п. 8 Общих требований). Также руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы (п. 10 Общих требований).
Внесение изменений в смету
Пунктом 11 Общих требований установлено, что допускается внесение изменений в смету (это и есть ведение сметы).
В приложении 3 к Общим требованиям приведен рекомендуемый образец составления изменения показателей сметы.
Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком минус:
- изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
- изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;
- изменяющих распределение сметных назначений по КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
- изменяющих распределение сметных назначений по КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
- изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
Внесение изменений в смету, требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств (п. 12 Общих требований).
Изменения, внесенные в смету, утверждаются руководителем главного распорядителя средств бюджета, утвердившего смету учреждения (руководителем распорядителя средств бюджета, учреждения - в случае предоставления им права утверждать смету) на основании предложений руководителя учреждения в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета (п. 13 Общих требований).
Изменения в смету учреждения (свод смет учреждений) вносятся в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета (п. 14 Общих требований).
Проект сметы
В пункте 6 Общих требований говорится, что в целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год.
Рекомендуемый образец такого проекта приведен в приложении 2 к Общим требованиям.
Проект сметы на очередной финансовый год формируется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета.
Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель средств бюджета при определении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.
Заметим, что форма сметы и форма ее проекта содержат практически одинаковые реквизиты - с той лишь разницей, что в форме проекта сметы указываются обязательства учреждения: действующие (в графе 10) и принимаемые (в графе 11).
Действующие расходные обязательства (п. 2 ст. 174.2 БК РФ) - это ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами, соглашениями, которые не предлагается (не планируется):
- изменять в текущем финансовом, очередном финансовом году или в плановом периоде;
- признавать утратившими силу;
- изменять с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году.
В этот перечень включаются договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение названных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Принимаемые расходные обязательства (п. 2 ст. 174.2 БК РФ) - это ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, которые, наоборот, предлагается (планируется):
- принять или изменить в текущем финансовом и очередном финансовом году или в плановом периоде;
- принять либо изменить с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, которые получатели бюджетных средств должны будут заключить во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Как правило, к проекту сметы прилагается расчет плановых сметных показателей.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"