ГИС ГМП - требуется работа над ошибками. Взгляд практика из муниципалитета
Создание государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) стоит только приветствовать. И главное, по-моему, здесь вовсе не то, что госорганы теперь не вправе требовать с заявителя квитанцию об оплате услуг. Главное - повышение прозрачности поступлений в бюджеты всех уровней для всех участников бюджетного процесса. Однако, на мой взгляд, при создании ГИС ГМП допущен ряд методологических просчетов, которые разработчикам необходимо исправить для полноценного ее функционирования.
Федеральное казначейство до внедрения ГИС ГМП получало информацию о поступлении платежей в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией, но никогда не имело сведений о том, что фактически должно поступить. С внедрением ГИС ГМП (если, конечно, она заработает в полную силу) появится возможность сравнить, что должно поступить в бюджет (начислено) и что фактически поступило (оплачено или зачислено). Это дает совершенно новые возможности для администрирования доходов бюджетов всех уровней и получения аналитической информации нового качества для принятия решений в сфере межбюджетных отношений.
По моему мнению, очень правильно, что в ГИС ГМП должны размещать информацию о начислениях не только администраторы доходов бюджета, но и бюджетные, автономные и казенные учреждения, оказывающие услуги. Они являются получателями бюджетных средств, и при планировании бюджета необходимо обладать достоверной информацией об их собственных доходах.
Как задумана ГИС ГМП
Каждый администратор доходов бюджетов всех уровней, а также бюджетные, автономные и казенные учреждения должны размещать информацию о начислениях. Каждое начисление идентифицируется так называемым УИН - уникальным идентификатором начислений. Платежные организации обращаются к ГИС ГМП, находят нужное начисление и размещают в данной системе сведения об оплате. Федеральное казначейство оплаченные начисления "квитирует", то есть ставит отметку о зачислении в бюджет. Администраторы доходов по УИН получают обратную связь - информацию об оплате и зачислении и соответствующим образом обрабатывают ее в своих информационных системах: учитывают переплаты, недоплаты, начисляют пени, штрафы, передают сведения по неплательщикам судебным приставам и т.д. Взаимодействие с ГИС ГМП осуществляется через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ) с использованием специально разработанного для этих целей веб-сервиса. Соответственно, пользователь для работы должен выполнить ряд процедур по подключению как к самой ГИС ГМП, так и к СМЭВ.
Наш опыт работы с ГИС ГМП
Мы в муниципалитете опробовали ГИС ГМП на одном учреждении. Все работоспособно, но использовать систему в полноценном режиме пока не представляется возможным по ряду причин, главной из которых является отсутствие устойчивой обратной связи от платежных организаций (в нашем случае это Сбербанк и Почта России).
Проблема первая - неполноценная работа платежных организаций
Несколько просчетов связано с платежными организациями. На уровне муниципалитета существует порядка 150-170 видов (типов) начислений, требующих обязательного размещения в ГИС ГМП. Есть "экзотические", которые могут возникнуть раз в пять лет, а то и реже, есть такие, которые появляются довольно часто. Наиболее критичны для муниципалитета ежемесячные платежи, такие как плата за содержание детей в детском дошкольном учреждении, плата за аренду муниципальной собственности, в первую очередь муниципальных помещений (как жилых по договорам соцнайма, так и нежилых, арендуемых в основном предпринимателями). По этим платежам начисляются пени, штрафы, и поэтому информация должна поступать оперативно, в идеале сразу по факту оплаты. Как я уже упоминал выше, основные платежные организации, принимающие платежи в муниципалитете, - это Сбербанк и Почта России. Ни одна из них на сегодня не работает полноценно с ГИС ГМП. По Почте России я не располагаю точной информацией о состоянии дел. По Сбербанку ситуация выглядит следующим образом. Платежная организация с огромной и масштабной инфраструктурой, где проходит несколько сотен, а то и тысяч платежей за короткое время, не может организовать взаимодействие с ГИС ГМП онлайн. Дело тут, скорее всего, в неудовлетворительной для этих целей пропускной способности СМЭВ с ГИС ГМП. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что Сбербанк - "полугосударева контора" и обладает некоторой долей инертности и снобизма, хотя и пытается что-то сделать. В частности, Сбербанк работает по внедрению офлайн-взаимодействия, в основном по налогам и штрафам ГИБДД, от чего нам на муниципальном уровне при решении наших задач не легче. Работают криво: на сегодня*(2) упомянутый ранее УИН они размещают в поле "назначение платежа", то есть в комментарии к платежке. Что в принципе рушит всю стройную структуру ГИС ГМП и всем, кроме Сбербанка, создает дополнительные трудности. Но видимо, подвижки в этом направлении будут, так как Федеральное казначейство в июне внесло изменения в утвержденные форматы ГИС ГМП с учетом замечаний Сбербанка и других банков.
Проблема вторая - масштабность ГИС ГМП
Вторая проблема также связана с платежными организациями. Их много больше, чем предполагает Федеральное казначейство. Например, у нас на муниципальном уровне существует расчетно-кассовый центр (РКЦ) ЖКХ, который осуществляет и начисления за соцнайм. Разумеется, РКЦ ЖКХ обязан размещать эту информацию в ГИС ГМП. Но тот же РКЦ ведет и сбор средств, как через свои кассы и терминалы, так и по договорам с предприятиями и организациями при вычете квартплаты из зарплаты. То есть по факту РКЦ ЖКХ является одновременно и "администратором" доходов, и платежной организацией. Впрочем, как и каждое учреждение, перечисляющее квартплату за работника. Выходит, что ГИС ГМП намного масштабнее, чем даже "Сбербанк Онлайн". По сути, она является платежной системой в масштабах страны. К такой системе должны предъявляться и соответствующие требования по каналам связи, мощности вычислительных ресурсов и применяемому программному обеспечению.
Кроме того, ГИС ГМП - это система реального времени. Одна из проблем, вставшая в полный рост, - взаимодействие с ГИС ГМП при уплате госпошлины в ЗАГС. Если ранее заявитель приходил с квитком об уплате госпошлины и писал заявление, то теперь все должно выглядеть примерно так: заявитель подал заявление, работник ЗАГС внес информацию о начислении госпошлины в ГИС ГМП, заявитель вышел в фойе (до ближайшего банкомата) и уплатил, вернулся к работнику ЗАГС, а у того уже информация об уплате заявителем госпошлины. На мой взгляд, это абсолютно нереально. Альтернатива - выдавать документы ЗАГС без получения информации об уплате госпошлины, что чревато неплатежами и лишней нагрузкой на службу судебных приставов.
Из всего сказанного выше делаю вывод, что использование СМЭВ в качестве транспорта при взаимодействии с ГИС ГМП неоправданно из-за огромных объемов информации, не соответствующей целям, для которых создавалась СМЭВ. Эта система создавалась для обмена электронными документами (сведениями) между ведомствами, чтобы не запрашивать документы с заявителя, которые есть в распоряжении какого-либо ведомства (федерального, муниципального или субъектового). И грузить ее функциями платежной системы не совсем правильно, у нее другие задачи.
Но не использовать каналы связи, используемые СМЭВ, было бы преступно, так как альтернативой является построение такой же параллельной защищенной сети с соответствующими затратами на ее создание и сопровождение.
Проблема третья - идентификация по СНИЛС
И еще один методологический просчет. Понятно, что разработчики ГИС ГМП хотели максимально уйти от проблем с персональными данными, и в начислении они по умолчанию идентифицируют человека по СНИЛС плюс еще по 12-15 альтернативным документам. Ну и как работать, например, той же платежной организации, когда я прихожу туда и говорю: мол, я Иванов, ну-ка посмотрите, что я там должен государству, муниципалитету? А мне в ответ: будьте так любезны, скажите ваш СНИЛС. Помнить его и носить полис с собой я не обязан. Ладно, не проблема, можно при правильном подходе этот номер и через СМЭВ запросить*(3), хотя тут тоже есть подводные камни - однофамильцев-то много.
А если мне, как обыкновенному человеку, в одном месте начисление сделали по СНИЛС, штраф ГИБДД выписали по водительскому удостоверению, что-то там еще - по другим документам? Да никакая платежная организация ни в жизнь не соберет все мои начисления, болтающиеся в ГИС ГМП. И я могу не знать, по какому документу мне "должок подвесили" в ГИС ГМП. В результате я окажусь злостным неплательщиком и мною озадачатся судебные приставы, у которых и так работы выше крыши. А еще меня не выпустят за границу. А если я захочу заплатить за маму (бабушку), находящуюся в больнице? Но здесь мы возвращаемся опять к проблеме идентификации. На мой взгляд, СНИЛС, выбранный на портале госуслуг в качестве идентификатора, не совсем правильное решение.
ГИС ГМП - государственная информационная система, созданная на бюджетные деньги, то есть на деньги налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Следовательно, она должна быть полезна не только администраторам доходов и Федеральному казначейству, но и простым гражданам, предпринимателям и другим юридическим лицам, являющимся плательщиками. Почему бы ее не дополнить сервисом получения справок о начислениях, истории оплаты начислений для физических и юридических лиц? Думаю, будет весьма востребовано. Такой сервис может быть доступен, например, с того же портала государственных услуг.
О подключении к ГИС ГМП администраторов
Предусмотрено несколько вариантов подключения администраторов начислений*(4) к ГИС ГМП, в том числе и через так называемых агрегаторов*(5). Но агрегатором может быть только орган местного самоуправления. Однако по факту на местах организацией бюджетного процесса занимаются финорганы - финансовые управления, финансовые департаменты и т.д., а они в соответствии с БК РФ не могут быть органом местного самоуправления. В результате финансисты на местах будут обладать меньшей информацией о фактическом состоянии дел в сфере доходов, чем обладает Федеральное казначейство, особенно в тех случаях, когда каждый сам за себя, то есть каждое учреждение и администратор доходов самостоятельно взаимодействует с ГИС ГМП. На мой взгляд, существуют три пути, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Можно заставить всех участников (на уровне муниципалитета) взаимодействовать с ГИС ГМП только через финорган. Второй путь, менее предпочтительный (из-за увеличения трафика), - дать возможность финорганам получать из ГИС ГМП всю информацию о начислениях и поступлениях от всех учреждений и администраторов местного бюджета, находящихся на их территории. Есть и еще решение проблемы: сделать промежуточное звено при взаимодействии с ГИС ГМП, одно на муниципалитет, вне зависимости от выбранной схемы подключения к ГИС ГМП, и все взаимодействие осуществлять только через него.
* * *
Это, на мой субъективный взгляд, основные проблемы, без решения которых ГИС ГМП, хоть и "красиво задумана, но не полетит". А так система вполне работоспособна - трогали, знаем. Но использовать не будем, будем действовать по старинке. Лучше проверенные временем системы учета, чем новые, перестроенные по понятной логике, но по ряду причин, абсолютно не зависящих от нас, неработоспособные.
И.Н. Синяев,
начальник отдела информационных технологий
администрации городского округа "город Лесной",
эксперт Экспертного центра электронного государства*(1)
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сайт центра - http://d-russia.ru.
*(2) Сентябрь 2013 года.
*(3) В СМЭВ есть сервис Пенсионного фонда. На вход ему подается ФИО и дата рождения - на выходе он выдает СНИЛС. Но работает не совсем устойчиво и однозначно.
*(4) Администратор начислений - администратор доходов бюджета, государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение (п. 1.1 Порядка ведения ГИС ГМП, утв. Приказом Казначейства РФ от 30.11.2012 N 19н).
*(5) Агрегатор начислений - орган, обеспечивающий информационное взаимодействие между оператором ГИС ГМП и участниками ГИС ГМП (Письмо Казначейства РФ от 27.03.2013 N 42-7.4-05/1.3-176 "О перерегистрации участников ГИС ГМП").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"