Гражданин является собственником жилого помещения, где помимо него зарегистрирован по месту жительства его несовершеннолетний ребенок (13 лет), но фактически проживает в этом жилом помещении он один. Ранее он 15 лет жил гражданским браком с матерью этого ребенка, сейчас они расстались. Ребенок проживает с матерью.
Гражданин обратился за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но орган социальной защиты населения потребовал предоставить сведения о доходах матери ребенка.
Правомерно ли требование органа социальной защиты населения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку несовершеннолетний ребенок зарегистрирован по месту жительства получателя субсидии, требование органа социальной защиты населения о предоставлении сведений о доходах матери ребенка правомерны.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг*(1), превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют, в том числе, собственники жилых помещений.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан в соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ установлены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Субсидии предоставляются гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ). При этом состав членов семьи собственника жилого помещения определяется по правилам ч. 1 ст. 31 ЖК РФ (смотрите также раздел III Правил).
В то же время п. 33 Правил предусмотрено, что при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: а) супругом (супругой); б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.*(2)
Данный пункт Правил был предметом рассмотрения высшей судебной инстанции, и Верховный суд РФ в своем решении от 17.04.2007 N ГКПИ07-6 указал, что исходя из правового статуса супругов, несовершеннолетних детей и их родителей, определяемого семейным законодательством, Правительство РФ установило, что при исчислении совокупного дохода семьи для получения субсидии не имеет правового значения факт раздельного или совместного проживания указанных граждан с получателем субсидии. Данная норма регулирует порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии и не касается регулируемых жилищным законодательством прав и обязанностей граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Суды при рассмотрении подобных жалоб граждан придерживаются изложенной позиции. В этой связи смотрите, например, определение Рязанского областного суда от 21.12.2011 N 33-2572, апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 03.07.2013 по делу N 33-1920, кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2010 N 33-32632.
Таким образом, учитывая, что несовершеннолетний ребенок зарегистрирован по месту жительства получателя субсидии, требования органа социальной защиты населения о предоставлении справки о доходах матери ребенка обоснованы.
К сведению:
По нашему мнению, получатель субсидии вправе не указывать в заявлении о предоставлении субсидии в качестве члена семьи зарегистрированного несовершеннолетнего ребенка при условии наличия документов, подтверждающих, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги начисляется и оплачивается без учета ребенка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
24 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Эти размеры в силу ч. 1 ст. 159 ЖК РФ устанавливаются субъектами РФ самостоятельно. В частности, размеры региональных стандартов, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для населения Владимирской области утверждены постановлением Губернатора Владимирской области от 05.02.2013 N 100.
*(2) Аналогичное правило сформулировано в п. 61 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ и Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2006 N 58/403.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.