Комментарий к письму Минфина России от 15 августа 2013 г. N 03-03-06/1/33241
Корпоративная газета - это способ коммуникации руководства с трудовым коллективом и клиентами фирмы, своеобразный инструмент управления компанией. Она может издаваться в электронной форме, быть распечатанной в типографии или на принтере. Такие внутренние корпоративные СМИ организация может создать собственными силами, заказать их издание в специализированной фирме либо сделать и то и другое.
В Минфин России обратилась компания с вопросом об учете затрат на издание и приобретение печатных корпоративных газет для целей налогообложения прибыли. Причем их она распространяет как между своими работниками, так и среди сторонних лиц, в том числе по открытой подписке.
В этих корпоративных печатных средствах массовой информации компания размещает информацию производственного характера. В целях ее получения журналистам предоставлено право:
- участия в совещаниях, конференциях и других производственных, социальных и культурных мероприятиях;
- непосредственного общения с должностными лицами холдинга;
- ознакомления с документами (как нормативными, так и оперативными), за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- доступа к внутрикорпоративным каналам коммуникации, таким как Интернет, телеграфная, телефонная, селекторная связь и пр., а также на объекты холдинга.
В ряде случаев информация, размещенная в корпоративных газетах, косвенно касается деятельности компании, а также трудовой деятельности работников.
Помимо информации производственного характера в корпоративных печатных СМИ размещается реклама, которая составляет менее 40 процентов объема газеты.
В частности, у компании возник следующий вопрос. Правомерен ли учет затрат на создание и приобретение корпоративных газет в расходах в соответствии с положениями подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ? Ведь согласно им, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся издержки на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями.
Учет возможен, но при условии
Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, затраты, связанные с выпуском или приобретением тиража корпоративной газеты, которая не является рекламным изданием, компания может учесть для целей налогообложения прибыли в соответствующих группах расходов.
Однако финансовое ведомство напомнило, что эти издержки должны быть обоснованы, документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. То есть соответствовать критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ.
По мнению Минфина России, обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, которые свидетельствуют о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, налогоплательщик занимается экономической деятельностью самостоятельно на свой риск. Поэтому он вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом экономическую обоснованность произведенных им расходов налоговые службы могут проверить во время мероприятий налогового контроля.
Подтвердить понесенные расходы фирма может:
- документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ или обычаями делового оборота;
- документами, которые применяются в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие затраты;
- документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т.ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Отметим, что расходы на издание корпоративной газеты можно считать отвечающими требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ, если подтверждены, например, такими документами:
- свидетельством о регистрации средства массовой информации;
- приказом о назначении ответственности за подготовку материалов для публикаций с указанием целей выпуска газеты;
- договором на оказание полиграфических услуг;
- актом выполненных работ, накладными на отгрузку продукции, счетами-фактурами и иными документами от имени типографии, предусмотренными договором;
- приказом о месте размещения газеты (например, в общедоступных и для работников и для клиентов местах);
- актами на списание используемых в компании и розданных клиентам газет.
В расходах не учитываются
В опубликованном письме Минфин России также указал: расходы в виде стоимости корпоративной газеты не учитываются для целей налогообложения прибыли, если компания распространяет ее на безвозмездной основе. Основание - пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ.
Полагаем, что это касается бесплатного распространения газеты исключительно среди клиентов компании, а не ее работников.
Допустим корпоративная газета раздается только работникам компании и с целью их информирования о ее деятельности, успехах и проблемах, укрепления доверия к руководству, разъяснения политики фирмы, публикации внутренних нормативных актов. Тогда затраты на выпуск корпоративной газеты нужно признавать издержками на управление организацией и учитывать в составе прочих расходов на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Позиции, согласно которой затраты на издание корпоративной газеты можно учитывать на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, придерживается ФАС Центрального округа в постановлении от 22.06.2009 N А68-АП-207/14-05. В нем суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что спорная газета является корпоративным изданием, целью которого является распространение среди работников информации о кадровой, социальной и экономической политике фирмы, публикация внутренних нормативных актов, иной производственной информации.
Таким образом, на учет затрат по созданию и приобретению корпоративных газет в расходах в соответствии с положениями подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ влияет аудитория и цель распространения. То есть корпоративное печатное СМИ должно предназначаться для работников компании и преследовать управленческие цели. Конечно, не стоит забывать об общих требованиях к расходам в статье 252 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемом случае затраты по изданию газеты следует признавать в бухучете издержками на управление предприятием и относить к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).
Признание рекламными расходами
Компания может выпускать платную корпоративную газету с целью распространения информации среди реальных и потенциальных клиентов о своих достижениях, новых продуктах, проектах, об изменении цен на реализуемые товары. В этом случае затраты на выпуск такой газеты компания может признать рекламными расходами.
Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы отражают в состав прочих расходов на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. По пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети являются ненормируемыми. Опять же следует помнить об общих требованиях к расходам в статье 252 Налогового кодекса РФ.
Затраты на рекламу признают в бухучете коммерческими издержками и отражают в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).
А.Ф. Клюев,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.