Можно ли подтвердить для назначения пенсии по старости средний заработок гражданина, полученный в период до регистрации в системе персонифицированного учета, косвенными документами, если первичные документы о заработке утеряны работодателем?
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2002 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Закон N 173-ФЗ).
Для исчисления пенсии в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ необходимо на 01.01.2002 произвести оценку пенсионных прав застрахованного лица путем конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 гг. по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение всей трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав.
Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Перечень). Пунктом 26 Перечня определены документы, подтверждающие среднемесячный заработок застрахованного лица как за 2000-2001 гг., так и за 60 месяцев подряд.
Учет в системе обязательного пенсионного страхования и регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета стали возможны только после вступления в силу Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При подтверждении размера заработка в период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета является справка о заработке, выданная организацией в которой работал обратившийся за пенсией гражданин. Такая справка выдается на основании первичных бухгалтерских документов по оплате труда: лицевых счетов, платежных ведомостей и другое (п. 26 Перечня).
Если организация ликвидирована или реорганизована, то справки выдаются ее правопреемником или архивными органами, куда были переданы данные документы.
Действующее законодательство не предусматривает особого порядка подтверждения среднемесячного заработка лица, документы которого утеряны. В этом случае законодатель предоставляет гражданину право представить документы за любой другой период его трудовой деятельности (п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).
Однако письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 (далее - Письмо) предусмотрена возможность приема органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, к производству документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника, если работодателем утрачены все первичные документы о заработке работника за весь период трудовой деятельности, и невозможно определить причинителя вреда, в результате действий которого документы были утеряны.
Письмом предусмотрен исчерпывающий перечень причин утраты документов, при наличии которых органы ПФР России принимают косвенные документы о размере заработка (наводнение, землетрясение, ураганы), а также порядок действий органов ПФР России в случае обращения за установлением пенсии гражданина, не имеющего возможности подтвердить среднемесячный заработок из-за утраты работодателем первичных документов о заработке.
Из этих косвенных документов должен усматриваться размер заработка лица, обратившегося за назначением пенсии (это могут быть, например, учетные карточки членов партии и партийные билеты, профсоюзные билеты и т.д.). Никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии (определение Рязанского областного суда от 19.10.2011 N 33-2105).
Данное требование обусловлено тем, что основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, а размер получаемой каждым работником заработной платы зависит от ряда обстоятельств (например количество отработанного времени, объем проделанной работы (изготовленной продукции), квалификация (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, добросовестность исполнения своих трудовых обязанностей).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бадалян Юлия
15 ноября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.