Обязательно ли организации, осуществляющей образовательную деятельность, заключать договор об образовании с обучающимися, поступившими за счет бюджетных ассигнований (п. 1 части 1 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), либо это не обязательно, так как в данной ситуации договор об образовании - безвозмездный и не носит обязательного характера?
Часть 1 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) устанавливает общее правило, согласно которому основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Как правило, таким распорядительным актом является приказ о зачислении лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению (смотрите, к примеру, п. 47 приказа Минобранауки РФ от 28.01.2013 N 50 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год").
Из содержания ч.ч. 2-3 ст. 53 Закона N 273-ФЗ следует, что в отдельных случаях юридическим фактом, порождающим образовательные правоотношения между образовательной организацией и лицом, принятым на обучение, является не распорядительный акт образовательной организации, а договор на образование. К таковым относятся:
- прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
- прием на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то есть на платной основе;
- прием на целевое обучение в соответствии со ст. 56 Закона N 273-ФЗ.
Как видим, лица, поступающие в образовательную организацию на очное обучение за счет бюджетных ассигнований, в этом перечне не поименованы. Следовательно, заключение с ними письменного договора на образование не требуется.
Указание в п. 1 ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ о том, что сторонами договора на образование являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и лица, зачисляемые на обучение (их законные представители), на наш взгляд, имеет ограничительную сферу действия и в совокупности с положениями ст. 53 Закона N 273-ФЗ обязательно лишь в отношении несовершеннолетних, зачисляемых по образовательным программам дошкольного образования либо иных граждан, независимо от формы образования, но на платной основе (смотрите также п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706).
В этой связи мы считаем, что отношения лишь между этими субъектами по поводу осуществления образовательной деятельности должны облекаться в правовую форму договора об образовании.
К сведению:
В литературе встречается мнение, что договоры на образование должны заключаться со всеми лицами, зачисляемыми на обучение*(1), иначе нарушается принцип единообразия правового регулирования однотипных отношений и, кроме того, студенты-бюджетники будут находиться в более худшем положении нежели обучающиеся на платной основе. Однако каких-либо официальных разъяснений, подтверждающих данную позицию, нам обнаружить не удалось, судебная практика тоже пока не сложилась.
В ч. 10 ст. 54 Закона N 273-ФЗ установлено, что примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время на официальном сайте Минобрнауки России размещены отдельные проекты соответствующих приказов (http://минобрнауки.рф/документы/2937), но сведения о вступлении их в силу отсутствуют.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
12 ноября 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, Образовательные отношения (Ю.А. Дмитриев, А.Г. Кучерена, "Право и жизнь", N 5, май 2013 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.