Кассовые операции со средствами бюджетных медицинских учреждений
В сентябре этого года прошел регистрацию в Минюсте Приказ Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений" (далее - Порядок N 11н). В связи с этим признан утратившим силу Приказ Федерального казначейства от 29.10.2010 N 16н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений" (далее - Порядок N 16н). Рассмотрим основные положения нового документа.
Сфера применения Порядка N 11н. Пунктом 1 Порядка N 11н установлено, что новый документ применяется в случае проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, их обособленных подразделений, наделенных обязанностью ведения бухгалтерского учета (далее - обособленное подразделение), на лицевых счетах, открытых им:
- в органе Федерального казначейства;
- в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (далее - финансовый орган) в случае заключения в соответствии с ч. 12.1 ст. 30 Закона N 8З-ФЗ*(1) с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) соглашения об открытии органом Федерального казначейства в учреждении ЦБ РФ счета для проведения операций со средствами бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований), лицевые счета которым открываются и ведутся в финансовом органе в установленном им порядке (далее - соглашение об открытии отдельного счета в банке).
Что касается Порядка N 16н, то он регулировал взаимодействие бюджетных учреждений только с Федеральным казначейством.
Информационный обмен. Как и прежде, при совершении операций со средствами бюджетных учреждений (их обособленных подразделений) информационный обмен между клиентом (финансовым органом) и ОФК осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи (далее - электронный вид) на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между клиентом (финансовым органом) и ОФК (п. 2 Порядка N 11н).
Если у клиента или ОФК отсутствует техническая возможность для информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе.
Открытие счетов. Осталось неизменным и то, что ОФК открывает в учреждении ЦБ РФ счета по учету средств клиентов. Вместе с тем п. 3 Порядка N 11н установлено, что в случае заключения с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) соглашения об открытии отдельного счета в банке ОФК открывает в банке счет для проведения операций со средствами бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) (далее - отдельный счет в банке), лицевые счета которым открываются и ведутся в финансовом органе в установленном им порядке.
Документы для осуществления кассовых выплат. В перечень документов, которые учреждению необходимо представить в ОФК, согласно п. 4 Порядка N 11н включена заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844).
Приведем полный список таких документов:
- заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
- заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851) (далее - заявка на кассовый расход);
- заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844) (далее - заявка на получение наличных денег).
- заявка на возврат (ф. 0531803);
- заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
Пример заполнения заявки на получение наличных денег приведен в конце статьи.
К сведению. В Письме Минфина РФ N 02-03-10/37209, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 сообщается о возможности перечисления на "зарплатные" карты сотрудников денежных средств для оплаты командировочных расходов. С этой целью необходимо закрепить в учетной политике учреждения положения, определяющие порядок осуществления расчетов с подотчетными лицами с использованием банковских карт.
Проведение кассовых выплат осуществляется также после проверки обоснованности кассовых выплат ОФК в соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н (далее - Порядок санкционирования) (п. 5 Порядка N 11н).
Если в силу заключенного ОФК с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) соглашения об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) (далее - соглашение) полномочия по предварительному санкционированию оплаты расходов бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) за счет поступивших им иных субсидий (бюджетных инвестиций) переданы ОФК, предварительное санкционирование указанных расходов осуществляется в соответствии с соглашением (при наличии у ОФК организационной и технической возможности).
Принятие платежных документов к исполнению. Условия приема ОФК платежных документов к исполнению остались прежними (п. 6 Порядка N 11н):
- платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком N 11н, Порядком санкционирования (соглашением);
- в платежном документе отсутствуют исправления (в случае представления платежного документа на бумажном носителе);
- указанные в платежном документе коды КОСГУ являются действующими на момент представления платежного документа;
- проставленные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, обозначенные в платежном документе, не превышают остаток на открытом клиенту в ОФК лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения (за исключением иных субсидий) (далее - лицевой счет клиента), или лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными бюджетному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в виде иных субсидий (далее - отдельный лицевой счет клиента), или лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами ОМС, поступающими бюджетному учреждению (далее - лицевой счет клиента для учета операций со средствами ОМС), указанном клиентом в платежном документе.
Если представленные документы соответствуют названным требованиям, ОФК формирует платежные поручения, на основании которых и осуществляются операции по списанию средств со счетов учреждений. Платежные поручения должны быть оформлены в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным ЦБ РФ от 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение N 383-П).
К сведению. Операции по исполненным расчетным документам отражаются на лицевых счетах клиентов, лицевых счетах клиентов для учета операций со средствами ОМС по кодам КОСГУ, отдельных лицевых счетах клиентов по кодам КОСГУ и кодам субсидий, предусмотренным Порядком санкционирования (соглашением), указанным в заявках на кассовый расход, заявках на возврат, заявках на получение наличных денег, представленных клиентами в ОФК (п. 7 Порядка N 11н).
Аннулирование платежного документа. Пунктом 8 Порядка N 11н учреждению предоставлено право отозвать расчетный документ до момента его отправки ОФК в банк. Основанием для этого служит запрос на аннулирование заявки (консолидированной заявки) (ф. 0531807) (далее - запрос на аннулирование).
Проведение операций со средствами учреждений. В целом порядок проведения кассовых операций ОФК со средствами учреждений остался прежним (как и был определен в п. 8-17 Порядка N 16н). Вместе с тем п. 11 Порядка N 11н уточнены следующие положения. ОФК в день поступления выписки банка со счета по учету средств клиентов учитывает содержащиеся в ней операции со средствами клиентов на соответствующих лицевых счетах, открытых клиентам в ОФК.
Суммы поступлений на счет по учету средств клиентов учитываются на лицевом счете клиента, лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС по кодам КОСГУ (на отдельном лицевом счете клиента - по кодам КОСГУ и кодам субсидий), указанным в расчетном документе плательщика.
Суммы произведенных кассовых выплат (возврата) со счета по учету средств клиентов учитываются на лицевом счете клиента, лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС по кодам КОСГУ (на отдельном лицевом счете клиента - по кодам КОСГУ и кодам субсидий), обозначенным в платежном документе клиента, представленном им в ОФК.
Взаимодействие финансового органа и ОФК. Напомним, лицевые счета могут открываться и вестись в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (п. 1, 3 Порядка N 11н). В пункте 17 Порядка N 11н разъяснено, что в этом случае финансовый орган представляет в ОФК расчетные документы.
Если представленные финансовым органом расчетные документы соответствуют требованиям, установленным Положением N 383-П, то ОФК проверяет наличие на отдельном счете в банке остатка средств для их исполнения.
В случае одновременного поступления в ОФК от финансового органа нескольких пакетов электронных документов, содержащих расчетные документы, пакеты электронных документов исполняются им в порядке очередности по дате и времени формирования пакетов электронных документов.
При недостаточности остатка средств на отдельном счете в банке для осуществления кассовых выплат по всем расчетным документам, входящим в представленный финансовым органом пакет электронных документов, очередность их исполнения ОФК не устанавливает.
В данном случае ОФК отказывает финансовому органу в приеме пакета электронных документов по правилам, предусмотренным п. 18 Порядка N 11н (рассмотрим их чуть позже).
ОФК в день получения банковской выписки, содержащей операции по отдельному счету в банке, направляет ее копию в соответствующий финансовый орган.
Срок исполнения ОФК документов. Как и прежде, представленные клиентом (финансовым органом) в ОФК документы, соответствующие требованиям Порядка N 11н, исполняются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем их направления в ОФК.
Сведения по лицевым счетам. По письменному запросу финансового органа (органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения) ОФК предоставляет ему сводные сведения по лицевым счетам государственных (муниципальных) учреждений:
- в отношении федеральных бюджетных учреждений - не позднее пяти рабочих дней после дня поступления запроса;
- в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных учреждений) - не позднее следующего рабочего дня после дня поступления запроса.
ОФК по письменному запросу финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) (органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения субъекта РФ (муниципального образования)) ежедневно не позднее рабочего дня, следующего за днем отражения операций на лицевых счетах клиентов, предоставляет ему копии документов, являющихся основанием для отражения кассовых операций на соответствующих лицевых счетах клиентов (п. 20 Порядка N 11н).
Возврат ОФК учреждению документов. Согласно п. 18 Порядка N 11н, если представленный клиентом (финансовым органом) документ не соответствует требованиям Порядка N 11н, в том числе в случае несоответствия в документе, представленном клиентом на бумажном носителе, подписи ответственного лица образцу, имеющемуся в карточке образцов подписей (ф. 0531753), ОФК отказывает клиенту (финансовому органу) в приеме документа, регистрирует представленный документ в журнале регистрации неисполненных документов (ф. 0531804) и не позднее рабочего дня, следующего за днем его представления клиентом (финансовым органом):
- при информационном обмене между ОФК и клиентом на бумажных носителях - возвращает клиенту документ со штампом "Отклонено" с приложением протокола (ф. 0531805), в котором указывается причина возврата;
- при информационном обмене между ОФК и клиентом в электронном виде - направляет клиенту протокол в электронном виде, в котором отражается причина возврата;
- направляет финансовому органу протокол в электронном виде, в котором обозначается причина возврата.
Заполнение учреждением платежных документов. В пункте 21 Порядка N 11н указано, по каким правилам должны оформляться платежные документы:
1) заявки на кассовый расход, заявки на получение наличных денег (ф. 0531802), заявки на возврат, запросы на аннулирование - согласно Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н;
2) заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844), - в силу Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.12.2010 N 199н;
3) уведомления - на основании Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами Государственной компании "Российские автомобильные дороги", утвержденного Приказом Федерального казначейства от 15.12.2009 N 13н.
Кроме того, при заполнении перечисленных документов необходимо учитывать следующие особенности:
- наименование клиента в заголовочной части должно соответствовать полному или сокращенному наименованию клиента, указанному в карточке образцов подписей, представленной учреждением в ОФК;
- номер лицевого счета, указанный в кодовой зоне, должен соответствовать номеру лицевого счета клиента (лицевого счета клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельного лицевого счета клиента), открытого в ОФК;
- в платежных документах в соответствующем поле отражается вид средств "Средства юридических лиц";
- в заголовочной части в поле "Главный распорядитель бюджетных средств" ("Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета", "Главный распорядитель бюджетных средств", "Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета") указывается наименование органа, осуществляющего в отношении клиента функции и полномочия учредителя, поля "Наименование бюджета", "Финансовый орган" не заполняются;
- в кодовой зоне коды "По Сводному реестру", "Глава по БК", "Предельная дата исполнения" и "Учетный номер обязательства" не проставляются;
- в графе "Код по БК" указывается код КОСГУ;
- в случаях, предусмотренных Порядком санкционирования (соглашением), в поле "Примечание" заявки на кассовый расход (ф. 0531801), заявки на получение наличных денег, уведомления, в поле "Назначение платежа" заявки на кассовый расход (сокращенной) (ф. 0531851) указывается код субсидии;
- в случаях, предусмотренных п. 7, 9 и 10 Порядка N 11н, в поле "Назначение платежа (примечание)" заявки на возврат проставляется код субсидии.
Приложение 3
к Правилам обеспечения наличными деньгами организаций,
лицевые счета которым открыты в территориальных органах
Федерального казначейства, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от 31.12.2010 N 199н
(в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2012 N 177н)
/----\
ЗАЯВКА N | 25 |
\----/
на получение денежных средств,
перечисляемых на карту
/-------------\
| Коды |
|-------------|
Форма по КФД | 0531844 |
|-------------|
от " 15 " октября 20 13 г. Дата | 15.10.2013 |
-- ------- -- |-------------|
Наименование клиента ГБУЗ "Больница N 7" по Сводному реестру | |
-------------------- |-------------|
ИНН | 5205802442 |
|-------------|
КПП | 520501001 |
|-------------|
Номер лицевого счета |ххххххххххххх|
|-------------|
Наименование органа | |
Федерального казначейства УФК по N-й области по КОФК | |
--------------------------- |-------------|
Учетный номер обязательства | |
|-------------|
Единица измерения: руб. (с точностью до второго по ОКЕИ | 383 |
десятичного знака) \-------------/
/------------------\
Денежные средства в сумме | 16 300,00 |
\------------------/
/------------------\
перечислить на карту N | 1234567893210000 |
\------------------/
полученную работником: бухгалтер, Потапова Ольга Николаевна
---------------------------------------------------
(должность, фамилия, имя, отчество)
-------------------------------------------------------------------------
N п/п | Наименование вида средств | Код по БК (код КОСГУ) | Сумма | Назначение платежа | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Средства от приносящей доход деятельности | 8 000,00 | Оплата проездных документов для направления в командировку | ||
2 | Средства от приносящей доход деятельности | 500,00 | Оплата суточных | ||
Средства от приносящей доход деятельности | 7 800,00 | Оплата проживания в командировке | |||
Итого | 16 300,00 |
Руководитель
(уполномоченное лицо) главный врач Огнев Огнев А.Р.
---------------- ---------- --------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер
(уполномоченное лицо) главный бухгалтер Туманова Туманова П.Ю.
----------------- --------- --------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
" 15 " октября 20 13 г.
--- ------- --
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"