Что важно учитывать при проведении АРМ
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок АРМ) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Однако вопросы по процедуре проведения аттестации, ее исполнителях и сроках у руководителей организаций и исполнителях возникают довольно часто. Поговорим об особенностях данного требования, обязательного для всех работодателей.
Статья 212 ТК РФ обязывает всех работодателей обеспечивать безопасные условия и охрану труда своим работникам. Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) помогает выявить вредные или опасные производственные факторы и постараться нейтрализовать их, проведя соответствующие мероприятия, - то есть, проводя АРМ и используя результаты аттестации для приведения условий труда в соответствие с нормативами по охране труда, работодатель выполняет требования ст. 212 ТК РФ. Правильно проведенная аттестация помогает избежать штрафных санкций. С другой стороны, результаты аттестации, подтверждающие безопасность рабочего места и его соответствие требованиям охраны труда, помогают работодателям сэкономить. Работнику, условия труда которого признаны вредными и опасными, полагаются компенсационные выплаты. Однако если работодатель принял меры по недопущению вредных и опасных факторов, подтвердив это результатами АРМ, то компенсацию работнику уже выплачивать не нужно. Разумеется, работодателю придется потратиться, чтобы провести соответствующие трудоохранные мероприятия, да и аттестации, к тому же периодические, - "удовольствие не из дешевых". Однако закон есть закон, и если уж работодатель вынужден тратить средства на обязательные мероприятия, то он должен их тратить как можно эффективнее.
Еще один "приятный" финансовый момент, который следует учесть при проведении АРМ, состоит в том, что данную процедуру можно рассматривать как предупредительную меру по сокращению травматизма и профзаболеваний. Пункт 3 Правил финобеспечения охраны труда*(1) прямо указывает, что расходы страхователя на проведение АРМ подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов. То есть проведение АРМ возможно за счет сумм страховых взносов, направляемых работодателем на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются ФСС в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему. Одним из основных показателей для расчета скидок являются сведения о результатах АРМ*(2).
Однако чтобы возместить расходы на аттестацию, работодатель должен соблюсти процедуру ее проведения, правильно выбрать аттестующую организацию и предоставить в территориальный орган ФСС все необходимые правильно оформленные документы.
Сроки проведения АРМ
Обязательная аттестация
Обязательной аттестации подлежат рабочие места, в том числе организованные при создании юридического лица*(3), по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. При этом на аттестуемых рабочих местах должны трудиться работники, функционал которых согласно п. 4 Порядка АРМ предусматривает:
- работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
- эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
- работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
- использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
Работодателю не следует затягивать со сроками, однако и не стоит спешить, поскольку процедура аттестации требует соблюдения всех ее норм. В этом отношении показательно Решение Свердловского областного суда от 20.09.2012 по делу N 33-11362/2012.
Межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к вновь созданной организации о возложении обязанности по проведению АРМ в более короткие сроки. Срок проведения АРМ составлял более года, однако прокурор посчитал, что он слишком большой, поскольку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Прокурор предложил сократить срок проведения АРМ до минимума. Судебная коллегия посчитала, что вывод о необходимости проведения аттестации в более короткий срок, чем предусмотрено договором с аттестующей организацией, является правомерным, поскольку длительная оценка условий труда нарушает охраняемые законом интересы работников в области безопасных условий труда и компенсации вредных факторов. Однако согласно п. 7.1. СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" замеры при определении вредных факторов на рабочих местах проводятся два раза в год - в холодный и теплый период.
Вынося определение о сокращении срока проведения АРМ, судебная коллегия учла данное обстоятельство - чтобы АРМ проводилась и в холодный, и в теплый периоды года.
Плановая аттестация
Работодатель устанавливает сроки проведения и повторной аттестации исходя из положений Порядка АРМ.
На рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров, аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Если по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), плановая аттестация не проводится*(4).
Внеплановая аттестация
Случаи проведения внеплановой аттестации, даже на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), указаны в гл. 6 Порядка АРМ.
Инициировать проведение такой аттестации может работник, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, обратившийся с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте.
Повторная АРМ необходима, если госэкспертиза условий труда при оценке качества проведения аттестации выявила нарушения или если контролирующий орган*(5) выдал работодателю соответствующее предписание.
Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях:
- выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и мероприятий по улучшению условий труда;
- замены производственного оборудования;
- изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Кто проводит аттестацию
Некоторые эксперты указывают на возможность проведения АРМ либо только силами работодателя, либо только аттестующей организацией. Однако это не так. Обязанности по обеспечению проведения аттестации действительно возлагаются на работодателя. Но в п. 6 Порядка АРМ указано, что работодатель и аттестующая организация данную процедуру проводят совместно.
Если аттестующая организация соответствует ряду требований, указанных в Порядке АРМ, то ее заключения будут признаны контролирующими органами и ФСС.
Вначале для выполнения аттестации работодатель должен заключить с аттестующей организацией гражданско-правовой договор.
К сведению. Копия договора с аттестующей организацией с указанием количества рабочих мест, подлежащих аттестации, и стоимости проведения аттестации указанного количества рабочих мест, а также копия уведомления Минтруда о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, потребуются для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Аттестующая организация должна быть юридическим лицом, аккредитованном в установленном порядке *(6) в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и, соответственно, должна быть включена в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Поэтому при заключении договора работодатель вправе требовать у аттестующей организации документального подтверждения данной аккредитации - предоставления уведомления (или его копии) о включении организации в реестр операторов, оказывающих услуги в области охраны труда.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к нанявшему ее работодателю. Следует обратить внимание, что термин "независимой" Порядком АРМ не определен. Можно руководствоваться нормами ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции*(7), согласно которой независимая организация неаффилирована по отношению к работодателю, то есть не способна оказывать влияния на его деятельность.
Даже если у работодателя имеются соответствующие условия (аккредитованная лаборатория), он не имеет права проводить АРМ своими силами. И если по результатам аттестации работодатель выполнил мероприятия по охране труда, он должен будет повторно привлечь аттестующую организацию для проведения соответствующих измерений.
Работодатель имеет право заключить договор с несколькими аттестующими организациями. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, так и по видам работ.
Организация аттестации
Для проведения АРМ работодатель должен организовать данную процедуру, получить документально оформленные ее результаты, передать эти результаты в контролирующие органы. Только тогда АРМ будет считаться проведенной.
Приказ о проведении АРМ
Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.
Унифицированной формы приказа нет. Он должен включать сведения о составе аттестационной комиссии и ее председателе, о сроке проведения АРМ, а также график проведения АРМ, составленный в произвольной форме.
Кроме того, в произвольной форме необходимо составить график проведения работ по аттестации и либо включить его в текст приказа, либо добавить как приложение.
С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех указанных в нем лиц.
Создание аттестационной комиссии и ее обязанности
Создание аттестационной комиссии является обязанностью работодателя (п. 9 Порядка АРМ). В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя (например, руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники), специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
Наибольшее количество вопросов вызывает положение о привлечении к АРМ представительного органа работников. Многие контролеры воспринимают данное положение как обязательное требование и на основании его неисполнения оспаривают результаты АРМ. Минэкономразвитие, проводя экспертизу Порядка АРМ, указало на данную проблему в своем заключении от 12.05.2012, однако разъяснений от официальных органов, как поступать работодателю в ситуации, если представительного органа работников нет, пока не поступало.
Аттестационная комиссия должна руководить процессом АРМ и контролировать его на всех этапах. В обязанности комиссии входит и формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения.
Именно аттестационная комиссия составляет перечень аттестуемых рабочих мест*(8) с выделением таких рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника необходимой спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Важно помнить, что если в организации имеются аналогичные рабочие места, однако на данное обстоятельство не указано в перечне аттестуемых рабочих мест, то суд обяжет организацию аттестовать каждое рабочее место, как это было отражено в Решении Свердловского областного суда от 20.09.2012 по делу N 33-11362/2012.
В обязанности аттестационной комиссии входит и подготовка предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(9), а также присвоение уникального порядкового номера каждому рабочему месту.
Аттестационная комиссия заполняет и подписывает карты аттестации, при необходимости готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха и других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
По результатам АРМ комиссия разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В этом плане указываются вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам, которые подлежат устранению, источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители.
Ход аттестации
Анализ соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя следующие оценки:
- соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- травмоопасности рабочих мест;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Права и обязанности сторон
Пункт 7 Порядка АРМ устанавливает права и обязанности аттестующей организации и работодателя при проведении аттестации.
Перед началом проведения АРМ аттестующая организация должна определить методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и Порядка АРМ, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.
Работодатель должен позаботиться о предоставлении аттестующей организации необходимой документации и об обеспечении условий проведения измерений и оценок. Если документы не будут предоставлены, а условия не будут обеспечены, то согласно пп. 1.3 п. 1 Порядка АРМ аттестующая организация имеет право отказаться от выполнения работы.
В ходе АРМ эксперты исследуют в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, а при необходимости запрашивают у работодателя разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
По требованию работодателя аттестующая организация обязана предоставить обоснования выводов, сделанных по результатам ее работы.
В силу п. 46 Порядка АРМ аттестующая организация должна передать на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации.
Результаты АРМ
Результаты аттестации должны быть оформлены аттестационной комиссией в виде отчета. К названному отчету прилагаются приказ о проведении АРМ, перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, карты АРМ с протоколами измерений и оценок, сводная ведомость результатов АРМ, сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам АРМ, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, итоговый и рабочие протоколы заседания аттестационной комиссии, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда*(10). План мероприятий должен быть подписан председателем аттестационной комиссии после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом, утвержден работодателем.
К отчету также прилагаются сведения об аттестующей организации и копии документов на право проведения аттестационных работ. Если имеются заключение(я) по итогам госэкспертизы условий труда или предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка АРМ, они тоже должны быть приобщены к отчету.
В течение 10 календарных дней аттестационная комиссия должна рассмотреть отчет об аттестации*(11), подписать итоговый протокол заседания комиссии и передать его вместе с отчетом об аттестации работодателю.
В течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации работодатель обязан подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также ознакомить каждого работника под подпись с результатами аттестации его рабочего места. Отчет об аттестации должен быть утвержден на бумажном и электронном носителях.
В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета работодатель должен направить сводную ведомость результатов АРМ и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя.
Судебная практика
Обратите внимание, что АРМ обязательно должна быть доведена до конца, то есть должны быть исполнены все ее обязательные процедуры. Отсутствие хотя бы одной из них является поводом признания аттестации непроведенной. В этой связи показательно Решение Алтайского краевого суда от 05.10.2011 по делу N 33-8523/2011.
Прокуратура в результате проверки учреждения установила нарушения трудового законодательства - непроведение АРМ.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 06.07.2011 исковые требования прокурора удовлетворены, на учреждение возложена обязанность провести аттестацию АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда и указан срок выполнения данного требования.
В кассационной жалобе учреждение потребовало отмены решения суда, ссылаясь на то, что вывод о бездействии учреждения по проведению аттестации рабочих мест является необоснованным. Учреждение заключило договор на проведение АРМ, создало аттестационную комиссию, что может подтвердить документально. Следовательно, обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий труда исполнена, к тому же, если бы работодатель не выполнял работы по обеспечению безопасных условий труда, работу учреждения бы не сертифицировали. Учреждение привело еще один довод в свою защиту - госинспекция труда своевременно не разъяснила порядок проведения аттестации.
Однако доказательств завершения аттестации, то есть проведения аттестации всех подлежащих аттестации рабочих мест, оформления ее результатов, а также направления данных результатов в государственную инспекцию труда в субъекте РФ, учреждение не представило.
Судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения жалобы учреждения, посчитав, что АРМ является одним из обязательных элементов охраны труда и порядок проведения АРМ установлен соответствующим документом, который вступил в силу.
Т. Антропова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) "Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н.
*(2) Пункт 2 "Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утв. Приказом Минтруда РФ от 01.08.2012 N 39н.
*(3) Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя.
*(4) Пункт 8 Порядка АРМ.
*(5) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальные органы (государственные инспекции труда в субъектах РФ).
*(6) Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н.
*(7) Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
*(8) Образец перечня рабочих мест, подлежащих аттестации предусмотрен приложением 1 к Порядку АРМ.
*(9) Справочники утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787.
*(10) Образцы документов предусмотрены соответствующими приложениями к Порядку АРМ.
*(11) Срок исчисляется с даты поступления отчета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"