Совершенствование налогообложения как элемент стратегии развития страхового рынка
В статье дан обзор изменений в налоговой системе Российской Федерации, вводимых в действие в 2014 году и ожидаемых в 2015-2016 годах, а также исследовано влияние налоговых реформ на развитие страхового рынка.
Страховые организации применяют по страховой деятельности общий режим налогообложения, в соответствии с которым они обязаны уплачивать: НДС, налог на прибыль, государственные пошлины, транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог. НДФЛ страховые организации уплачивают как налоговые агенты в отношении собственных сотрудников, застрахованных лиц, а также в отношении страховых агентов и актуариев - физических лиц. Перечень реально уплачиваемых страховщиками налогов может быть короче. Это объясняется тем, что обязанность по уплате некоторых налогов связана с определенными действиями налогоплательщиков, которые они могут и не совершать, например, с обращением в суд (уплата госпошлины). Обязанность по уплате имущественных налогов (например, транспортного и земельного) связана с наличием у страховой организации прав собственности на эти объекты. Объекты, по которым уплачиваются другие налоги, действующие в России в страховом предпринимательстве, как правило, не возникают.
Наряду с общей системой налогообложения применяются различные специальные налоговые режимы, в частности УСНО, ПСН, в виде ЕНВД. На основе анализа положений гл. 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ можно сделать следующие выводы о возможности применения специальных режимов в страховом предпринимательстве. Спецрежим в виде ЕНВД и ПСН применяются в отношении только тех видов деятельности, которые перечислены в гл. 26.3 и 26.5 НК РФ. Страховые услуги в эти перечни не включены.
Согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ страховщики и негосударственные пенсионные фонды не вправе применять УСНО. Страховщики - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке. Страховщики проводят оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные, связанные с исполнением обязательств по договору страхования, действия. Функции страховщика выполняют страховые организации. Следовательно, ограничение, установленное п. 3 ст. 346.12 НК РФ, распространяется исключительно на страховые организации.
Кроме страховых организаций на страховом рынке действуют страховые агенты, страховые брокеры, союзы страховщиков, страховые актуарии, сюрвейеры, андеррайтеры, аджастеры. Они являются представителями страховщика и (или) выполняют отдельные функции, связанные со страхованием. На перечисленных участников страхового рынка ограничение по применению УСНО не распространяется.
По данным отчетов о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ за январь-декабрь 2011 и 2012 года (ф. 1-НМ), размещенных на сайте ФНС (www.nalog.ru), налогоплательщики, осуществляющие страховую деятельность, в 2012 году уплатили в бюджет РФ 33,9 млрд. руб. налоговых платежей (см. таблицу 1).
Таблица 1
Структура налоговых платежей по виду деятельности "страхование" (%)
Показатели | 2011 год | 2012 год | Январь-июнь 2013 года |
Налоговые платежи - всего | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | |||
- налог на прибыль организаций | 35,99 | 41,93 | 46,20 |
- НДФЛ | 53,40 | 50,50 | 45,22 |
- НДС | 5,88 | 3,23 | 4,70 |
- налог на имущество организаций | 3,78 | 3,48 | 2,76 |
- транспортный налог | 0,13 | 0,12 | 0,11 |
- земельный налог | 0,16 | 0,10 | 0,13 |
- налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов | 0,63 | 0,64 | 0,67 |
- остальные налоги | 0,03 | - | 0,21 |
Из приведенных в таблице данных видно, что в 2011 и 2012 году более половины налоговых платежей составляли поступления НДФЛ, более трети - налог на прибыль организаций. За первую половину 2013 года суммы этого налога превысили платежи НДФЛ.
В 2012 году, по сравнению с 2011 годом, налоговые поступления увеличились на 19,4%. Однако в доходах консолидированного бюджета РФ удельный вес налогов, поступивших от страховой деятельности, незначителен и составляет в последние годы около 0,3%. Для сравнения: доля налогов, генерируемых финансовыми посредниками, составляет более 4%.
Одна из целей создания НК РФ заключалась в обеспечении стабильности налоговой системы страны. Достижение такой стабильности оказалось более трудной задачей, чем представлялось инициаторам разработки Налогового кодекса. Развитие экономики страны, новые явления в отношениях между налогоплательщиками и государством, смена стадий экономического и политического цикла обуславливают необходимость внесения изменений в НК РФ. Наиболее заметные изменения, касающиеся основных элементов налогов и основ налогового администрирования, имевшие место с момента введения в действие второй части НК РФ, указаны в таблице 2.
Таблица 2
Развитие налоговой системы РФ в 2001-2012 годах
Год | Изменения в налоговой системе |
2001 | Отказ от прогрессивной шкалы НДФЛ. Начал действовать ЕСН с регрессивной шкалой налогообложения от 35,6 до 2% взамен отчислений в государственные внебюджетные фонды по суммарному тарифу 39,5% |
2002 | Введена в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, ставка налога снижена с 35 до 24%. Отменена повышенная ставка налога на прибыль для банков и посредников |
2003 | Ставка НДС снижена с 20 до 18%. Внесены изменения в порядок применения специальных налоговых режимов. Отменены налоги на пользователей автодорог, на приобретение автотранспорта и др. |
2004 | Изменена ставка (с 2 до 2,2%) и порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций |
2005 | Максимальная ставка ЕСН снижена с 35,6 до 26%. В НК РФ включены главы, определяющие порядок начисления и уплаты государственной пошлины, водного и земельного налога |
2006 | Внесены изменения в гл. 21 НК РФ, в частности в порядок определения момента реализации (как более ранняя из дат отгрузки или оплаты) и условия принятия предъявленного налога к вычету (исключено требование о необходимости уплаты налога продавцу). Отменен режим акцизного склада по акцизам на алкоголь |
2010 | Отменен ЕСН. ПФР стал администратором взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, ФСС - администратор взносов на страхование в связи с материнством и потерей трудоспособности. Суммарный тариф взносов на обязательное социальное страхование составил 26%. Лица, применяющие специальные налоговые режимы, признаны плательщиками взносов в ПФР, ФСС и ФОМС. До 2010 года уплачивались взносы в ПФР (14%), отчисления в другие фонды производились из суммы единого налога по специальному режиму |
2011 | Суммарный тариф взносов на обязательное социальное страхование повышен до 34% |
2012 | Установлены правила создания и налогообложения прибыли консолидированной группы налогоплательщиков. Введен в действие новый раздел НК РФ, устанавливающий правила контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами. По НДС введены счета-фактуры в электронном виде и корректировочные счета-фактуры. Повышен стандартный вычет по НДФЛ на третьего ребенка. Тариф взносов на обязательное социальное страхование снижен до 30% |
2013 | Внесены изменения в правила применения специальных налоговых режимов: ПСН стала самостоятельным налоговым режимом, применение спецрежима в виде ЕНВД стало добровольным |
Как видно из таблицы 2, ни одного года действия второй части НК РФ не обходилось без существенных изменений. Эта тенденция имеет продолжение и в будущем. Ежегодно Правительство РФ принимает документ, в котором определяются основные направления налоговой политики России на предстоящие три года в качестве базы для составления бюджета на следующие три года. 30 мая 2013 года Правительством РФ были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов*(1) (далее - Основные направления). Несмотря на то что документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой базу для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
"Внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается. Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры" - говорится в документе.
В соответствии с Основными направлениями в среднесрочной перспективе будут иметь место изменения налоговой системы как стимулирующего, так и фискального характера.
Классификация мер, в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов
/-------------------------------------\
| Меры налоговой политики |
| на 2014-2016 годы |
\-------------------------------------/
/----------------------------------\ /-----------------------------------\
|Стимулирующие меры: | |Фискальные меры: |
|- поддержка инвестиций и развитие| |- совершенствование налогообложения|
|человеческого капитала; | |недвижимого имущества для физичес-|
|- совершенствование налогообложе-| |ких лиц; |
|ния финансовых инструментов и соз-| |- совершенствование налогообложения|
|дание Международного финансового| |недвижимого имущества для организа-|
|центра; | |ций; |
|- упрощение налогового учета и его| |- акцизное налогообложение; |
|сближение с бухгалтерским учетом; | |- противодействие уклонению от на-|
|- создание благоприятных условий| |логообложения с использованием низ-|
|для осуществления инвестиционной| |коналоговых юрисдикций; |
|деятельности на отдельных террито-| |- совершенствование налогового ад-|
|риях; | |министрирования |
|- совершенствование налогообложе-| | |
|ния торговой деятельности; | | |
|- налогообложение добычи природных| | |
|ресурсов; | | |
|- страховые взносы на обязательное| | |
|пенсионное, медицинское и социаль-| | |
|ное страхование | | |
\----------------------------------/ \-----------------------------------/
Некоторые меры налоговой политики, предусмотренные Основными направлениями, реализованы в законодательных актах. Краткий обзор изменений, внесенных в законодательство о налогах и сборах в июне-октябре 2013 года, представлен в таблице 3.
Таблица 3
Обзор изменений законодательства о налогах и сборах, принятых в июне - октябре 2013 года
Федеральный закон | Основные положения |
Закон вносит поправки в ГК РФ, КоАП РФ, НК РФ и множество федеральных законов, направленные на создание условий для выявления и пресечение незаконных финансовых операций, легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налоговых и таможенных платежей | |
С 01.01.2014 декларацию по НДС необходимо представлять только в электронной форме. С 01.01.2015 посредники, не являющиеся плательщиками НДС, при ведении деятельности в интересах плательщика данного налога должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Неплательщиков НДС можно будет штрафовать за несвоевременное представление декларации по НДС | |
Обязательная досудебная процедура обжалования с 01.01.2014 распространена на все нормативные акты налоговых органов, а также на действия (бездействие) их должностных лиц (ранее - только на решения по налоговым проверкам). С 03.08.2013 действуют обновленные положения, относящиеся к срокам и порядкам подачи жалобы, требованиям к ее содержанию, возможности оставления без рассмотрения, оценке дополнительных документов. Сроки на подачу жалобы определены в зависимости от категории оспариваемого акта. Жалоба рассматривается лишь в вышестоящем налоговом органе, опция обращения с жалобой к должностному лицу исключена. Жалобу следует подавать через тот орган, чьи акты или действия обжалуются | |
Внесены изменения в ст. 220 НК РФ: имущественный вычет можно будет получать на несколько объектов, но в пределах суммы, не превышающей 2 млн. руб. Введено ограничение по расходам на уплату процентов по целевым займам, израсходованным на приобретение жилья. Предельная сумма вычета составит 3 млн. руб. Закреплено право родителей (усыновителей, опекунов и т.д.) получать имущественный вычет по расходам на приобретение жилья в собственность своих детей (подопечных) в возрасте до 18 лет. Имущественный вычет можно будет получать у нескольких налоговых агентов. Уточнен перечень документов, необходимых для получения вычета. Новшества применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014 | |
Введены повышающие коэффициенты, применяемые при расчете транспортного налога. Повышающие коэффициенты зависят от стоимости автомобиля и срока, прошедшего с года его выпуска. Так, для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. руб. в зависимости от количества лет с года выпуска (1, 2 и 3 года) повышающие коэффициенты равны соответственно 1,5; 1,3 и 1,1. Для автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. руб. и сроком эксплуатации не более 5 лет коэффициент равен 2; свыше 10 млн. руб. коэффициент равен 3. Порядок расчета средней стоимости автомобиля будет определен Минэкономразвития и должен размещаться на его сайте ежегодно не позднее 1 марта | |
Уточнен порядок начисления амортизации. По активам, которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начислять амортизацию следует с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию. Начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации следует производить по активам, введенным в эксплуатацию после 01.01.2013. Правила действуют с 24.08.2013. Установлены преференции по НДС и налогу на прибыль для театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями | |
С 24.07.2013 не признается объектом обложения НДС оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование уполномоченной автономной некоммерческой организации олимпийских объектов | |
Изменен порядок начисления страховых взносов в ПФР лицами, занимающимися частной практикой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.). Сумма взносов в ПФР будет определяться по формуле:
МРОТ - минимальный размер оплаты труда на начало года; Т - тариф страховых взносов в Пенсионный фонд; Д - доход плательщика, если Д < 300 000 руб., то величина в скобках принимается равной нулю. Налоговые органы обязаны направлять в ПФР сведения о доходах плательщиков страховых взносов | |
На 2014-2016 годы установлены ставки налога на добычу нефти, газа, газового конденсата | |
В НК РФ внесены изменения в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного Федерального округа и отдельных субъектов РФ. Кодекс дополнен ст. 25.8 "Общие положения о региональных инвестиционных проектах" | |
В первую и второю часть НК РФ внесены дополнения и изменения, касающиеся налогообложения деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ. В частности, вводится статья в отношении оператора нового морского месторождения углеводородного сырья |
Большая часть законодательных актов затрагивает налоговые обязанности отдельных групп налогоплательщиков: физических лиц, плательщиков акцизов, НДПИ и т.д. Широкому кругу налогоплательщиков, в том числе страховым организациям, адресован Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям. Он вносит следующие основные изменения в области налогового администрирования.
1. С 30 июля 2013 года:
- налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно конкретной сделки, но и конкретные документы (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
- документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, в случае их отправки по почте будут направляться российским организациям по адресу их места нахождения, который содержится в ЕГРЮЛ, то есть по юридическому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ);
- введены новые основания для взыскания недоимки зависимого общества с основного и наоборот. В частности, недоимка зависимого общества будет взыскиваться с основного общества (и наоборот), если после того как должник узнал о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежные средства, иное имущество были переданы основному (зависимому) обществу (абз. 4, 5 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
2. С 1 января 2014 года при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать, чтобы налогоплательщик представил пояснения (а при определенных условиях первичные документы), которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Такие же требования возможны при проверке декларации с заявленной суммой убытка (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).
3. С 1 июля 2014 года банки будут обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета (депозита), изменении его реквизитов, об остатках денежных средств на счете физического лица, которое не является предпринимателем. Налоговый орган вправе запросить указанные сведения у банка с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС в случае проведения проверки в отношении физического лица (п. 1 ст. 86 НК РФ).
4. С 1 января 2015 года:
- налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны будут направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, переданных налогоплательщику налоговым органом в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
- налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
- решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный срок исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Также ужесточен порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС. При выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС. При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов.
Таковы основные законодательно установленные изменения, вводимые в действие в 2014-м и отчасти в 2015 году. Ожидается, что до конца текущего году будут внесены изменения в размеры стандартных вычетов на детей по НДФЛ.
В дальнейшем согласно основным направлениям налоговой политики будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. В целях выравнивания налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц рассматривается возможность введения инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, находившихся в его собственности более 3 лет, а также снижения размера освобождаемых от налогообложения процентов по вкладам в кредитных организациях. Для депозитов в рублях это ставка рефинансирования плюс 5%. Данный уровень предлагается изменить до ставки ЦБ РФ плюс 3%, а по вкладам в инвалюте - до 6%.
В рамках создания Международного финансового центра будет продолжена работа по совершенствованию системы налогообложения и уплаты налогов по следующим направлениям:
- изменение налогообложения доходов иностранных организаций, выплачиваемых российскими организациями - заемщиками, с использованием компаний, специально созданных для эмиссии еврооблигаций в иностранных государствах;
- сохранение действующего порядка определения цены в сделках купли-продажи ценных бумаг только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с правилами налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
- унификация порядка учета убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;
- изменение подходов к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Контроль за правильностью применения ставок процентов, превышающих предельные значения, будет осуществляться в соответствии с действующими правилами налогового регулирования трансфертного ценообразования. Проценты, не превышающие предельные значения, могут быть выведены из-под налогового контроля.
Упрощение налогового учета и сближение его с бухгалтерским разработчики основных направлений предлагают осуществить путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли, вызывающих сложности при ведении учета.
В отношении обязательного социального страхования предполагается до 2016 года продлить применение тарифа взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года - в отношении большинства налогоплательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх предельной величины базы для начисления, при постепенном сокращении льготного обложения. Новый порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями будет действовать с 2014 года.
Важным направлением налоговой политики РФ является переход к налогу на недвижимое имущество физических лиц. При его расчете за основу будет браться кадастровая оценка объектов недвижимости. Налогоплательщикам будет предоставляться налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м объекта налогообложения. В отношении налога на недвижимость физических лиц в рассматриваемом документе предлагается введение системы максимальных ставок налога, приведенных в таблице 4.
Таблица 4
Предполагаемые предельные ставки налога на недвижимость
Объекты налогообложения | Ставки налога (%) по объектам | |
с кадастровой стоимостью до 300 млн. руб. | с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб. по совокупности объектов | |
Жилые помещения, в том числе дачные, садовые | 0,1 | |
Объекты незавершенного капитального строительства, относящиеся к указанным объектам | 0,1 | 0,5 |
Объекты капитального строительства, не относящиеся к жилому фонду | 0,5 | 0,5 |
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые жилым фондом, подсобным личным хозяйством и т.п. | 0,3 | 1,5 |
Прочие земельные участки | 1.5 | 1.5 |
Минфин считает, что налог на недвижимость для физических лиц, базой для расчета которого будет служить кадастровая оценка объектов, может быть введен в РФ не ранее чем с 2015 года. Налог на недвижимость для организаций, рассчитываемый на основе кадастровой стоимости объектов, может быть введен не ранее 2018 года.
В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется:
- подготовить предложения по внесению в законодательство РФ положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода;
- разработать типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями (далее - типовое соглашение) и на его основе провести переговоры о заключении соответствующих соглашений;
- предусмотреть в типовом соглашении возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, а для представителей налоговых органов названных юрисдикций - в проверках в РФ;
- внести изменения в ст. 87 НК РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в РФ, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением;
- внести изменения в НК РФ, устанавливающие понятие налогового резидентства.
Предложения по совершенствованию налогообложения высказываются и отраслевыми сообществами. Большое внимание вопросам совершенствования налогообложения уделено в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р, разработанной под эгидой Всероссийского союза страховщиков (далее - Стратегия).
Разработчики Стратегии считают, что развитие законодательства, в том числе о налогах и сборах, должно способствовать формированию и развитию страхового рынка, выполнению его социально-экономической функции. Предложения Стратегии касаются как налогов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций), так и взносов на обязательное социальное страхование. Меры, предлагаемые в ней, можно объединить в следующие группы:
- введение новых или расширение действующих налоговых льгот либо введение специальных налоговых режимов для стимулирования граждан и организаций инвестирующих средства в перспективные продукты страхования;
- унификация правил налогообложения взносов и доходов по продуктам страхования жизни и налогообложения пенсионных взносов в НПФ;
- упрощение процедуры получения социального налогового вычета по договорам добровольного личного страхования.
Масштаб применения льгот по НДФЛ, направленных на стимулирование добровольного личного страхования и пенсионного обеспечения, можно проанализировать на основе отчетов о декларировании доходов физических лиц*(2).
Таблица 5
Величина налоговых вычетов по НДФЛ, связанных со страхованием и пенсионным обеспечением (тыс. руб.)
Показатели | 2011 год | 2012 год | Темпы роста (%) |
Социальные вычеты по суммам: | |||
- страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного личного страхования | 199 741 | 212 591 | 106,4 |
- страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного пенсионного страхования | 72 180 | 51 736 | 71,7 |
- пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения | 864 520 | 929 032 | 107,5 |
- дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии | 239 114 | 332 355 | 139,0 |
Социальные вычеты, перечисленные в таблице, предоставлены в 2012 году 113 694 налогоплательщикам, в том числе примерно 10 000 из них получили вычеты по договорам добровольного личного страхования. Для сравнения: вычетами на обучение воспользовались около 900 000 налогоплательщиков, а вычетами на лечение - более 300 000.
Динамика расходов на страхование, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, определена на основе данных отчета по налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль*(3) и показана в таблице 6.
Таблица 6
Расходы работодателей по договорам страхования, учитываемые при расчете налога на прибыль организаций (млн. руб.)
Показатели | 2011 год | 2012 год | Темпы роста (%) |
Суммы взносов (платежей) работодателей: | |||
- уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ на формирование дополнительных пенсионных накоплений | 28 308 | 19 524 | 68,96 |
- по договорам страхования жизни на срок не менее пяти лет, не предусматривающим страховые выплаты в течение этих пяти лет | 831 | 1 207 | 145,24 |
- по договорам негосударственного пенсионного обеспечения | 31 426 | 33 605 | 106,93 |
- по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее года, предусматривающим оплату страховщиком медицинских расходов застрахованных лиц | 42 542 | 38 020 | 89,37 |
- по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случае смерти или причинения вреда здоровью застрахованного лица | 4 029 | 5 199 | 129,04 |
- по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы | 595 | 582 | 97,81 |
Предложения Стратегии по унификации правил налогообложения аналогичных финансовых инструментов и операций целесообразны, меры по решению данного вопроса содержатся и в Основных направлениях.
Введение новых льгот представляется неудачной идеей. Приведенные в таблицах 5 и 6 данные показывают, что налогоплательщики недостаточно активно используют уже существующие налоговые льготы. Такие льготы усложняют законодательство и создают основу для уклонения от уплаты налогов. В соответствии со ст. 4 НК РФ любые органы могут издавать акты по налогам и сборам, но не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Все изменения и дополнения приобретают законную силу лишь в результате внесения соответствующих поправок в НК РФ.
Основными направлениями налоговой политики до 2016 года изменений правил налогообложения операций и результатов действий на страховом рынке не предусматривается.
Н.Н. Никулина,
к.э.н., доцент кафедры
"Страхование" финансового факультета ННГУ,
академик финансовой академии "Элита"
Т.И. Осипова,
доцент кафедры
"Системы налогообложения" ННГУ
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одобрены на заседании Правительства РФ 30.05.2013, www.minfin.ru (дата размещения - 06.06.2013).
*(2) Форма 1 ДДК, см. на сайте www.nalog.ru.
*(3) Форма 5 П, см. на сайте www.nalog.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"