Конституционные правоотношения: воздействие на правовую систему
Состояние российского права беспокоит многих ученых-юристов. Так, специалисты земельного и аграрного права пишут об опасности распространения методов гражданско-правового регулирования на объекты природных ресурсов*(1). С проблемами развития правовой системы сталкиваются и отечественные конституционалисты*(2). Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин уверен в их успешном решении. Для этого, по его мнению, надо однозначно признать "каркасом всей отечественной правовой системы"*(3) Конституцию Российской Федерации. Пока же российское законодательство, в том числе конституционное, развивается с учетом разных позиций, сопоставимых с требованиями разных эпох. Это и понятно, ибо "у нас, по сути, переходная экономика, политическая система еще в состоянии становления"*(4). Для конституционалистов представляет интерес тема средств обеспечения конституционного развития правовой системы, в связи с чем приобретает актуальность вопрос о воздействии конституционных правоотношений на правовую систему.
Когда-то в науке использовался термин "конституционно-правовые отношения". Окончательное выделение конституционных правоотношений как конституционной формы политико-социально-экономических отношений совпало с последовательной реализацией идеи верховенства Конституции, формированием правовой государственности и утверждением конституционной законности. Правда, как замечает В.И. Крусс, и сейчас некоторые исследователи пытаются игнорировать факт существования конституционных (общих правовых) отношений*(5). По происхождению конституционные правоотношения отражают состояние конституции, так как каждый основной закон старается своеобразно регулировать общественные отношения. Характер регулирования зависит от типа конституции. Демократическая конституция "строит" демократическую систему конституционных правоотношений. Либеральные ценности становятся правовыми идеями и ценностями. Конституционные правоотношения характеризуют потенциал конституции, ибо они отражают идеалы Основного закона и связаны с деятельностью органов конституционного судопроизводства. В предметном плане конституционные правоотношения выражают права и свободу человека и гражданина, основы конституционного строя и принципы правовой организации общества. Конституционные правоотношения связаны с конкретными юридическими фактами, и в этом смысле, как обозначают в литературе, они являются классическими правоотношениями*(6). Вместе с тем законодатель имеет в виду их значение в развитии правового регулирования в целом. На конституционные правоотношения ориентируется орган применения права. Иные связи между субъектами публичного права могут зарождаться вне конституционных правоотношений*(7). Действительно, такое допустимо. Но их зарождение так или иначе опосредовано конституционными правоотношениями, в частности правоотношениями общего характера. Возникшие связи действуют в рамках правоотношений. Нормы, идеи, принципы и ценности конституции в совокупности и в отдельности не только непосредственно, но и через интересы и потребности субъектов, особенности объектов, права и обязанности участников правоотношений структурированно выражаются конституционными правоотношениями. Посредством конституционных правоотношений легче защищать и охранять публичные интересы. Конституционные правоотношения - гаранты роли государства. По своей природе конституционные правоотношения связаны с самодостаточностью конституции. Они определенны, постоянны и потому контролируемы. То есть конституционные правоотношения имеют свое содержание и отличаются от конституционализма, конституционных ценностей и судебного конституционализма, являющихся идеями общего характера, не всегда связанными с текстом конституции.
Воздействие конституционных правоотношений на правовую систему основано на том, что они, с одной стороны, определяют устои государства, ценности и идеалы общества, социальную обусловленность и самостоятельность права, а с другой - влияют на текущее законодательство и состояние отраслевых правоотношений. В конечном счете так обеспечивается идентичность правовой системы национально-культурным традициям народа и идеалам права, которые приняты обществом*(8).
Изучение роли правоотношений в развитии законодательства связано с тем, с каких позиций трактуют право - государственно-публичной, социологической, психологической или с точки зрения коммуникационного подхода*(9). Для изучения обеспечения воздействия конституционных правоотношений на развитие законодательства и правовой системы важно руководствоваться социологическим пониманием права. При этом могут быть использованы отдельные элементы иных подходов к праву. Так как право связано с деятельностью государства, его качество зависит от эффективности деятельности органов государственной власти. Очевидна связь правовой системы с текстом конституции, и потому важно проследить ее результаты. Следовательно, изучая системные связи правоотношений, необходимо вовлекать в эту сферу все более новые проблемы. При этом возникает необходимость изучения практики других стран*(10). По результатам комплексного изучения воздействия конституционных правоотношений на развитие российского законодательства сделаны выводы относительно формирования в российском праве "специализированных отраслей" права - трудового, экологического, жилищного и образовательного. В этих отраслях права, как считают специалисты, преобладают публичные интересы. Однако их нормы основаны на защите и поощрении развития частного интереса*(11). Дальнейшее изучение процесса воздействия конституционных правоотношений на развитие правовой системы предполагает ознакомление с некоторыми общими вопросами развития Конституции РФ.
Интересен вопрос логики развития Конституции РФ, по которому у ученых нет единства мнений. Так, М.А. Митюков считает, что развитие российского законодательства следует осуществлять в рамках процесса преобразования положений Конституции РФ, не внося в ее текст изменений*(12). С.А. Авакьян исходит из того, что Россия нуждается в новой Конституции, которая и будет основой становления полноценного российского законодательства*(13). Некоторые авторы связывают дальнейшее развитие современного российского законодательства с осуществлением в стране конституционной реформы, предполагающей внесение в Конституцию РФ 1993 г. различных поправок.
Представляется, что развитие российского законодательства может быть достигнуто в рамках действующей Конституции. Потенциал действующего Основного закона таков, что совершенствование как публичного, так и частного права реализуется без глубокой конституционной реформы.
В России уже сложилась правовая система. В научной литературе отмечают ее слабые стороны*(14). Соглашаясь с некоторыми замечаниями, однако, следует сказать, что связывать недостатки правовой системы с состоянием конституции нельзя. Правовая система может отставать или опережать конституционное развитие. Они могут развиваться синхронно. Как известно, даже в условиях действия советского типа конституции иные источники права, например Германское гражданское уложение, имели свою историю. На основании конституции оптимизированы отрасли права, многие из них пережили качественное обновление. Так, уголовно-процессуальное право от розыскного процесса и криминалистической теории доказывания перешло к состязательному процессу и уголовно-процессуальной теории доказывания. В настоящее время положения конституции служат идее собственного развития правовой системы. Завершается переходное состояние - кризис идентичности. По некоторым оценкам, Россия формируется как консервативная Европа*(15). Соответственно, в России утверждается романо-германская правовая система с российской спецификой. В правотворчество внедряются методы быстрого реагирования. Пример тому - законодательство относительно порядка формирования Совета Федерации, выборов депутатов Государственной Думы и порядка наделения полномочиями глав субъектов РФ. Возник пласт законодательства по вопросам контрольных функций органов государства. Усиливается контроль общества за деятельностью структур власти. Развивается новое социальное законодательство. Осваиваются параметры современного законодательства о культуре. Поднят уровень регулирования вещных прав и договорных отношений. Национальные ценности проникли в область регулирования усыновления и опекунства. Приспосабливаются к рынку уголовное и административное законодательство. Законодатель начинает осваивать область действия права на свободу совести и вероисповеданий. Большие перемены переживает трудовое законодательство. В частности, Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ, согласно которому внесены поправки в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", направлен на искоренение практики работодателей объявлять о свободных рабочих местах и вакантных должностях с указанием требований по полу, национальности, возрасту, месту жительства. Утверждаются гарантии развития правоприменительной практики. Например, в связи с постановлением КС РФ от 21 января 2010 г. N 1-П подтверждается прецедентное значение разъяснения Пленума ВАС РФ.
Наиболее известные формы воздействия конституционных правоотношений на развитие правовой системы - это правотворчество, законодательный процесс, нормотворчество, законодательная инициатива, научная и специальная экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, судопроизводство, реализация права, применение права, правоприменительная практика и юридическая практика. Своеобразно действует такая форма, как приведение положений законодательства субъекта РФ в соответствие с установлениями федерального регулирования. Выделение указанных форм является условным. Так, правотворчество, законотворчество, нормотворчество и законодательный процесс не исключают друг друга, а существуют во многих случаях одновременно. Но их раздельное рассмотрение позволяет углублять содержание каждой формы. В частности, законодательная инициатива, представленная главой государства, отличается от законодательной инициативы депутата и законодательной инициативы Правительства РФ. Правоприменительная практика - это деятельность административных и судебных органов. Средства воздействия конституционных правоотношений на развитие правовой системы разнообразны: одни из них действуют автоматически в силу конституционного провозглашения, другие - реализуются посредством использования статуса, полномочий и компетенций органов государственной власти и иных властных структур.
Идея правового государства в Конституции РФ определена своеобразно. Она постулирована в качестве конституционного требования. Значит, включение ее в Основной закон можно представить как результат договора между государством и обществом. Чем не основание для квалификации Конституции РФ как "высшей универсальной системы легитимации России" (В.Д. Зорькин)? Следовательно, идея правового государства, провозглашенная российской Конституцией, может действовать в качестве конституционных правоотношений. Общество и государство "договорились", что конституционные правоотношения, выражающие, в частности, правовое государство, распространяют свое влияние на принципы демократического и социального государства*(16). Общество обязуется преодолеть остатки правового нигилизма как собственной ментальности. Государство берет на себя обязательство развивать правовую практику, основанную на уважении прав человека, неприкосновенности права собственности, всеобщей значимости договора и принципа строгой исполнимости договоров. Идея правового государства как принцип конституционных правоотношений претворяется через верховенство права, которое применительно к Конституции означает ее высшую юридическую силу и прямое действие ее норм. Эта связь легализована конституционной нормой и признана судами. Пленум ВС РФ признает прямое действие норм Конституции РФ. Судам рекомендовано в случае необходимости применять положения Основного закона в качестве норм прямого действия*(17). Конституционный Суд РФ указывает на обязанность суда общей юрисдикции, пришедшего к выводу о несоответствии Конституции РФ закона субъекта РФ, не применять его в конкретном деле. Он обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке его конституционности. Обязанность суда существует независимо от того, было ли дело, рассматриваемое им, разрешено на основе непосредственно действующих норм Основного закона России*(18).
Конституционные правоотношения оказывают воздействие на развитие правовой системы через действия субъектов, поэтому имеют значение полномочия органов государственной власти (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ) и их структур.
Так, Президент РФ в силу своих весьма широких полномочий вовлечен в разнообразные конституционные правоотношения. Соответственно, он пользуется уникальными по правовой природе средствами, воздействующими на правовую систему. В частности, большим потенциалом обладает Послание Президента Федеральному Собранию РФ. Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Значит, в его Послании могут быть поставлены не только вопросы развития текущего законодательства, но и важнейшие вопросы правовой политики государства*(19). Президент РФ наделен правом приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Данное право не связано с изъятием соответствующего акта исполнительной власти субъекта Федерации из состава правовой системы, но оно на это направлено. Само изъятие может быть осуществлено органом или должностным лицом субъекта РФ, издавшим акт, а возможно, и судом (ст. 85 Конституции РФ). В необходимых случаях Президент РФ вправе исключать постановления и распоряжения Правительства РФ из состава правовой системы.
Конституционные правоотношения образуют систему, в составе которой выделяются правоотношения основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, главы государства, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и местного самоуправления, а также поправки и пересмотр Конституции. В системе конституционных правоотношений определенное место отводится судебным конституционным правоотношениям, связанным с организацией, полномочиями и деятельностью органов судебной власти. Судебные конституционные правоотношения реализуются посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Главное в конституционном судопроизводстве - судебная охрана Основного закона России*(20). Охрана Конституции - это защита ее реального положения в обществе и государстве. А реальный статус Конституции представлен в конституционных правоотношениях. Следовательно, правовые средства охраны Конституции одновременно выступают средствами воздействия конституционного судопроизводства и конституционных правоотношений на развитие правовой системы. Классификация средств воздействия судебных конституционных правоотношений, связанных с конституционным судопроизводством, может быть осуществлена по разным критериям. По характеру решений КС РФ можно, например, говорить о таких средствах, как общеобязательность правовых позиций, рекомендаций и обязательность предписаний КС РФ. При другой классификации к средствам соответствующего воздействия следовало бы отнести решение КС РФ об исключении нормативного правового акта (нормы), признанного неконституционным, из состава правовой системы и о внесении дополнений и изменений в нормативный правовой акт, а также о пересмотре решения суда по конкретному делу. Средствами воздействия являются проверка конституционности норм законов и иных нормативных правовых актов; установление конституционно-правового смысла оспоренной правовой нормы; толкование конституционных норм; формулирование конституционной обязанности законодателя или органа применения права; интерпретация содержания комплексных конституционных правоотношений; определение конституционного режима применения норм, связанных с конституционными правоотношениями; конкретизация компетенции органов государственной власти.
Полномочия Конституционного Суда РФ сформулированы так, что он призван обеспечивать конституционную законность в правотворчестве и применении права. Поэтому в процесс воздействия конституционных правоотношений на правовую систему вовлечены конституционный режим правотворчества и конституционный режим применения права. Материалы КС РФ показывают, что конституционный режим правотворчества сформировался как порядок реализации законодательного процесса (например, соблюдение процедуры чтений, порядок голосования, толкование понятия "принятый закон", порядок подписания и проч.). Обосновываются требования общего характера (субъекты РФ не обладают суверенитетом, экономическая свобода, конституция (устав) субъекта РФ - учредительный документ, субъективное право граждан, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, регулирование не должно искажать существа конкретного конституционного права). Обосновывая конституционный режим правотворчества, КС РФ указал, что законодатель, осуществляя регулирование общественных отношений, обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, соблюдать принципы справедливости, равенства и соразмерности. К элементам конституционного режима правосудия относятся и требования технико-юридического порядка, например ясность, недвусмысленность, определенность и пропорциональность правовой нормы.
Исходя из требований ст. 74 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", при рассмотрении нормы акта проверяется как ее буквальный смысл, так и смысл, придаваемый ей официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, исходя из ее места в системе норм. Результат рассмотрения дела - решение о конституционности правовой нормы или несоответствии правовой нормы Конституции РФ. В ряде случаев второй вид решения не исключает обязанности федерального законодателя или законодательной власти субъекта РФ и далее совершенствовать правовое регулирование*(21). В данном случае судебные конституционные правоотношения действуют во взаимодействии с общими конституционными правоотношениями. Это связано с тем, что КС РФ, рассматривая дела, как правило, оговаривает обязанность государства обеспечивать верховенство права, разделение властей, осуществление прав и свобод человека и гражданина. Подведомственные Конституционному Суду РФ дела решаются с учетом международных обязательств государства. Для этого он ссылается в своих решениях на положения соответствующих документов, например на Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах. Конституционный Суд РФ использует концепцию о прецедентном значении решений Европейского суда по правам человека.
Необходимость выявления конституционно-правового смысла спорной нормы возникает при любой проверке конституционности правовой нормы. Специальной является ситуация, когда КС РФ уже рассматривал норму и признал ее не противоречащей Конституции РФ. Одновременно он дает собственное истолкование конституционно-правового смысла нормы в системе действующего правового регулирования. Если орган применения права - суд общей юрисдикции или арбитражный суд - допустил толкование правовой позиции КС РФ, которым исказил подход последнего, для восстановления своего толкования Конституционный Суд РФ может принять определение, в котором подтверждает действие предыдущего своего решения. Но он может возбуждать новое дело, если имеются формальные основания, в том числе обращение соответствующего субъекта*(22).
Деятельность Конституционного Суда РФ по толкованию и интерпретации положений Конституции РФ вызывает неизменный интерес. В данном случае подчеркнем лишь один момент. Кажется, что КС РФ, осуществляя толкование, не всегда имеет дело с конституционными правоотношениями. Это связано с тем, что нередко он, с одной стороны, обращается к идеям, принципам и ценностям права и Конституции, а с другой - учитывает "национальную социально-государственную среду", социальную реальность, специфику современной России, временные рамки действия конституционных и иных правовых норм*(23). Идеи, принципы и ценности связаны с конституционными правоотношениями, а те, в свою очередь, - с такими понятиями, как "общее" "особенное" и "единичное". На уровне общего конституционные правоотношения олицетворяют универсальные правила. Конкретизированное содержание конституционных правоотношений связано с понятием единичного. На уровне особенного достигается объединение черт общего и единичного. В деле о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О политических партиях" КС РФ учел особенности возникновения и функционирования конституционных правоотношений, представляющих право на свободу объединения*(24). Субъект РФ связан с региональными отделениями всероссийских политических партий. В рамках современного толкования ст. 30 Конституции РФ население субъекта пока не вправе формировать региональные политические партии. Отметим и то, что Суд использует идеи, принципы и ценности в логике конституционных правоотношений. Каждый принцип, например, рассматривается с разных сторон: субъекта, объекта, прав, обязанностей его участников. Идеи, ценности и принципы, вовлеченные в деятельность Конституционного Суда РФ, если они связаны с публичными субъектами и объектами, совмещаются со статусом органа государственной власти. Во всех статьях подразумевается наличие общих конституционных правоотношений. Например, закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право каждого на судебную защиту, являющееся гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, как разновидность конституционных правоотношений имеет в виду определенный перечень субъектов.
На государство возлагается обязанность обеспечивать полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Таким же образом раскрывается содержание других правовых принципов как разновидностей конституционных правоотношений. Так, принцип состязательности в уголовном судопроизводстве легко представить как разновидность конституционных правоотношений. В его состав входят субъекты конституционных правоотношений, их объекты, права и обязанности субъектов. Государство в лице законодателя устанавливает порядок реализации принципа состязательности. Оно обязано предусмотреть весь механизм, гарантирующий вынесение правосудных, т.е. законных, обоснованных и справедливых судебных решений*(25). Конституционный Суд РФ обеспечивает реальное применение принципа состязательности как неотъемлемой части независимого и справедливого правосудия. Во многих своих решениях в интересах углубления содержания конституционных правоотношений он связывает их с общеправовыми критериями определенности, недвусмысленности правовой нормы, а также с принципом равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)*(26).
Конституционное судопроизводство связано с формированием конституционного режима применения права. Об этом, в частности, говорят данные о рассмотрении Конституционным Судом РФ норм уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. КС РФ указывает, что право на судебную защиту является личным неотчуждаемым правом каждого человека. Судебная защита посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным составом суда. Подсудность должна устанавливаться законом и не может меняться произвольно. Усилиями конституционного судопроизводства расширены границы пересмотра дел, в том числе при наличии судебной ошибки и по вновь открывшимся обстоятельствам. В решениях КС РФ конституционный режим применения права связывается с такими принципами, как право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок. Проявления режима применения права многогранны. Режим применения права касается и "поведения" соответствующего органа. Правоприменительные органы, включая суды, не могут не учитывать волю федерального законодателя*(27), в том числе в законе, изданном позже нормы, которая подлежит применению. Конституционный Суд РФ исходит из того, что правовая норма, подлежащая применению, не может быть охарактеризована вне связи с другими нормами*(28). Орган применения нормы, приступая к рассмотрению дела, обязан детально изучить конкретные его обстоятельства. Участвуя в формировании режима применения права, КС РФ учитывает необходимость соблюдения стабильности правоотношений*(29), закрепленных в Конституции. Для правоприменителя КС РФ часто указывает, что решение является обязательным, исключающим любое иное понимание вопроса (иное истолкование) в правоприменительной практике. Вместе с тем он может напомнить, что впредь до внесения в действующий нормативный правовой акт надлежащих изменений оспоренное положение акта подлежит применению "в их конституционно-правовом истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации". Иногда отложенный режим применяется и в отношении нормы, признанной не соответствующей Конституции РФ.
Конституционные правоотношения, выражающие исполнительно-распорядительные связи и надзорную деятельность, закреплены в ст. 4, 5, 72 (п. "а" ч. 1), 76 (ч. 1, 2, 5) и 114 (п. "е" ч. 1). Конституционный Суд РФ детализирует содержание надзорных конституционных правоотношений применительно к ст. 72 и 114 Конституции РФ. Предметом надзора органов прокуратуры является соответствие федеральным законам правовых актов, издаваемых представительными органами субъектов РФ. В процессе конкретизации судебных конституционных правоотношений (ст. 85, 118) Конституционный Суд РФ указывает на право суда признать закон субъекта РФ недействительным*(30). Надзорные конституционные правоотношения (ст. 76, 114 Конституции РФ) развиты в выводах КС РФ о том, что федеральное законодательство не исключает для Генерального прокурора РФ возможности обращаться в Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ*(31).
В соответствии с принципом разделения властей государственную власть в Российской Федерации осуществляют законодательная, исполнительная и судебная власти (ст. 10), которым соответствуют три группы конституционных правоотношений реализации государственной власти: конституционные правоотношения законодательной власти, конституционные правоотношения исполнительной власти и судебные конституционные правоотношения (ст. 11). Судебные конституционные отношения зафиксированы в 34 статьях Конституции РФ. В силу ст. 125 Конституции РФ разновидности судебной власти и виды судопроизводства взаимодействуют. Так, согласно ч. 1 ст. 125 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ наделены правом запроса в Конституционный Суд РФ. В соответствии с ч. 4 той же статьи Конституционный Суд РФ по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Воздействие судебных конституционных правоотношений на развитие правовой системы реализуется с участием всех судов. Пленумы ВС РФ и ВАС РФ посредством принятия постановлений участвуют в реализации воздействия судебных конституционных правоотношений на развитие правовой системы. Реализуя воздействие судебных конституционных правоотношений на развитие правовой системы, Конституционный Суд РФ уточняет состав субъектов и объектов конституционного контроля, конкретизирует содержание судебных конституционных правоотношений применительно к деятельности ВС РФ и ВАС РФ. В частности, в связи с этим Конституционным Судом РФ была обоснована правовая позиция о том, что эти суды не признают оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, их решения, в том числе разъяснения Пленумов высших судов, не могут иметь такое же общее значение во времени, в пространстве и по кругу лиц, как правовые позиции Конституционного Суда РФ. В то же время следует согласиться с мнением о том, что постановления "содержат в себе правоположения, предусматривающие новые пути, способы, основания и элементы возникновения, изменения или прекращения существующих правоотношений"*(32).
Развитие правотворчества, реализации и применения права в соответствии с конституционными правоотношениями требует не только соответствующих форм и средств, но и определенных условий. По поводу условий реализации форм и средств авторы дают несовпадающие рекомендации. Одни авторы связывают их с процессом конституционализации правовой системы, другие - с дальнейшим повышением роли конституционного судопроизводства, третьи - с укреплением прецедентных начал в решениях судов общей юрисдикции и судов арбитражной системы, четвертые - с возможностью использования разных видов разрешения иерархических коллизий между нормами права, содержащихся в различных по своему уровню нормативных правовых актах. Конституционализация - это тест конкретизации начал, ценностей Конституции в действующем законодательстве и в области реальных социальных отношений. Он формирует правовой режим пользования основными правами и свободами человека и гражданина*(33). Укрепление конституционного судопроизводства, в том числе на уровне субъектов РФ, может усилить охрану конституционных прав граждан. Прецеденты связаны с независимостью и самостоятельностью судов. Привлекательны предложения об использовании иерархических способов защиты прав и правовых интересов граждан. Общее правило - преодоление судами любого вида и уровня иерархических коллизий в каждом конкретном случае посредством прямого применения принципов и норм права, содержащихся в Конституции РФ; признание Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции России норм права, содержащихся в нормативных правовых актах, отнесенных Основным законом к его компетенции; признание судом общей юрисдикции не соответствующими федеральным законам норм права, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах*(34).
Наряду с достоинствами каждое из перечисленных условий все-таки вызывает вопросы. Так, конституционализация как определенный процесс, конечно, может влиять на улучшение состояния правовой системы. Но, во-первых, процесс может длиться бесконечно долго. Во-вторых, конституционализация связана с важнейшими началами права, конституции и потому трудно установить критерии ее полезности. Иерархический способ направлен на упорядочение статуса видов судопроизводства. Усматривается возможность коллизий между конституционной законностью, охраняемой Конституционным Судом РФ, и законностью, защищаемой другими судами. Не совсем ясными остаются и некоторые, казалось бы, устоявшиеся положения: будет ли предлагаемая ситуация реализована с учетом ст. 125 (п. "а" ч. 2) Конституции РФ; будет ли она учитывать правовые позиции КС РФ относительно пределов действия ст. 27 ГПК РФ и в части постановления Правительства РФ, которым осуществляется регулирование прав и свобод человека и гражданина в силу прямого предписания федерального закона*(35)?
Условия развития правовой системы могут быть разнообразными. Это социально-экономическое развитие, правовая культура общества и государственная правовая политика*(36). Особое значение имеет процесс юридизации общественных отношений, развивающийся по мере совершенствования законодательства, отражая, с одной стороны, состоятельность государства, его правоохранительных и судебных органов, с другой - права человека, средства сдерживания и ограничения власти, положение независимых юридических агентов.
Итак:
конституционные правоотношения, основанные на идеях и принципах права, являются важнейшей составляющей Конституции РФ;
развитие конституционных правоотношений носит относительно самостоятельный характер и потому процесс необходимо отличать от развития конституционализма, судебного конституционализма, конституционных ценностей и других общего характера идей и принципов;
конституционные правоотношения воздействуют на правовую систему разнообразными средствами - политическими, идеологическими, нормативными и проч. Действенные средства вырабатываются Конституционным Судом РФ, призванным обеспечивать в рамках предоставленных ему полномочий эффективное и сбалансированное функционирование и развитие правовой системы Российской Федерации;
привязка правовой системы к конституционным правоотношениям может быть реальным ограничением чрезмерной независимости текущего законодательства от Конституции. Стало быть, она может быть условием максимальной реализации социально-экономических, политических и правовых установлений Основного закона.
Библиографический список
Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России // Конституционное муниципальное право. 2012. N 9.
Авакьян С.А. Стране нужна новая Конституция // эж-Юрист. 2007. N 5.
Аничкин Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации: понятие, виды, пределы // Российский юридический журнал. 2008. N 6.
Анишина В.И. Правотворчество в деятельности Верховного Суда Российской Федерации: форма и проблемы реализации // Судебная власть. 2011. N 11.
Бринчук М.М. Право как ресурс деградации общества и государства // Государство и право. 2012. N 4.
Выступление В.В. Путина на коллегии Генпрокуратуры России // Российская газета. 2013. 6 марта.
Добробаба М.Б. Проблема определения правовой природы дисциплинарных правоотношений в служебном праве // Административное право и процесс. 2012. N 5.
Ескина Л.Б. Особенности развития конституционных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3.
Затулина Т.Н. Постановка проблемы регулирования принципов налоговых правоотношений (конституционный аспект) // Финансовое право. 2008. N 6.
Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011.
Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности. М., 2013.
Интервью директора Института политических исследований С. Маркина // Парламентская газета. 2013. 5-11 июля.
Карташов В.Н. Содержание и форма правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.Н. Лобачевского. Серия "Право". 2001.
Кархалев Д.Н. Кондикционное охранительное правоотношение: проблемы теории законодательного обеспечения // Российский судья. 2009. N 12.
Кирилловых А.Н. Трудовые правоотношения в высшей школе: проблемы и практика регулирования // Законодательство и экономика. 2011. N 9.
Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2010.
Крусс В.И. Роль субъектов Российской Федерации в конституционализации национальной правовой системы // Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан. Казань, 2013.
Крусс В.И. Юридические предпосылки и перспективы конституционализации российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.
Кудряшов А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5.
Лебедев В.А. Конституционное развитие России // Российский судья. 2004. N 3.
Лебедев В.М. Современная российская модель правосудия // Российское правосудие. К VIII Всероссийскому съезду судей. Специальный выпуск. М., 2012.
Лучин В.О. Особенности конституционно-правовых отношений. М., 2003.
Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 1.
Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2013.
Митюков М.А. Конституция Российской Федерации: наставления и способы ее преобразования // Государственная власть и права человека. Томск, 2001.
Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество. М., 2011.
Обзор материалов "круглого стола" // Государство и право. 2012. N 9.
Осипов М.Ю. Теория конституционно-правовых процессов: монография. М., 2011.
Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. СПб., 2005.
Скобелева И.А. Проблемы ценза оседлости в жилищных правоотношениях // Жилищное право. 2010. N 9.
Скурко Е.В. Модернизация как фактор развития российского права на современном этапе // Российская юстиция. 2011. N 6.
Супатаев М.А. Цивилизационные аспекты модернизации права // Государство и право. 2012. N 1.
Д.Н. Миронов,
Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия),
доктор юридических наук, профессор
"Журнал российского права", N 12, декабрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Бринчук М.М. Право как ресурс деградации общества и государства // Государство и право. 2012. N 4. С. 29-38.
*(2) См., например: Ескина Л.Б. Особенности развития конституционных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 12-17.
*(3) Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 162.
*(4) Выступление В.В. Путина на коллегии Генпрокуратуры России // Российская газета. 2013. 6 марта.
*(5) См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. С. 124.
*(6) См.: Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2010. С. 14; Лучин В.О. Особенности конституционно-правовых отношений. М., 2003. С. 56.
*(7) См.: Карташов В.Н. Содержание и форма правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.Н. Лобачевского. Серия "Право". 2001. С. 108-109.
*(8) См.: Осипов М.Ю. Теория конституционно-правовых процессов: монография. М., 2011. С. 46-47.
*(9) См.: Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. СПб., 2005. С. 372.
*(10) Германской концепции воздействия конституционных прав на третьих лиц; американской доктрины государственного воздействия (state actions); британской практики, согласно которой признается горизонтальное воздействие на права (horizontaleffect).
*(11) См.: Скобелева И.А. Проблемы ценза оседлости в жилищных правоотношениях // Жилищное право. 2010. N 9; Затулина Т.Н. Постановка проблемы регулирования принципов налоговых правоотношений (конституционный аспект) // Финансовое право. 2008. N 6; Кархалев Д.Н. Кондикционное охранительное правоотношение: проблемы теории законодательного обеспечения // Российский судья. 2009. N 12; Кирилловых А.Н. Трудовые правоотношения в высшей школе: проблемы и практика регулирования // Законодательство и экономика. 2011. N 9; Добробаба М.Б. Проблема определения правовой природы дисциплинарных правоотношений в служебном праве // Административное право и процесс. 2012. N 5.
*(12) См.: Митюков М.А. Конституция Российской Федерации: наставления и способы ее преобразования // Государственная власть и права человека. Томск, 2001. С. 11-23. См. также: Аничкин Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации: понятие, виды, пределы // Российский юридический журнал. 2008. N 6. С. 26-32.
*(13) См.: Авакьян С.А. Стране нужна новая Конституция // эж-Юрист. 2007. N 5; Он же. Нужна ли конституционная реформа в России // Конституционное муниципальное право. 2012. N 9.
*(14) См.: Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество. М., 2011. С. 19; Супатаев М.А. Цивилизационные аспекты модернизации права // Государство и право. 2012. N 1. С. 13; Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2013. С. 29.
*(15) См.: Интервью директора Института политических исследований С. Маркина // Парламентская газета. 2013. 5-11 июля.
*(16) "Если в государстве не удовлетворены социальные потребности граждан, нормальные для данного исторического времени, т.е. не реализованы их социальные права, трудно представить себе, что в таком государстве утвердятся правовая демократия и дееспособное гражданское общество" (Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. С. 261).
*(17) См. постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
*(18) См. постановление КС РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П.
*(19) См.: Правовая политика современной России: формы средства реализации (обзор материалов "круглого стола") // Государство и право. 2012. N 9. С. 108, 111-112; Скурко Е.В. Модернизация как фактор развития российского права на современном этапе // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 7-8.
*(20) Данное положение толкуется по-разному. Для примера сошлемся на высказывание Т.Г. Морщаковой, по словам которой "по мере разработки Конституции стало очевидно, что не удастся сразу возложить конституционный контроль на суды общей юрисдикции. В российских условиях это означало бы призвать всех судей к невыполнению всяческих законов, то есть к разрушению системы хоть какого-то правового порядка в стране. Естественно, необходим был переходный этап к непосредственному применению Конституции. И главным хранителем Конституции... мог стать и стал... Конституционный Суд России" (Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10. С. 17).
*(21) См., например, постановление КС РФ от 15 ноября 2011 г. N 24-П.
*(22) В деятельности Конституционного Суда РФ такие дела не являются редкостью. См., например, постановление КС РФ от 8 ноября 2012 г. N 25-П.
*(23) В.Д. Зорькин указывает, что развитие российского права связано с учетом исторического, политического, социокультурного, этнорелигиозного опыта страны и состояния и структуры гражданского общества, а также активности разнообразных неформальных институтов. См.: Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности. М., 2013. С. 24.
*(24) См. постановление КС РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П.
*(25) См. постановления КС РФ от 25 января 2001 г. N 1-П, от 30 ноября 2012 г. N 29-П.
*(26) См. постановление КС РФ от 11 ноября 2003 г. N 16-П.
*(27) См. постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П.
*(28) Это правило касается широкого круга отношений, урегулированных правом. Например, в отношении земельного участка законодательство оперирует правом на бессрочное пользование и пожизненное владение. Данные права не идентичны праву собственности, но Конституционный Суд РФ подчеркивает их связь с конституционным механизмом защиты от произвольного умаления или ограничения прав граждан. См. постановление КС РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П.
*(29) См. постановление КС РФ от 7 декабря 2012 г. N 24-П.
*(30) См. постановление КС РФ от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
*(31) См. постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П. В литературе этот вывод КС РФ иногда характеризуют как правоустанавливающий (см.: Крусс В.И. Роль субъектов Российской Федерации в конституционализации национальной правовой системы // Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан. Казань, 2013. С. 142).
*(32) Анишина В.И. Правотворчество в деятельности Верховного Суда Российской Федерации: форма и проблемы реализации // Судебная власть. 2011. N 11. С. 7.
*(33) См.: Крусс В.И. Юридические предпосылки и перспективы конституционализации российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5. С. 5.
*(34) См.: Лебедев В.М. Современная российская модель правосудия // Российское правосудие. К VIII Всероссийскому съезду судей. Специальный выпуск. М., 2012. С. 17.
*(35) См. постановление КС РФ от 27 января 2004 г. N 1-П.
*(36) См.: Лебедев В.А. Конституционное развитие России // Российский судья. 2004. N 3. С. 5-7; Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 2-3; Кудряшов А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 21.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные правоотношения: воздействие на правовую систему
Автор
Д.Н. Миронов - Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, профессор
"Журнал российского права", 2013, N 12