Особенности проверки и повышения квалификации аудиторов в 2014 году
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Управление государственными финансами"*(1) в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения качества управления финансами предусматривается в т.ч. выполнение мероприятий по организации и осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторов, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"*(2).
Качество работы аудитора предопределяется уровнем его квалификации, к основным слагаемым которой следует отнести, во-первых, багаж знаний и навыков аудитора и, во-вторых, имеющийся у него опыт практической работы. Проверка квалификации аудитора (лица, претендующего на получение соответствующей квалификации) осуществляется в форме экзамена, а аудитор, успешно сдавший такой экзамен, в дальнейшем обязан систематически повышать свою квалификацию. Рассмотрим наиболее примечательные особенности проверки и повышения квалификации аудиторов в 2014 году.
Новый порядок проверки квалификации аудитора
В первой части данной статьи мы сосредоточимся преимущественно на вопросах, связанных с проверкой квалификации аудиторов посредством проведения соответствующего экзамена (п. 2 части 1 ст. 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307). Напомним, что весной текущего года Министерством финансов РФ (далее - Минфин России) был введен новый порядок проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора - соответствующее положение утв. приказом Минфина России от 19.03.2013 N 32н*(3). Положением о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее, соответственно - положение, экзамен) определены:
- общие вопросы проведения экзамена;
- структура экзамена, основные требования к вопросам, выносимым на экзамен (к перечню вопросов);
- процедура участия лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора, в экзамене;
- процедура определения результатов экзамена (базовые критерии, порядок документирования, объявления и апелляционного обжалования результатов).
Основы функционирования единой аттестационной комиссии
На экзамене проверяется квалификация претендентов в областях знаний, определенных советом по аудиторской деятельности. В общем случае экзамен включает компьютерное тестирование и письменную работу. Проведение экзамена возлагается на специально уполномоченный орган - единую аттестационную комиссию (далее - комиссия). В соответствии с п. 4 части 1 ст. 11 Закона N 307 такая комиссия в установленном порядке создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СОА). Комиссия:
а) обеспечивает подготовку вопросов, предлагаемых лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора (далее - претенденты), на экзамене, и устанавливает перечень таких вопросов;
б) осуществляет регистрацию претендентов;
в) обеспечивает оборудованные помещения для проведения экзамена, а также необходимые технические средства проведения экзамена;
г) осуществляет допуск претендентов на экзамен;
д) осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения экзамена;
е) обеспечивает определение результатов экзамена;
ж) обеспечивает сохранность информации и документов, связанных с проведением экзамена, в т.ч. с определением его результатов;
з) осуществляет иные действия, необходимые для проведения экзамена - в частности, определяет размер и порядок взимания с претендентов платы за сдачу экзамена, и др.
Организация предварительного отбора претендентов
Предварительный отбор претендентов предусматривает:
- регистрацию;
- рассмотрение комиссией регистрационной анкеты каждого претендента;
- уведомление комиссией каждого претендента о принятом ею по результатам рассмотрения регистрационной анкеты решении (о допуске (отказе в допуске) к экзамену);
- выполнение действий, связанных с внесением (приемом) платы за сдачу экзамена.
Уточним, что регистрация осуществляется претендентом в электронном виде на официальном сайте единой аттестационной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт комиссии). В регистрационной анкете претендент сообщает о себе следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
- наименование субъекта Российской Федерации, в котором проживает претендент;
- электронный адрес, по которому претенденту может быть направлено электронное уведомление о регистрации;
- сведения о наличии у претендента высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования - поскольку это предусмотрено вступившим в действие с 1 сентября 2013 года положением Закона N 307 (о вступивших в действие с 1 сентября текущего года изменениях в порядке получения высшего профессионального образования).
При регистрации претендента должна быть обеспечена возможность выбора претендентом места проведения компьютерного тестирования и места выполнения письменной работы (из числа мест, определенных комиссией). Единая аттестационная комиссия подтверждает (не подтверждает) право претендента на участие в экзамене в срок не более трех рабочих дней, следующих за днем получения единой аттестационной комиссией от претендента платы за прием экзамена - днем зачисления платы на банковский счет единой аттестационной комиссии (и при условии, что к указанному сроку претендент в установленном порядке зарегистрировался). Подтверждение направляется претенденту в форме электронного сообщения на электронный адрес, указанный им при регистрации (с автоматическим присвоением претенденту регистрационного номера). Решение об отказе в допуске к экзамену принимается комиссией в случае, если у претендента отсутствует соответствующее высшее образование. Отметим, что принятое комиссией решение о допуске к экзамену может быть аннулировано - до его проведения - в случае установления факта отсутствия у претендента соответствующего высшего образования (в этом случае вместе с сообщением об отказе в допуске к экзамену претенденту направляется и сообщение об аннулировании ранее принятого комиссией решения о допуске). Единая аттестационная комиссия прекращает подтверждать право на участие претендентов в очередном квалификационном экзамене не позднее чем за восемь рабочих дней до даты проведения очередного экзамена. Это, впрочем, не лишает претендентов, отвечающих установленным требованиям, права на сдачу экзамена в иные (более поздние) сроки.
Формирование перечней вопросов, выносимых на экзамен
Время, предшествующее экзамену, претенденты, допущенные к его сдаче, используют преимущественно для подготовки к экзамену, который, напомним, организуется по программе, соответствующей определенному направлению аудиторской деятельности, и перечню вопросов. К примеру, программа проведения экзамена по направлению "общий аудит" состоит из пяти разделов, включающих в общей сложности около ста тем (см. приложение 1). Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на экзамене, устанавливается в форме:
- тестов с многовариантным ответом;
- вопросов экзаменационных билетов;
- практических задач.
Области знаний, из которых устанавливаются перечни вопросов, предлагаемых претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, одобрены Советом по аудиторской деятельности (протокол N 1 от 11.07.2011, см. приложение 2), при этом предполагается, что предлагаемые на экзамене вопросы из одной области знаний должны иметь равный уровень сложности, а вопросы, предлагаемые в форме тестов - иметь один однозначно определяемый правильный ответ. Основные требования к определению перечней вопросов для каждой формы проверки в ходе экзамена состоят в следующем:
1) перечень вопросов, предлагаемых в форме тестов с многовариантным ответом, должен включать не менее 2000 тестов. Перечень указанных вопросов подлежит обновлению перед каждым (очередным) экзаменом не менее чем на 10% (в т.ч. с учетом изменений, внесенных в нормативные правовые акты, международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита);
2) перечень вопросов экзаменационных билетов должен включать не менее 800 вопросов. Данный перечень подлежит обновлению с учетом изменений, внесенных в нормативные правовые акты, международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, в пределах, определенных комиссией;
3) перечень вопросов, предлагаемых в форме практических задач, устанавливается комиссией для каждого экзамена (т.е. задачи, вынесенные на экзамен, проводимый в текущем месяце, не могут быть вынесены на экзамен, проводимый в следующем месяце, и т.п.). В перечень включается не менее четырех практических задач, предназначенных для проверки навыков претендентов, необходимых для осуществления (участия в осуществлении) аудиторской деятельности.
Вопросы экзаменационных билетов (в части письменной работы) размещаются на сайте комиссии не позднее чем за 22 рабочих дня до даты проведения очередного экзамена. Вопросы, предлагаемые в форме тестов с многовариантным ответом и в форме практических задач, раскрытию (в т.ч. публикации, передаче претендентам) не подлежат.
Организация участия претендентов в экзамене
Претенденты, допущенные к экзамену комиссией, участвуют в нем (уведомление о дате, времени и месте проведения экзамена осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте комиссии с одновременным направлением каждому претенденту электронного сообщения на электронный адрес, указанный им при регистрации) при предъявлении паспорта гражданина РФ (иного документа, удостоверяющего его личность). Претендент, не имеющий при себе документа, удостоверяющего его личность, либо опоздавший к началу экзамена, считается не явившимся на экзамен. Экзамен сдается претендентом самостоятельно на русском языке без помощи переводчика (иных лиц). При проведении экзамена претенденту запрещается:
а) пользоваться нормативными правовыми актами РФ (кроме разрешенных для пользования при решении практической задачи), международными стандартами финансовой отчетности, международными стандартами аудита, справочными и иными материалами, а также средствами связи и компьютерной техники (кроме предоставленных для сдачи экзамена комиссией);
б) вести переговоры с другими претендентами;
в) вести какие-либо записи на бумажном (ином) носителе информации (кроме предоставленного для сдачи экзамена комиссией);
г) покидать во время экзамена помещение, в котором он проводится (за исключением случаев, определенных комиссией);
д) выносить из помещения, в котором проводится экзамен, экзаменационные билеты (практические задачи) и любые иные экзаменационные материалы: листы письменных ответов на вопросы экзаменационного билета, листы решения практической задачи и т.п.
Претендент, нарушивший указанные требования, удаляется из помещения, в котором проводится экзамен, и считается не сдавшим экзамен.
Особенности проведения компьютерного тестирования
Для проведения предусмотренного программой экзамена компьютерного тестирования комиссия формирует группу из не менее чем 15 претендентов. Размещение претендентов в помещениях, предназначенных для проведения экзамена, должно исключать возможность общения между собой в течение всего времени, отведенного для проведения компьютерного тестирования. Каждый претендент должен быть обеспечен отдельным учебным местом. После инструктажа о правилах проведения компьютерного тестирования каждый претендент посредством ввода регистрационного номера получает индивидуальный набор тестов, сформированный (автоматически, в режиме реального времени путем произвольной выборки) из соответствующего перечня вопросов - по 10 вопросов из каждой области знаний.
Претендент получает доступ к каждому следующему вопросу индивидуального набора тестов для ответа на него после ответа на предыдущий вопрос. Пересмотр (исправление) ответов на вопросы индивидуального набора тестов не допускается. Общее время для ответов на все вопросы индивидуального набора тестов определяется комиссией в соответствии с нормативом (для ответов на вопросы индивидуального набора тестов из каждой области знаний предоставляется не более 30 минут). Доступ претендента к индивидуальному набору тестов прекращается автоматически после ответа на последний вопрос индивидуального набора тестов или по истечении времени, отведенного для ответов на все вопросы индивидуального набора тестов.
Если при проведении компьютерного тестирования произошел технический сбой в работе компьютерной техники или возникли иные обстоятельства, препятствующие нормальному завершению компьютерного тестирования, то комиссия обеспечивает устранение технической неисправности (иных обстоятельств), после чего предоставляет претенденту возможность продолжить прохождение компьютерного тестирования. В отсутствие такой возможности комиссия устанавливает для претендента другую дату и время компьютерного тестирования (с учетом вопросов индивидуального набора тестов, на которые претендент дал ответы до момента технического сбоя компьютерной техники или возникновения иных обстоятельств, препятствующих нормальному завершению компьютерного тестирования).
В случае установления факта отсутствия у претендента соответствующего высшего образования после проведения компьютерного тестирования результаты последнего аннулируются (с отражением в соответствующем решении комиссии). О принятом решении комиссия уведомляет соответствующего претендента (в рассмотренном ранее порядке).
Особенности выполнения письменной работы
Выполнение предусмотренного программой экзамена письменной работы организуется два раза в год (одновременно во всех местах, определенных комиссией для этих целей - как правило, в административном центре каждого федерального округа) в составе группы из не менее чем 25 претендентов, прошедших компьютерное тестирование, при этом с даты объявления результатов компьютерного тестирования претендента до даты выполнения им письменной работы должно пройти не более двух лет (по истечении указанного срока результаты компьютерного тестирования аннулируются). Выполнение письменной работы предусматривает ответы на вопросы (по числу областей знаний, подлежащих проверке) и решение практической задачи. Экзаменационные билеты формируются комиссией из перечня вопросов в форме вопросов экзаменационных билетов и практических задач, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, автоматически, путем произвольной выборки. Отметим, что при решении практической задачи претендент может пользоваться:
- калькулятором;
- нормативными правовыми актами РФ (за исключением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и федеральных стандартов аудиторской деятельности), на которых основывается решение практической задачи (доступ претендента к последним обеспечивается комиссией).
Время выполнения письменной работы определяется комиссией в соответствии с нормативом:
- для ответа на вопрос экзаменационного билета из одной области знаний - не более 45 минут;
- для решения практической задачи - не более 90 минут.
Хронометраж выполнения письменной работы ведется с момента получения претендентом экзаменационного билета до момента сдачи претендентом письменного ответа представителю комиссии, при этом:
- в каждый из дней, отведенных для выполнения письменной работы, проверяется квалификация претендента не более чем в трех областях знаний;
- перерыв между временем, предусмотренным для ответа на вопрос из одной области знаний, и временем, предусмотренным для ответа на вопрос из другой области знаний (временем, предусмотренным для решения практической задачи), должен составлять не более 30 минут.
Претендент должен сдать письменный ответ на вопрос экзаменационного билета (решение практической задачи) с экзаменационным билетом по окончании подготовки ответа или по истечении времени, отведенного для ответа на вопрос экзаменационного билета (решения практической задачи), и получает каждый следующий вопрос экзаменационного билета для ответа на него (практическую задачу для решения) только после сдачи письменного ответа на предыдущий вопрос. Пересмотр (исправление) ответа на вопрос экзаменационного билета (решения практической задачи) после сдачи его представителю комиссии не допускается.
Каждый лист письменного ответа на вопрос экзаменационного билета (решения практической задачи) должен быть подписан претендентом. Листы письменных ответов на вопросы экзаменационного билета (решения практической задачи) не должны содержать фамилию, имя, отчество претендента, а также никаких иных сведений либо отметок, позволяющих идентифицировать претендента - за исключением регистрационного номера претендента. Претендент, нарушивший данные требования, считается не сдавшим квалификационный экзамен.
Если при выполнении письменной работы возникли обстоятельства, препятствующие нормальному завершению этой части экзамена, то комиссия обеспечивает устранение таких обстоятельств, после чего предоставляет претенденту возможность продолжить выполнение письменной работы. В отсутствие такой возможности комиссия устанавливает для претендента другую дату и время выполнения письменной работы (с учетом вопросов экзаменационного билета (практической задачи), на которые претендент дал ответы до момента наступления обстоятельств, препятствующих нормальному завершению письменной работы).
Определение результатов экзамена
Определение результатов экзамена производится следующим образом:
- за каждый правильный ответ на вопрос в форме теста претендент получает 2 балла, за каждый неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов;
- за каждый ответ на вопрос экзаменационного билета претендент получает 10, либо 8, либо 6, либо 4, либо 2, либо 0 баллов - в зависимости от полноты и правильности ответа на вопрос;
- за решение практической задачи претендент получает 50, либо 40, либо 30,либо 25, либо 20, либо 10, либо 0 баллов - в зависимости от полноты и правильности решения.
Комиссия должна обеспечить единые подходы к определению результатов выполнения письменной работы (каждого из ее компонентов), в т.ч. посредством применения для указанных целей соответствующих основных критериев (см. приложение 3).
Претендент, получивший за ответы на все вопросы индивидуального набора тестов менее 86% максимально возможного количества баллов, считается не сдавшим квалификационный экзамен и не допускается к выполнению письменной работы. Претендент, получивший за ответы на все вопросы экзаменационного билета и решение практической задачи суммарно не менее 67% максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы экзаменационного билета не менее 84% максимально возможного количества баллов), считается сдавшим квалификационный экзамен.
Протокол результатов компьютерного тестирования формируется в автоматическом режиме непосредственно после проведения компьютерного тестирования и удостоверяется подписями уполномоченных комиссией лиц. Результаты компьютерного тестирования объявляются комиссией не позднее пяти рабочих дней с даты его проведения, а датой объявления комиссией результатов считается день направления претенденту электронного сообщения об этих результатах. Письменные ответы на экзаменационные вопросы опечатываются и доставляются в комиссию для централизованной проверки. Результаты письменной работы определяются в срок не более 45 рабочих дней, следующих за последним днем выполнения претендентами письменной работы, и оформляются протоколом, удостоверенным подписями уполномоченных комиссией лиц (соответственно, датой определения результатов письменной работы считается день подписания протокола).
Решение о сдаче претендентами экзамена принимается комиссией в срок не более 8 рабочих дней с даты определения результатов письменной работы и вступает в силу после подписания руководителем комиссии (иным уполномоченным лицом). Решение о сдаче претендентами экзамена объявляется комиссией в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия этого решения посредством опубликования на сайте комиссии. Одновременно претенденту направляется соответствующее электронное сообщение (датой объявления решения считается день направления претенденту электронного сообщения).
В срок не более 8 рабочих дней с даты объявления решения о сдаче претендентами экзамена комиссия направляет (почтовым отправлением с уведомлением о вручении) заверенные выписки из решения в те СОА, которые представляли претенденты. Выдача претенденту квалификационного аттестата аудитора производится соответствующей СОА при условии, что претендент не только сдал квалификационный экзамен, но и имеет ко дню объявления результатов экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности (ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности), не менее трех лет, при этом не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации (п. 1 части 1 ст. 11 Закона N 307). Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия (о порядке и случаях аннулирования аттестата см. ст. 12 Закона N 307). СОА вправе взимать с претендента плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора в размере, не превышающем затрат на его изготовление и пересылку (п. 7 ст. 12 Закона N 307).
Обжалование нарушений порядка проведения экзамена
Претендент вправе подать апелляцию (апелляционную жалобу) на нарушение порядка его участия в экзамене. Апелляция подается в комиссию не позднее 22 рабочих дней с даты объявления результатов экзамена в электронном виде (через сайт комиссии) с указанием регистрационного номера претендента. Комиссия уведомляет претендента о получении апелляции в срок не более 3 рабочих дней посредством электронного сообщения, после чего рассматривает апелляцию и принимает решение по ней в течение не более 22 рабочих дней с даты получения.
Результат рассмотрения апелляции объявляется комиссией в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения, при этом датой объявления решения считается день направления претенденту соответствующего электронного сообщения. Претендент также вправе обжаловать нарушение порядка его участия в экзамене в суд (аналогичным образом может быть обжаловано и решение СОА об отказе в выдаче претенденту квалификационного аттестата аудитора).
Высшее профессиональное образование в сфере аудиторской деятельности
Стартовавший учебный год ознаменован существенными переменами в системе правого регулирования образования, в т.ч. высшего профессионального образования в сфере аудиторской деятельности, в первую очередь связанных с вступлением в действие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 1 сентября 2013 г.), далее - Закон N 273), но (см. далее) не только. Между тем, как уже отмечалось, претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора отныне могут быть допущены к экзамену только в случае получения ими в установленном порядке соответствующего высшего образования, а аудиторы, успешно сдавшие такой экзамен, в дальнейшем обязаны систематически повышать свою квалификацию. В связи с последним замечанием уточним, что в соответствии с п. 9 части 1 ст. 11 Закона N 307 аудиторы обязаны в течение каждого календарного года (начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора), проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СОА, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается в объеме 120 часов за три последовательных календарных года, и 20 часов - в течение каждого года, относящегося к трехлетнему периоду повышения квалификации.
Как свидетельствует практика, основными формами повышения квалификации действующих аудиторов является обучение по дополнительным образовательным программам, в т.ч. на платной (возмездной основе). В этой связи обратимся к рассмотрению наиболее важных изменений в организации обучения по дополнительным профессиональным программам (включая сферу аудиторской деятельности), которыми отмечен уже начавшийся учебный год.
Новый порядок обучения по дополнительным профессиональным программам
С 1 сентября 2013 года вступил в действие новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Минобразования России от 01.07.2013 N 499, далее - порядок). Действие порядка распространяется в т.ч. на организации, осуществляющие подготовку специалистов по дополнительным программам высшего профессионального образования в сфере аудиторской деятельности (далее - организация).
Обучение по дополнительной профессиональной программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого организацией со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, в т.ч. с СОА (о порядке заключения таких договоров, ответственности за его надлежащее исполнение).
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией (кроме случаев, установленных федеральными законами), с учетом потребностей лица либо той организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (и, как правило, выступающей также и в качестве работодателя лица, направляемого на обучение). В то же время такая программа должна отвечать и требованиям, предусмотренным нормативными актами об образовательной деятельности.
Соответствие программы таким требованиям - одно из основных условий обеспечения качественного дополнительного профессионального образования (в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки), при этом подразумевается, что:
- реализация программы повышения квалификации (в т.ч. в сфере аудиторской деятельности) направлена на совершенствование и (или) получение обучаемым новой компетенции, необходимой для осуществляемой им профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся у обучаемого квалификации;
- реализация программы профессиональной переподготовки (в т.ч. в сфере аудиторской деятельности) направлена на получение обучаемым компетенции, необходимой для выполнения нового (в т.ч. связанного с осуществляемой им профессиональной деятельностью) вида профессиональной деятельности, либо приобретение обучаемым новой (в т.ч. более высокой) квалификации.
Базовые требования к структуре и содержанию дополнительной профессиональной программы представлены в приложении 4.
Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменения направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения обучаемым планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе, при этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации (по отдельному направлению профессиональной деятельности) не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Переподготовка, повышение квалификации в форме стажировки и при применении модульных образовательных программ
Реализация дополнительной профессиональной программы (в т.ч. в сфере аудиторской деятельности) может - полностью или частично - организовываться в форме стажировки. В соответствии с порядком такая стажировка (индивидуальная или в составе группы обучаемых) осуществляется в целях изучения передового опыта, в т.ч. зарубежного, закрепления теоретических знаний, полученных обучаемым при освоении программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации), приобретения практических навыков и умений для их последующего эффективного использования при исполнении обучаемым своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений заказчиков (в общем случае - организаций, направляющих специалистов на стажировку) и исходя из содержания дополнительных профессиональных программ. Уточним, что стажировка может предусматривать следующие основные виды обучающей деятельности:
- самостоятельная работа с учебными изданиями, технической, нормативной и другой документацией;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- изучение организации и технологии производства, работ;
- непосредственное участие в планировании работы организации;
- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
- участие в различных протокольных мероприятиях: совещаниях, деловых встречах и др.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения, ее продолжительность заблаговременно согласовывается с руководителем той организации, в которой она проводится. По результатам прохождения стажировки обучаемому выдается документ о квалификации (с отражением специфики реализуемой дополнительной профессиональной программы). При реализации дополнительных профессиональных программ может также применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в т.ч. дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Что касается обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой обучаемым дополнительной профессиональной программы, то оно может осуществляться в порядке, установленном соответствующими локальными нормативными актами организации (по согласованию с заказчиком).
Продолжительность и сроки обучения. Документирование итоговых результатов обучения
Образовательный процесс может осуществляться организацией круглогодично. Продолжительность учебного года определяется организацией, при этом - в целях унификации учета времени обучения - продолжительность академического часа для всех видов аудиторных занятий устанавливается равной 45 минутам.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
- лекции;
- практические и семинарские занятия;
- лабораторные работы;
- круглые столы;
- мастер-классы и мастерские;
- деловые и ролевые игры;
- тренинги;
- семинары по обмену опытом;
- выездные занятия;
- консультации;
- выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы.
Программой обучения, учебными планами могут быть также предусмотрены другие виды учебных занятий и учебных работ. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая программы высшего профессионального образования в сфере аудиторской деятельности) и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством РФ порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (кроме случаев, установленных законодательством РФ). Документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией (образец документа устанавливается организацией самостоятельно).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении (периоде обучения) (образец справки также устанавливается организацией самостоятельно). При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются обучаемому одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Оценка качества освоения обучаемыми дополнительных профессиональных программ
В соответствии с порядком оценка качества освоения обучаемыми дополнительных профессиональных программ может проводиться в форме внутреннего мониторинга качества образования или в форме внешней независимой оценки качества образования (в т.ч. по инициативе заказчика) в отношении соответствия:
- результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
- процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. Отметим в этой связи, что организация вправе самостоятельно устанавливать (и утверждать посредством издания соответствующего локального нормативного акта, приказа и прочего):
- виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов;
- требования к внутренней оценке качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Новые правила оказания платных образовательных услуг
Практически одновременно с вышеназванными нормативными актами, регулирующими отношения в области образования, вступили в действие и новые правила оказания платных образовательных услуг (далее - правила).
Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (одновременно утратили силу правила, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505).
Сразу же обратим внимание читателей на то, что в соответствии с правилами организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований (в т.ч. поступающих из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным (муниципальным) заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых (при оказании одних и тех же услуг) условиях.
Соответственно, отказ обучаемого или заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может являться причиной для изменения объема и (или) условий уже предоставляемых ему образовательных услуг.
Кроме того, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, подлежат безусловному возврату лицам, оплатившим эти услуги.
В порядке исполнения договора организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме и в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Организация вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в т.ч.:
- средств, полученных от иной приносящей доход деятельности;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом организации и заранее доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося. Что касается увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения договора, то в общем случае оно не допускается (исключение составляют случаи увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, при этом подразумевается, что и реализация соответствующей программы обучения охватывает соответствующие периоды времени).
Особенности заключения договора об оказании платных образовательных услуг
До заключения договора и в период его действия организация обязана предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (в общем случае - в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-I (в ред. от 23.07.2013) и Законом N 273. Такая информация предоставляется в месте фактического осуществления образовательной деятельности (месте нахождения филиала организации).
Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме.
Требования к содержанию договора представлены в приложении 5. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (по состоянию на дату заключения договора).
Ответственность сторон договора об оказании платных образовательных услуг
В заключение - несколько слов об ответственности сторон договора об оказании платных образовательных услуг за его надлежащее исполнение.
Так, при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в т.ч. оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать от организации:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не были устранены другой стороной договора.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и в том случае, если в период действия договора (в процессе его исполнения) им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
Если организация нарушила сроки оказания платных образовательных услуг (в т.ч. сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, то заказчик вправе по своему выбору сделать следующее:
а) назначить новый срок, в течение которого организация должна приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам (в общем случае - другой обучающей организации) за разумную цену и потребовать от организации (стороны по договору) возмещения понесенных расходов;
в) потребовать от организации уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг, оказание которых предусмотрено договором.
Поясним, что под недостатком платных образовательных услуг в данном случае следует понимать несоответствие платных образовательных услуг:
- обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;
- или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям);
- или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются;
- или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в т.ч. оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).
Под существенным недостатком платных образовательных услуг следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или недостаток, который выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки в оказании платных образовательных услуг.
По инициативе организации договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случаях:
а) применения к обучаемому отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
в) установления нарушения порядка приема в организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту организацию;
г) просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг, оказание которых предусмотрено договором.
Приложение 1
Программа проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (направление "Общий аудит") (утв. Минфином России 5 октября 2009 г.)
Приложение 2
Области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора
Приложение 3
Временные основные критерии оценки письменных работ при сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 56 от 31 мая 2007 г. (в ред. от 25 сентября 2008 г.)
Приложение 4
Базовые требования к структуре и содержанию дополнительной профессиональной программы
Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц (конкретное количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией).
Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения. Кроме того, содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Приложение 5
Договор об оказании платных образовательных услуг должен содержать следующие сведения:
а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
г) место нахождения или место жительства заказчика;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
л) форма обучения;
м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Договор об оказании платных образовательных услуг не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, то они не подлежат применению с даты вступления договора в силу.
М. Васильев,
эксперт
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Реализуется в рамках направления "Новое качество жизни", предусмотренного основными направлениями бюджетной политики РФ на 2014-2016 годы (см. официальное сообщение Минфина России от 18.07.2013). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р.
*(2) От 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).
*(3) Применяется с учетом изменений в Законе N 307, иных нормативных актах, регулирующих отношения в сфере аудиторской деятельности, вступивших в силу с 1 сентября 2013 года. Одновременно признано утратившим силу положение, утвержденное приказом Минфина России от 17.11.2010 N 153н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1