Саморегулирование в оценке: потенциал не исчерпан
Переход к налогообложению имущества физических лиц и проведение кадастровых оценок сфокусировали внимание общества на деятельности профессиональных оценщиков. О проблемах, имеющихся в отрасли, об особенностях развития саморегулирования в оценочной деятельности рассказывает член Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, Президент Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Светлана Алексеевна Табакова.
В этом году оценочная деятельность в России отметила свое 20-летие. Двадцать лет назад в России были выполнены первые отчеты об оценке. 5 марта 1993 года было создано "Российское общество оценщиков" - общественная организация, объединившая физических лиц, готовых развивать новое направление. На сегодняшний день РОО объединяет более 7000 специалистов и является крупнейшей в стране саморегулируемой организацией оценщиков. Затем стали возникать различные объединения юридических лиц. Наконец, в 1998 году был принят первый Закон об оценочной деятельности, а также первые стандарты, обязательные к применению. В 2001 году в России началось лицензирование оценочной деятельности, которое обеспечивало регулирование юридических лиц. Лицензирование осуществлялось Министерством имущественных отношений. Для того, чтобы получить лицензию, достаточно было иметь в штате компании двух оценщиков. Такая система существовала довольно долго, до тех пор, пока не начались определенные злоупотребления, поскольку получалось так, что компания реально не несла никакой ответственности за результат своей деятельности. Например, если у фирмы, выпускавшей отчеты об оценке, лицензия аннулировалась за какие-либо нарушения, то работавшие в ней физические лица могли снова создать другую компанию, получить лицензию и работать под новым названием. И это было в период приватизации, в период первых банкротств предприятий, когда профессия оценщика стала очень актуальна и востребована. И тогда государство изменило точку зрения на регулирование оценочной деятельности. Это совпало по времени с широкой кампанией по сокращению функций государства в части лицензирования, когда лицензирование более двух тысяч видов деятельности было отменено; к их числу была отнесена и оценочная деятельность. В тот же период Председателем Комитета по собственности Государственной думы РФ В.С. Плескачевским была выдвинута концепция саморегулирования, которая очень активно продвигалась. Первая саморегулируемая организация (СРО) была создана арбитражными управляющими, а оценщики были вторыми в этом процессе.
Концепция саморегулирования оценочной деятельности основывалась на личной ответственности автора отчета, а именно физического лица, за результаты деятельности. Было предусмотрено создание компенсационных фондов саморегулируемых организаций, к которым стало возможно предъявить претензии. Здесь же возникли другие формы ответственности - такие, как обязательное страхование профессиональной деятельности оценщика и добровольное страхование физических и юридических лиц. И тогда же создалась определенная институциональная развилка, по какому пути пойти - в сторону саморегулирования физических лиц или юридических? Наше профессиональное сообщество пошло по пути саморегулирования физических лиц, в отличие, например, от строителей и проектировщиков.
Саморегулирование как институт начало развиваться с 2007 года. В рамках концепции саморегулирования появилась статья в Законе об оценочной деятельности о том, что деятельность всех саморегулируемых организаций, существующих и создаваемых, будет координироваться Национальным советом по оценочной деятельности, роль которого очень подробно прописана в статье 24 ФЗ "Об оценочной деятельности". Ее смысл, ее идея заключается в том, что государство взаимодействует по всем вопросам отрасли с одной организацией как национальным регулятором, а не с множеством различных саморегулируемых организаций.
В 2008 году силами шести СРО был создан Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД), позже в него вступили другие вновь образованные организации. Таким образом, можно считать, что Национальный совет действует около пяти лет. На сегодняшний день он объединяет 11 саморегулируемых организаций оценщиков. Есть еще организации, зарегистрированные в Краснодаре и Екатеринбурге, которые пока в НСОД не входят, но, думаю, будут подавать заявление о вступлении в него. Национальный совет призван выполнять функции по разработке стандартов оценочной деятельности, по контролю за саморегулируемыми организациями. Для этого были созданы семь комитетов, которые занимаются вопросами образования, стандартов и методологии, законодательства, защиты прав и интересов самих саморегулируемых организаций. Хотелось бы сказать, что на первом этапе, до тех пор, пока первым заместителем руководителя Национального совета был Виктор Плескачевский, а руководителем, председателем совета - Герман Греф, Совет выполнял возложенные на него функции. Был разработан и утвержден ряд стандартов, в первую очередь стандарт "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости" (ФСО N 4). Затем был разработан стандарт "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения" (ФСО N 5), который стал неотъемлемой частью оценочной деятельности, (в частности, кадастровой оценки) и дал возможность проведения экспертизы и обжалования результатов оценки. Был подготовлен стандарт "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков" (ФСО N 6). Однако позже в связи с большой нагрузкой в рамках основной деятельности оставили свои должности Председатель и Первый заместитель председателя НСОД. И в Национальном совете наступил период застоя. Один этап деятельности Национального совета закончился и, можно сказать, начался второй этап. К сожалению, на протяжении последних полутора лет Национальный совет напрямую своих функций не выполняет. Существует эскалация внутренних противоречий членов НСОД, и краеугольным камнем, как ни странно, стала необходимость сдачи квалификационного экзамена экспертами, которая вызвана, прежде всего, тем, что потребители оценочных услуг не удовлетворены качеством проводимых экспертиз. Кроме того, отсутствие серьезных барьеров для вступления в профессию порождает неоправданный демпинг стоимости и низкое качество услуг.
Именно в этом я вижу источник тех проблем, которые формируют негативное отношение к нашей профессии в обществе. Прежде всего, следует понимать, что оценочная деятельность - это деятельность профессиональная. Согласно законодательству, для того, чтобы стать оценщиком, необходимо получить дополнительное образование к уже имеющемуся высшему образованию. Нужно отметить, что в первые годы постсоветского времени в оценку пришли наиболее активные участники общества, волна высокообразованных людей, в том числе физики, математики, инженеры, механики, квалифицированные экономисты, инженеры-строители. Многие имели ученые степени кандидатов и докторов наук. Сейчас общий уровень оценщиков несколько изменился. Сегодня выпускник, который прослушал курс профессиональной переподготовки (тысячу часов), фактически имеет те же права, что и специалисты, имеющие колоссальный опыт работы в оценке. В результате мы имеем падение качества и демпинг стоимости услуг, которые никого на сегодняшний день не устраивают. Министерство экономического развития как орган, который курирует оценочную деятельность, выступило с инициативой о том, что эксперты, которые имеют право заниматься экспертной деятельностью и являются членами Экспертного совета СРО, должны сдавать единый квалификационный экзамен. Генеральная линия развития отрасли направлена на то, чтобы этот экзамен затем распространить на всех оценщиков и таким образом повысить требования для входа в профессию, что называется, поднять планку. И эта тема стала вопросом, мнения по которому внутри оценочного сообщества кардинально разошлись. Часть саморегулируемых организаций считала, что экзамен сдавать надо, другая полагала, что эксперты - это достаточно компетентные люди, что им совершенно не нужно учить вопросы и решать задачи, они и так весьма квалифицированы и т.д.
Недавно на форуме в Петербурге мы разговаривали с нашими коллегами из Индии, и они рассказали о требованиях, предъявляемых к оценщикам в их стране. Например, если вы хотите оценивать машины и оборудование, у вас должно быть инженерное образование; если хотите оценивать акции или долю предприятия, вы должны быть дипломированным аудитором; если хотите оценивать землю и здания, вы должны быть инженером-строителем или архитектором. В Индии, где население составляет более 1,2 миллиарда человек, всего 50 тысяч оценщиков, а в России с населением 143 миллиона - 18 тысяч. Поэтому такого демпинга, как у нас, там не наблюдается - и вообще имеет место несколько другой взгляд на вещи.
К сожалению, в результате сложившейся ситуации и разногласий внутри оценочного сообщества, функция проведения экзамена, которая была первоначально законодательно закреплена за Национальным советом, была изъята и передана высшим учебным заведениям, которые получают аккредитацию Росреестра. Так, вместо того, чтобы своими силами организовывать экзамен, Национальный совет отдал эту функцию, не сумев ее реализовать. С другой стороны, в конечном счете можно сказать, что передача этого процесса в руки профессионалов обернулась на благо сообщества - сегодня уже более 15 вузов получили аккредитацию на право проведения единого квалификационного экзамена для экспертов СРО. В числе первых ее получили Волгоградский Государственный технический университет, Дальневосточный Федеральный университет, Международная академия оценки и консалтинга. Более ста членов РОО уже успешно сдали экзамен и, при соблюдении ряда условий, в том числе - наличия пятилетнего стажа работы в оценке, они могут войти в состав Экспертного совета РОО.
Сегодня за Национальным советом остается наиболее серьезная функция: разработка стандартов. При этом создан экспертно-консультативный совет в рамках Министерства экономического развития, в котором существует план работы, зафиксированный в "Дорожной карте", подготовленной Агентством стратегических инициатив. В качестве ближайших пунктов - разработка стандартов по оценке недвижимости и оценке акций и долей предприятий.
Мы работаем в рамках внутреннего соглашения, вырабатываем общие принципы, которые считаем правильными. Прежде всего, это тренд на то, чтобы создать условия для исключения конкуренции между саморегулируемыми организациями. Например, у всех организаций есть разные формы взыскания, разные формы штрафов за нарушения, разные расценки на проведение экспертиз. Поэтому сегодня экспертная деятельность является конкурентной сферой, что на самом деле, наверное, неправильно. Потому что если организация обязана выполнять экспертную функцию, то мы должны двигаться в направлении унификации расценок на экспертизу, унификации взысканий, унификации системы штрафов. А для оценщиков, в сущности, принадлежность к организации как таковой должна больше определяться профессиональной составляющей: чем организация может помочь в профессиональном смысле, как может защитить его интересы, какую подготовку она ему обеспечивает, какую методическую помощь она ему готова оказать.
Кроме НСОД, существуют и другие площадки для успешного взаимодействия СРО оценщиков между собой, с органами государственной власти и потребителями оценочных услуг. В частности, в 2012 году в Республике Татарстан в целях координации деятельности оценщиков различных СРО, работающих на территории республики, создано некоммерческое партнерство "Союз оценщиков Республики Татарстан". Консолидация ведущих участников рынка оценки в рамках этой организации позволяет сформировать единую методическую и практическую базу, обеспечить цивилизованный подход к вопросам оценки земельных участков и недвижимого имущества. Положительный опыт Татарстана мог бы быть распространен и на другие субъекты Российской Федерации, в частности, на Москву как на отдельный субъект, на территории которого работает самое большое число оценщиков, осуществляются масштабные проекты, такие, например, как "Новая Москва", и где, соответственно, возникает множество проблем, требующих согласованных решений.
Оценочная деятельность - еще очень молодая отрасль российской экономики. При всех имеющихся проблемах, главная позитивная сторона саморегулирования - это возможность контролировать качество работы оценщиков со стороны самих СРО, когда контроль осуществляют не чиновники, а сами специалисты. В то же время модель обладает определенным "встроенным" дефектом, который заключается в том, что договор на проведение экспертизы заключается с организацией - юридическим лицом, а оценщик - это лицо физическое. Мы можем предъявить претензию оценщику, а ответственность при этом несет юридическое лицо. Эта негативная сторона - тема для обсуждения и выработки новых решений.
Сегодня очевидно, что принципы существования и функционирования НСОД, как национального регулятора нашей деятельности, нуждаются в корректировках. И это записано в плане мероприятий ("дорожной карте") "Совершенствование оценочной деятельности" в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации на 2013 год, реализуемой АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Распоряжение об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") было подписано Председателем Правительства РФ Д. Медведевым 26 сентября 2013 г., а реализация "дорожной карты" рассчитана на 2013-2015 годы.
Предусмотренные "дорожной картой" мероприятия направлены на совершенствование государственного регулирования оценочной деятельности, а также механизмов саморегулирования в сфере оценки, повышение уровня профессионализма субъектов оценочной деятельности, ответственности за результаты определения рыночной, кадастровой или иной стоимости. В частности, в перечне мероприятий предусмотрены меры, направленные на повышение квалификации оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций. Например, в "дорожную карту" включены такие мероприятия, как изменение порядка проведения единого квалификационного экзамена для претендентов на членство в экспертных советах, а также увеличены требования к уровню образования, квалификации и опыту работы в области оценочной деятельности. Таким образом, всего в документе предусмотрено более 40 различных мероприятий. Координатором действий исполнителей и соисполнителей "дорожной карты" "Совершенствование оценочной деятельности" определено Минэкономразвития России.
С.А. Табакова,
член Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при
Минэкономразвития России, Президент Общероссийской общественной
организации "Российское общество оценщиков"
"Саморегулирование & Бизнес", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.