По мнению ФНС России, расходы, подтвержденные лишь чеком ККТ, в налоговом учете не отражаются
Большинство современных кассовых чеков содержат информацию не только о сумме покупки, но еще и о наименовании и количестве приобретенных товаров и их цене. Достаточно ли компании лишь такого чека ККТ, чтобы подтвердить расходы и признать их в налоговом учете?
По общему правилу при расчете налога на прибыль организация вправе учесть только обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Вместе с тем Налоговый кодекс не содержит четких перечней документов, которыми можно подтвердить конкретные виды расходов. В пункте 1 статьи 252 НК РФ лишь указано, что подтверждающие документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ, а если расходы произведены на территории иностранного государства, то в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в этом государстве.
В этой связи возникает вопрос: считаются ли надлежаще подтвержденными расходы организации на приобретение товаров, работ или услуг через подотчетное лицо, если продавец выдал лишь один первичный документ, например только кассовый чек или только товарный? И можно ли учесть расходы, подтвержденные одним лишь этим документом? Проанализируем письма налоговых органов разных уровней, чтобы узнать, что проверяющие думают по этому поводу.
ФНС России считает, что для подтверждения расходов одного лишь кассового чека достаточно, а для признания этих расходов в налоговом учете - нет
Недавно ФНС России выпустила письмо, в котором, отвечая на запрос организации, указала, что в принципе понесенные расходы можно подтвердить одним лишь кассовым чеком, выданным продавцом (письмо от 25.06.13 N ЕД-4-3/11515@). Однако в том же письме ведомство отметило, что для признания таких расходов в налоговом учете у компании-покупателя в дополнение к кассовому чеку должны быть и другие первичные документы, свидетельствующие о связи произведенных расходов с ее деятельностью, направленной на получение дохода*(1). Ведь в целях налогообложения расходами считаются только те затраты, которые произведены для осуществления предпринимательской, хозяйственной или иной деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Логика налоговиков такова. По их мнению, кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждает лишь факт наличного денежного расчета между продавцом и покупателем (п. 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 N 470). Из письма ФНС России от 25.06.13 N ЕД-4-3/11515@ следует, что в чеке ККТ приводятся сведения только о расчете с продавцом (в том числе дата и время оплаты, общая сумма платежа), а не о приобретении у него товаров, работ или услуг.
Более того, ведомство подчеркнуло, что чек ККТ не содержит всех обязательных реквизитов первичного учетного документа, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (см. врезку на с. 44). В частности, в кассовом чеке обычно отсутствуют такие реквизиты, как наименование должности и подпись лица, совершившего хозяйственную операцию и являющегося ответственным за правильность ее оформления. Из этого налоговики сделали вывод, что чек ККТ не является первичным учетным документом, на основании которого компания вправе признать расходы. Тем более что кассовый чек выдается не самой организации, а физическому лицу (обычно ее сотруднику), через которое был произведен расчет с контрагентом или совершена покупка. Таким образом, чек ККТ подтверждает лишь то, что работник (а не компания) рассчитался с продавцом за приобретенные у него товары, работы, услуги.
Справка. В любом первичном учетном документе должно быть семь обязательных реквизитов.
Перечень этих реквизитов приведен в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ и включает в себя:
- наименование документа;
- дату его составления;
- наименование организации, предпринимателя или иного экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни (хозяйственной операции);
- величину натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего сделку или операцию и являющегося ответственным за правильность ее оформления;
- подпись этого лица с указанием его фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для его идентификации.
В свою очередь этот сотрудник отчитывается перед организацией за израсходованные деньги путем составления и подачи в бухгалтерию авансового отчета с приложением к нему кассовых и товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам, бланков строгой отчетности и других документов, подтверждающих факт оплаты. Именно на основании авансового отчета и товарных, а не кассовых чеков компания принимает к учету товарно-материальные ценности, приобретенные для нее сотрудником за наличный расчет. Кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, бланки строгой отчетности и другие подобные документы подтверждают лишь факт оплаты ТМЦ. Поэтому ФНС России пришла к следующему выводу (письмо от 25.06.13 N ЕД-4-3/11515@):
<...> Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе подтвердить произведенные расходы кассовым чеком, однако для учета расходов в целях налогообложения наряду с кассовым чеком необходимы и другие первичные документы, свидетельствующие о связи понесенных расходов с деятельностью организации, направленной на получение доходов.
Исходя из аргументов ведомства, можно предположить, что организации достаточно иметь хотя бы авансовый отчет для того, чтобы доказать наличие связи между понесенными расходами и хозяйственной деятельностью компании. Ведь авансовый отчет и общая сумма расходов по нему утверждаются генеральным директором организации или иным уполномоченным на то лицом. Утверждая авансовый отчет работника, должностное лицо компании фактически подтверждает целесообразность произведенных расходов и дает указание бухгалтерии оприходовать приобретенные подотчетным лицом товары, работы, услуги и списать с него выданные под отчет денежные средства. Однако прямого вывода о том, достаточно ли для признания расходов авансового отчета и приложенного к нему кассового чека, в письме ФНС России от 25.06.13 N ЕД-4-3/11515@ не содержится.
Впрочем, раньше московские налоговики считали, что кассовый чек все-таки является первичным учетным документом, подтверждающим приобретение за наличный расчет товаров, работ, услуг (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.06 N 20-12/56636@ и УМНС России по г. Москве от 19.05.04 N 29-12/34067). Поэтому они разрешали компаниям признавать в налоговом учете расходы, осуществленные по такому чеку (письмо УМНС России по г. Москве от 19.05.04 N 29-12/34067):
<..> Если расходы организации подтверждены документами, соответствующими требованиям Закона о бухгалтерском учете, указанные документы, в том числе кассовый чек, могут быть рассмотрены в целях документального подтверждения учитываемых при налогообложении прибыли затрат.
Налоговики указали, что при наличии в чеке ККТ перечня покупок оформление еще и товарного чека не является обязательным
Перечень обязательных реквизитов кассового чека установлен пунктом 4 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745). В него включены:
- наименование и ИНН организации;
- заводской номер ККМ;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки или оказания услуги;
- стоимость покупки или услуги;
- признак фискального режима.
Помимо перечисленных в этом пункте реквизитов, в кассовом чеке могут присутствовать и другие сведения, предусмотренные техническими требованиями к ККТ либо обусловленные особенностями сферы ее применения (абз. 3 п. 4 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением). Чаще всего на кассовых чеках, отпечатанных на современной технике, имеется перечень приобретенных товаров, включающий их наименование, количество, цену и общую стоимость товаров одного наименования.
Московские налоговики считают, что при наличии в чеке ККТ перечня покупок товарный чек не нужен (письмо УФНС России по г. Москве от 26.04.11 N 17-15/041152):
<...> Если на выдаваемом покупателю кассовом чеке указано наименование приобретенного товара, организация, осуществляющая розничную торговлю, не обязана выдавать товарный чек.
Более того, УФНС России по г. Москве признало, что кассовый чек, содержащий перечень товаров, подтверждает не только их оплату, но и приобретение, поэтому он может являться основанием для оприходования ТМЦ и отражения расходов на их покупку в налоговом учете (письмо от 26.06.06 N 20-12/56636@):
<...> Кассовые чеки также могут являться первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг).
Лишь в случае отсутствия в чеке ККТ перечня приобретенных товаров продавец по просьбе покупателя выписывает ему товарный чек (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.06 N 20-12/56636@ и УМНС России по г. Москве от 06.10.04 N 26-12/64015). Этот документ должен содержать все семь реквизитов, обязательных для первичных учетных документов (см. врезку слева).
По мнению ФНС России, чеки с номером ККТ, не зарегистрированной за продавцом в налоговых органах, не являются подтверждением расходов
Нередко при проведении выездных проверок налоговики обнаруживают, что на кассовых чеках, предъявленных в качестве документального подтверждения расходов на приобретение товаров, работ или услуг, указан номер ККТ, которая не зарегистрирована за контрагентом в налоговых органах. В подобных ситуациях инспекторы как минимум исключают расходы организации-покупателя на покупку товаров, работ, услуг у этого контрагента и пересчитывают ей налог на прибыль. ФНС России подтвердила правильность таких действий.
В июне 2013 года ведомство подготовило для территориальных инспекций обзор арбитражной практики по спорам, возникающим в связи с применением административной ответственности за наиболее распространенные нарушения в порядке ведения кассовых операций и при работе с наличными деньгами (письмо ФНС России от 05.06.13 N АС-4-2/10250*(2)). Помимо прочих выводов, рекомендованных инспекторам для применения на практике, ФНС России указала:
<...> Представленные в подтверждение расходов кассовые чеки, содержащие номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована, свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не осуществлялись.
Поскольку реальность операций с контрагентом не доказана, ведомство отметило, что при аналогичных обстоятельствах инспекторы вправе исключить у покупателя расходы, подтвержденные такими кассовыми чеками, и отказать ему в вычете НДС по этой сделке.
Московские налоговики считают, что в некоторых случаях расходы можно подтвердить даже с помощью заверенной копии кассового чека
Со временем информация, отраженная на кассовом чеке, может потускнеть или вообще полностью выцвести. Нередко по истечении всего нескольких месяцев чеки ККТ превращаются в абсолютно чистые листки бумаги, как будто на них вообще ничего не было напечатано. Такое случается, если в ККМ используется, например, метод термопечати. Самостоятельно восстановить утраченную информацию практически невозможно.
Конечно, организация-покупатель может попросить дубликат кассового чека у продавца. Но и это не всегда удается. В такой ситуации московские налоговики порекомендовали делать ксерокопии с чеков ККТ и заверять их должным образом (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.06 N 20-12/56636@ и от 12.04.06 N 20-12/29007). Очевидно, что ксерокопии необходимо сделать, когда информацию на кассовом чеке еще можно прочитать. Оригинал самого чека целесообразно подшить к его копии. О том, как заверить копию кассового чека, читайте во врезке на с. 47.
Обратите внимание! Для подтверждения расходов достаточно, чтобы ксерокопия кассового чека была заверена подписью должностного лица и печатью организации.
Копия документа полностью воспроизводит информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, но не имеет юридической силы (п. 2.1.29 ГОСТ Р 51141-98, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.98 N 28).
В отличие от простой копии заверенная копия документа содержит дополнительные реквизиты, придающие ей юридическую силу (п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98). Речь идет о проставлении на копии документа заверительной надписи. Такая надпись состоит из следующих элементов (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.03 N 65-ст):
- слова "Верно";
- наименования должности лица, заверившего копию (не обязательно этим лицом должен быть генеральный директор организации, копию документа вправе заверить, например, его заместитель, главный или даже рядовой бухгалтер);
- личной подписи этого должностного лица;
- расшифровки подписи (инициалов и фамилии);
- даты заверения.
Налоговики признают, что законодательство о налогах и сборах не уточняет, что следует понимать под документом, заверенным должным образом (письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.06 N 20-12/56636@). Поэтому они считают, что, если гражданским законодательством РФ не установлена обязанность по нотариальному заверению документов или их копий, достаточно их заверить подписью должностного лица компании и оттиском ее печати.
По мнению УФНС России по г. Москве, заверенные ксерокопии чеков ККТ можно считать первичными учетными документами, подтверждающими расходы на приобретение за наличный расчет товаров, работ, услуг (письмо от 26.06.06 N 20-12/56636@). Значит, отсутствие читаемого чека ККТ при наличии заблаговременно сделанной с него копии не является препятствием для признания в налоговом учете расходов на покупку товаров, работ, услуг, оплаченных этим чеком. Вместе с тем выдача самим продавцом копий кассовых чеков, а не их дубликатов не допускается (письмо ФНС России от 10.07.13 N АС-4-2/12406@).
Даже если чек ККТ все-таки выцвел и организация-покупатель не успела снять с него ксерокопию, она сможет подтвердить расходы товарным чеком (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.06 N 20-12/56636@ и от 12.04.06 N 20-12/29007):
<...> Если применяемые в установленном порядке модели ККТ формируют неустойчивые оттиски платежных документов (чеков), на которых со временем может теряться (выцветать) отраженная информация (например, используется метод термопечати), налогоплательщику необходимо сделать заверенные должным образом копии таких чеков либо иметь мягкие (товарные) чеки с соответствующими реквизитами.
В товарном чеке должны быть указаны наименование продавца, дата продажи, названия приобретенных товаров или услуг, их цены и количество, фамилия, инициалы и подпись продавца, то есть все реквизиты, являющиеся обязательными для первичного учетного документа.
Расходы на покупку ТМЦ у лица, применяющего ЕНВД или патентную систему и не использующего ККТ, и на их оплату можно подтвердить одним товарным чеком
Некоторые категории продавцов при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт вправе не применять ККТ. К таким категориям, в частности, относятся (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", далее - Закон о ККТ):
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, при реализации товаров, работ, услуг в рамках "вмененной" деятельности;
- предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения, при осуществлении видов деятельности, в отношении которых применяется эта система.
Указанные лица вместо чека ККТ обязаны в момент оплаты товара, работы, услуги выдавать по требованию покупателя товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денег. Перечень сведений, которые должны быть отражены в этом документе, приведен в пункте 2.1 статьи 2 Закона о ККТ. ФНС России пояснила, что чек ККТ и такой документ с точки зрения подтверждения факта оплаты товара являются идентичными (письмо от 14.09.10 N ШС-37-3/11157*(3)):
<...> В этой связи организация, которая приобрела за наличный расчет товар у поставщика - плательщика ЕНВД, вправе использовать для подтверждения своих расходов в целях налогообложения прибыли документ, оформленный в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона о ККТ.
Таким образом, товарный чек, квитанция или другой аналогичный документ, выданный "вмененщиком" или применяющим патентную систему налогообложения предпринимателем, одновременно подтверждает и приобретение ТМЦ, и их оплату. Аналогичной точки зрения придерживаются и московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.11 N 16-15/100094@). Они дополнительно указали, что типовая форма товарного чека не утверждена, поэтому каждый налогоплательщик вправе разработать, утвердить и применять собственную его форму. Главное, чтобы в нее были включены все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные Законом о ККТ и законодательством о бухгалтерском учете.
Однако, чтобы признать в налоговом учете расходы на такую покупку, организации-покупателю в дополнение к указанному документу также потребуются первичные документы, свидетельствующие о связи произведенных расходов с осуществлением деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ и письмо ФНС России от 25.06.13 N ЕД-4-3/11515@).
Отметим, что в случае приобретения товаров, работ, услуг у лиц, которые на совершенно законных основаниях не используют ККТ, инспекторы все равно могут предъявить претензии к документальному подтверждению этой операции. Ведь только на основании одного товарного чека невозможно достоверно установить, что его выдал именно плательщик ЕНВД или предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения. Поэтому организациям, приобретающим ТМЦ у указанных категорий налогоплательщиков, целесообразно запрашивать у них копию патента или выданного инспекцией уведомления о постановке на учет в качестве "вмененщика".
Конечно, не исключено, что продавец откажется выдать копию такого документа, тем более что он не обязан предоставлять ее своим клиентам. В таком случае при возникновении разногласий с налоговиками рекомендуем ссылаться на то, что нормы Налогового кодекса не возлагают на покупателя обязанность по проверке налогового статуса его контрагентов.
Е.В. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, в каких случаях организациям для подтверждения расходов приходится представлять еще и различные внутренние документы, читайте в статье "С помощью каких внутренних документов, не являющихся первичными, компании подтверждают экономическую обоснованность расходов" на с. 30 этого номера журнала.
*(2) Подробнее о других рекомендациях, приведенных в этом письме, читайте в статье "ФНС России подготовила обзор по вопросам привлечения к ответственности за нарушения кассовой дисциплины" // РНК, 2013, N 16, с. 92.
*(3) Это письмо включено в перечень разъяснений ФНС России, обязательных для применения налоговыми органами, и размещено на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в соответствующем разделе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99