К вопросу о возмещении гражданами средств федерального бюджета, затраченных на их военную (специальную) подготовку в образовательных учреждениях ФСБ России (гражданско-правовой аспект)
В конце XX - начале XXI вв. сложилась ситуация, когда средства федерального бюджета тратились на обучение отдельных граждан в военных образовательных учреждениях, которые изначально не планировали проходить военную службу. Количество выпускников, уволившихся в запас в течение пяти лет после выпуска, достигло критических показателей и по отдельным ВВУЗам составляло 50% и более*(1). Молодые офицеры, не неся ответственности за вложенные в их обучение средства, добивались увольнения в запас в основном по "отрицательным" статьям.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов был разработан проект федерального закона N 285665-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся поступления граждан на военную службу по контракту", который определял комплекс мер по закреплению молодых военных специалистов на военной службе после окончания военных образовательных учреждений*(2).
Одной из таких мер стало включение в контракт о прохождении военной службы условия об обязанности гражданина возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в случае отчисления из военного образовательного учреждения или увольнения с военной службы ранее установленного контрактом срока*(3).
Комитетом Государственной Думы по обороне законопроект был рассмотрен в целом положительно, вместе с тем, в его заключении был указан ряд недостатков, например, что "законопроект не позволяет установить, к какому виду юридической ответственности относится возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку лиц, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования: гражданско-правовой ответственности, материальной ответственности военнослужащих, административной ответственности"*(4). Это, в свою очередь, порождало неопределенность в установлении механизма возмещения средств.
Одной из первых попыток установить материальную ответственность курсантов, отчисленных из военных образовательных учреждений, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случае их досрочного увольнения с военной службы была ст. 12 проекта федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" 1997 г., в соответствии с которой в случае досрочного увольнения военнослужащего с военной службы или отчисления курсанта из военного образовательного учреждения они возмещают полученные ими средства на первоначальное обзаведение, стоимость выданного им в пользование обмундирования с учетом степени износа по установленным нормам, а также денежные средства, полученные ими в порядке финансовой помощи на приобретение (строительство) жилья*(5).
Однако бывший в то время Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельцин в своем письме "Об отклонении Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", указал, что возмещение затрат при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы (отчислении курсанта из военного образовательного учреждения профессионального образования) не относится к предмету регулирования указанного Федерального закона. Ввиду отсутствия двух из основных условий материальной ответственности - реального ущерба и противоправности действий - такое возмещение затрат не может являться материальной ответственностью; кроме того, по смыслу оно не требует проведения служебного расследования и нуждается в выработке самостоятельного механизма его осуществления*(6).
В рамках Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ возмещение средств за военную (специальную) подготовку также не может быть реализовано, так как нет факта причинения имущественного ущерба при исполнении обязанностей военной службы (т.е. утраты или повреждения имущества воинской части). В положениях статей данного Закона "Ограниченная материальная ответственность военнослужащих" и "Полная материальная ответственность военнослужащих" не предусмотрено оснований, по которым гражданин обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку.
Согласно же указанному Заключению Комитета по обороне "отнесение возмещения средств за военную (специальную) подготовку к категории "возмещение вреда" и то, что вред нанесен не при исполнении служебных обязанностей и не в связи с исполнением служебных обязанностей, переводят возникшие правоотношения в сферу гражданско-правовых отношений"*(7).
Исходя из вышесказанного и анализа видов юридической ответственности, можно сделать вывод о том, что правоотношения по возмещению гражданами средств федерального бюджета за военную (специальную) подготовку должны регулироваться нормами гражданского законодательства, в частности в рамках гражданско-правовой ответственности.
Гражданско-правовая ответственность как разновидность юридической ответственности была предметом научного анализа в трудах многих известных ученых-правоведов.
Изучение теории гражданско-правовой ответственности позволяет сделать следующие выводы:
1) необходимо разграничивать "ответственность" и "обязанность должника" независимо от того, выполняется эта обязанность принудительно или добровольно. Ответственность же предусматривает какие-либо неблагоприятные последствия (имущественные, моральные) для лица, которое не выполнило взятые на себя обязательства. Закон четко разграничивает исполнение обязанности и ответственность за неисполнение как самостоятельные, хотя и причинно связанные правовые категории. Например, на основании гл. 25 ГК РФ "Ответственность за нарушение обязательств" ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности (ст. 393 ГК РФ);
2) в научных кругах сложилось понимание гражданско-правовой ответственности, представляемой в виде: надлежащего исполнения обязанностей; обязанности дать отчет в своих действиях; государственного принуждения; обязанности нести дополнительные неблагоприятные последствия правонарушителем, а также возможности применения санкции за правонарушение.
Гражданско-правовая ответственность обладает рядом особенных признаков, которые позволяют отличать ее от других видов юридической ответственности. Эти особенности присущи и правоотношениям по возмещению средств федерального бюджета за военную (специальную) подготовку.
Во-первых, гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер. Это обусловлено регулированием гражданским правом имущественных отношений с использованием товарно-денежной формы*(8), где имущество является одним из объектов гражданских прав*(9). Средства федерального бюджета, они же "деньги"*(10), относятся к сфере гражданских правоотношений, в частности к объектам отношений, носящим возмездный характер*(11). Денежные средства, полученные потерпевшим в возмещение вреда, дают ему возможность удовлетворить свои имущественные потребности, которые он не смог удовлетворить в результате правонарушения.
Таким образом, возмещая расходы за военную (специальную) подготовку, гражданин дает возможность восстановить имущество или материальные средства, затраченные на его обучение, что позволяет сделать вывод о том, что правоотношение по возмещению средств федерального бюджета за военную (специальную) подготовку носит имущественный характер.
Во-вторых, нарушитель обязан перед потерпевшим, а не перед государством. Так, при привлечении гражданина к уголовной или административной ответственности имущественные санкции (штраф, конфискация имущества), применяемые к правонарушителю, взыскиваются в пользу государства. Имущественные санкции, применяемые к правонарушителю в порядке гражданско-правовой ответственности, взыскиваются в пользу потерпевшего с целью устранить негативные последствия правонарушения.
Вместе с тем, гражданин, возмещая ущерб федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, несет обязанность и перед государством, так как в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "имущество... органов безопасности относится исключительно к федеральной государственной собственности".
В-третьих, размер гражданско-правовой ответственности, как правило, соответствует размеру причиненного вреда. Так, согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица (в нашем случае - федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Повышенный же размер ответственности может быть предусмотрен в отдельных случаях законом или договором (ст. 1084 ГК РФ).
Следует отметить, что в настоящее время суммы, которые вносятся в контракт о прохождении военной службы курсантов (слушателей), не отражают всей полноты расходов на их подготовку*(12).
Курсант (слушатель) возмещает средства федерального бюджета, которые выделяются на его подготовку, в частности на реализацию квалификационных требований к военной и специальной подготовке выпускников образовательных учреждений по соответствующим специальностям (направлениям) и специализациям за период обучения по очной форме*(13).
Для определения фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств образовательные учреждения рассчитывают:
а) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание специальной учебной материально-технической базы;
б) расходы на приобретение материальных запасов;
в) расходы на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Однако в период обучения средства федерального бюджета тратятся и на преподавателей, которые проводят учебные занятия, например, по иностранному языку или философии. Денежные средства тратятся и на проведение практик (стажировок), но они также не учитываются в представленной выше структуре расходов.
По мнению автора, расходы должны возмещаться за обучение, а не только за военную (специальную) подготовку. Только тогда можно говорить о полном возмещении расходов за обучение*(14), как этого требуют не только новеллы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"*(15), но и нормы гражданского права о полном возмещении убытков (ст. 15 ГК РФ), что также указывает на гражданско-правовой характер отношений по возмещению средств федерального бюджета за военную (специальную) подготовку (ст. 1064 ГК РФ).
В-четвертых, гражданско-правовая ответственность допускает возможность добровольно устранить негативные последствия самим причинителем вреда*(16). Это положение выражается в том, что гражданин (военнослужащий), отчисленный из образовательного учреждения федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, имеет право добровольно возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку.
В-пятых, для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора или из причинения внедоговорного вреда.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, ответственность не всегда связана с санкцией, например, в случае добровольного возмещения вреда лицом его причинившим (т.е. когда гражданин добровольно возместил денежные средства за его обучение).
В-шестых, возможность наступления ответственности за безвиновные действия.
Если в ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" содержится условие о том, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, то в гражданском законодательстве по общему правилу вина является лишь условием, но не мерой ответственности*(17).
Гражданин в ходе обучения использовал учебно-методическую тренировочную базу и расходовал материальные ресурсы для получения знаний, совершенствования умений и навыков и не желал наступления негативных последствий для учебно-материальной базы (например, утраты или повреждения). Соответственно вины в действиях гражданина нет. Вместе с тем, на его обучение расходовались средства федерального бюджета, и поэтому при наступлении оснований, указанных в п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, отчисление курсанта по недисциплинированности), он обязан возместить расходы за его военную (специальную) подготовку.
Указанное положение соответствует нормам п. 2 ст. 1064 ГК РФ, который говорит о возможности наступления гражданско-правовой ответственности и при отсутствии вины причинителя вреда.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1) правоотношения по возмещению гражданами Российской Федерации средств федерального бюджета за их военную (специальную) подготовку не могут регулироваться нормами Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", так как нет факта причинения имущественного ущерба при исполнении обязанностей военной службы (т.е. утраты или повреждения имущества воинской части) и вины военнослужащего;
2) в целях введения полного возмещения средств федерального бюджета целесообразно осуществить замену термина "военная или специальная подготовка" на термин "обучение".
Введение возмещения средств федерального бюджета за обучение позволит привлекать к возмещению расходов не только курсантов (слушателей), но и такие категории военнослужащих, как слушатели, имеющие воинское звание офицера, адъюнкты (докторанты), магистранты в случаях их отчисления из образовательных учреждений (например, по неуспеваемости) или увольнения с военной службы ранее установленного контрактом срока.
Рассмотрев взгляды теоретиков гражданского права, можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответственность может выражаться в виде обязанности возмещения гражданами Российской Федерации средств федерального бюджета за их военную (специальную) подготовку, что прямо и указано в положениях контракта о прохождении военной службы.
Таким образом, данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что правоотношения по возмещению гражданами Российской Федерации средств федерального бюджета, затраченных на их военную (специальную) подготовку, носят гражданско-правовой характер и должны регулироваться нормами не только военного, но и гражданского законодательства.
А.В. Завальнюк,
адъюнкт Пограничной академии ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Чернышов А.В. Военное образование: "бесплатного сыра" не будет // Ваш бюджетный учет. 2007. N 8.
*(2) Проект федерального закона N 285665-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (окончательная редакция, принятая Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 2006 г.).
*(3) Пункт 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
*(4) Заключение Комитета по обороне от 18 апреля 2006 г. N 104/1.2 на проект федерального закона N 285665-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся поступления граждан на военную службу по контракту".
*(5) Проект федерального закона N 96700511-2 "О материальной ответственности военнослужащих" (окончательная редакция, принятая Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 марта 1997 г.).
*(6) Письмо Президента Российской Федерации "Об отклонении Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 21 апреля 1997 г. N Пр-592.
*(7) Заключение Комитета по обороне от 18 апреля 2006 г. N 104/1.2 на проект федерального закона N 285665-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся поступления граждан на военную службу по контракту".
*(8) Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учеб. 3-е изд., стер. М., 2009. С. 10.
*(9) Там же. С. 104.
*(10) Там же. С. 833.
*(11) Гражданское право: учеб. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. С. 214.
*(12) Справка об утвержденных фиксированных значениях для расчета суммы средств федерального бюджета, подлежащих возмещению, затраченных на военную или специальную подготовку курсантов в МПИ ФСБ России на 2012/2013 учебный год (по материалам ФЭО МПИ ФСБ России).
*(13) Приказ ФСБ России "Об утверждении Методик расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходов на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в образовательных учреждениях ФСБ России" от 1 апреля 2009 г. N 125.
*(14) Результаты проведенного автором опроса показали, что 57% респондентов выступают за введение полного возмещения расходов за обучение в образовательных учреждениях ФСБ России.
*(15) Пункт 7 ст. 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
*(16) Например, предоставить вещь того же рода и качества или возместить причиненные убытки в соответствии со ст. 1082 ГК РФ.
*(17) Гражданское право: учеб. Ч. 1. С. 577.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о возмещении гражданами средств федерального бюджета, затраченных на их военную (специальную) подготовку в образовательных учреждениях ФСБ России (гражданско-правовой аспект)
Автор
А.В. Завальнюк - адъюнкт Пограничной академии ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 9