Внедрение порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология". Совершенствование структурной и кадровой политики онкологической службы
Удельный вес смертности от онкологических заболеваний в России стабильно занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. В 2012 г. впервые выявлено более 480 тыс. онкобольных, 289 тыс. больных умерло. На конец 2012 г. на учете в онкологических учреждениях России состояло около 3 млн. больных, т.е. 2,0% населения России. Медицинская помощь онкобольным осуществляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", обязательными для исполнения, что предполагает взаимодействие медицинских организаций всех уровней. В статье также рассматриваются вопросы совершенствования структурной и кадровой политики онкологической службы страны.
Обеспокоенность и повышенное внимание к онкологии обусловлены устойчивой тенденцией роста онкологической заболеваемости во всем мире, которая и в обозримом будущем имеет тенденцию к нарастанию. Такая динамика объясняется рядом субъективных и объективных причин - старением населения, экологическими, экономическими и другими факторами.
В 2012 г. в РФ впервые выявлено более 480 тыс. онкобольных, 289 тыс. больных умерло. В 2011 г. удельный вес смертности от онкологических заболеваний составил 15,0% и занял второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, а показатель смертности составил 202,5 на 100 тыс. населения.
Более 40% впервые регистрируемых в России онкологических больных выявляются в III-IV стадиях заболевания, что обусловливает высокие показатели одногодичной летальности (26,1%), смертности, высокий процент инвалидизации больных (22% от общего числа инвалидов). Ежегодно в России более 185 тыс. больных впервые признаются инвалидами от онкологического заболевания.
В 2012 г. показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 367,9, прирост за 10-летний период - 18,0%, что в значительной мере обусловлено "постарением" населения, т.к. прирост стандартизованного показателя, исключающего влияние возраста, в 1,7 раза меньше (10,4%). Как положительное явление следует отметить, что при росте заболеваемости не наблюдается статистически значимого изменения "грубого" показателя смертности, а стандартизованный показатель смертности за 10-летний период упал на 8,3%.
Структура заболеваемости за этот период не претерпела значительных изменений.
У мужчин наиболее часто встречается рак легкого (18,5%), предстательной железы (12,1%), желудка (8,8%), ободочной кишки (5,9%). На долю этих видов злокачественных новообразований приходится более 45% случаев всех злокачественных новообразований.
У каждой 5-й женщины (20,7%) из впервые заболевших злокачественными новообразованиями выявлялся рак молочной железы. Причем 23% среди умерших от рака молочной железы женщин находились в трудоспособном возрасте, а 6% - в репродуктивном.
На конец 2012 г. на учете в онкологических учреждениях России состояло около 3 млн. больных, т.е. 2,0% населения России.
Статья 12 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.11 N 323-ФЗ (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) устанавливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, в т.ч. путем предупреждения и раннего выявления социально значимых заболеваний.
Показатель активного выявления опухолей в целом неадекватен современным возможностям медицины. Однако в 2012 г. он возрос до 15,6%, при том что в 2000 г. был равен 9,6%, в 2005 г. - 11,8%.
Из 75 тыс. больных, выявленных активно в 2012 г., 73% имели I-II стадии заболевания, из них опухоли визуальных локализаций составили 46,6%. Вместе с тем наблюдается некоторое снижение этого показателя при опухолях губы, полости рта и легкого.
Эти цифры свидетельствуют о недостаточно эффективной профилактической работе, низкой онкологической настороженности врачей. Мы вправе рассчитывать на успешную реализацию приказов Минздрава России от 03.12.2012 N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" и от 06.12.2012 N 1011н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра", на более активную работу средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни, профилактике онкологических заболеваний.
Медицинская помощь в РФ оказывается и организуется в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, на основе стандартов оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты утверждаются Министерством здравоохранения РФ.
Первым порядком оказания медицинской помощи онкологическим больным был порядок, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ приказом от 03.12.09 N 944н. В связи с принятием Федерального закона N 323-ФЗ, конкретизировавшим виды медицинской помощи, ответственность различных служб, этапы оказания медицинской помощи и т.д., Министерством здравоохранения РФ был пересмотрен и Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология" (приказ от 15.11.12 N 915н). Данный пересмотр соответствовал "дорожной карте" законодательных изменений в системе здравоохранения в соответствии со Стратегией-2020 - здравоохранение.
В соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ порядок предполагает взаимодействие медицинских работников всех уровней, начиная от первичного звена (врачей амбулаторно-поликлинических учреждений), первичных онкологических кабинетов (отделений), онкологических диспансеров (больниц) до федеральных онкологических центров. Таким образом, формируется маршрутизация больных от обращения до установления диагноза и лечения. Для каждого уровня определены свои задачи. На врачей первичного звена возлагаются:
1) первичная диагностика;
2) анализ данных диагностики и своевременное направление пациентов в диспансеры;
3) формирование групп риска по онкологическим заболеваниям;
4) формирование "онкологической настороженности" у пациентов;
5) тесное взаимодействие с первичными онкологическими кабинетами;
6) направление на долечивание;
7) пропаганда профилактических мероприятий.
Первичные онкологические кабинеты (отделения) осуществляют:
1) контроль и выполнение назначений врачей;
2) направление пациентов в онкологический центр на обследование и оказание специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, помощи;
3) диспансерное наблюдение больных с онкологическими заболеваниями, их учет;
4) лечебное сопровождение больных онкологическими заболеваниями;
5) эпидмониторинг.
Онкологические диспансеры, располагая необходимой материально-технической базой для диагностики и проведения специализированного лечения (в т.ч. высокотехнологического), реализуют следующее:
1) уточняющую диагностику в полном объеме;
2) комплексное и комбинированное лечение и диспансерное наблюдение;
3) контроль за выполнением стандартов лечения в первичном звене;
4) формирование ракового регистра;
5) контроль за проведением и результатами скрининга;
6) эпидмониторинг;
7) непрерывное обучение кадров.
На федеральные центры возлагается оказание высокотехнологичной медицинской помощи больным, а также:
1) разработка единых стандартов лечения;
2) разработка критериев эффективности оказания медицинской помощи в ЛПУ;
3) организация методической работы, мониторирующие функции, в т.ч. эффективности лечения;
4) разработка единых скрининговых программ;
5) эпидмониторинг;
6) формирование Федерального онкологического регистра (сбор информации со всех уровней);
7) подготовка кадров.
Национальной программой по онкологии в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" предусмотрены:
- обучение врачей общей практики основам клинической онкологии;
- проведение скрининговых обследований;
- организация работы смотровых кабинетов поликлиник в течение всего рабочего дня с ведением картотеки;
- укрепление районного звена онкологов;
- внедрение современных методов диагностики и лечения;
- информационное сопровождение выполнения мероприятий.
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, активный скрининг рака молочной железы, шейки матки, предстательной железы, колоректального рака позволяет выявить опухоли на ранних стадиях. Так, проведение маммографического скрининга в Москве позволило выявить рак молочной железы в 0,3% от числа обследованных, в т.ч. I-II стадии у 90%. А это значит, что пятилетняя выживаемость у этих больных будет более 90%. В рамках программы скрининга по выявлению рака предстательной железы установлена доброкачественная гиперплазия у 30% обследованных, рак - у 0,9% преимущественно в ранних стадиях. При цитологическом скрининге выявлена ранняя патология шейки матки у 23,7%.
Подобные примеры хорошей организации активного выявления отмечаются в Тюменской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Свердловской, Курганской областях, Пермском, Алтайском краях.
В Советском Союзе за период 1980-1992 гг. благодаря активной работе по созданию централизованных цитологических лабораторий, эффективной работе смотровых кабинетов общий показатель заболеваемости раком шейки матки снизился почти на 40%, а за последние 10 лет вырос на 25%. Настораживает, что данный рост обусловлен заболеваемостью женщин репродуктивного возраста.
В настоящее время, по данным паспортов онкологических диспансеров, в России функционируют 4 398 смотровых кабинетов, из них только 864 (19,6%) работают в две смены.
Для раннего выявления злокачественных новообразований предстательной железы, колоректального рака и рака легкого в перечень основных медицинских услуг при проведении диспансеризации взрослого населения в график диспансеризации дополнительно включены исследования крови на онкомаркер ПСА (исследование будет проводиться у группы лиц с 45 до 70 лет 1 раз в 3 года), колоноскопия (будет проводиться 1 раз в 3 года). Для выявления рака легкого было бы целесообразно применять низкодозную спиральную компьютерную томографию органов грудной клетки (у лиц от 40 до 70 лет 1 раз в 3 года в группах риска).
Распределение первичных обращений (на примере больных раком прямой кишки) свидетельствует о том, что с жалобами пациенты обращаются в первую очередь к участковым врачам, хирургам, в т.ч.:
- к участковым терапевтам - 52,3%;
- к хирургам - 41,7%;
- к другим специалистам - 6,0%.
Однако при этом:
- пальцевое исследование проводится только у 59% больных;
- только ректороманоскопией ограничено обследование 18% пациентов.
У 23% больных специальное обследование не проводится, несмотря на характерные жалобы!
Доля больных раком репродуктивных органов III-IV стадии в России в 2009 г. распределялась следующим образом: молочная железа - 36,1%, шейка матки - 37,9%, тело матки - 18,8%, яичники - 62,7%. Более 70% больных с запущенными (III-IV стадия) формами рака репродуктивных органов ранее (в течение 6 мес.) обращались к врачам различных специальностей (в т.ч. к акушерам-гинекологам).
Доля неправильных диагнозов после первого обращения к гинекологу при раке шейки матки - 37%, яичников - 50%, тела матки - 23%. Разница в результатах лечения в условиях гинекологической клиники и онкологического учреждения составляет 25-50% (в наибольшей степени разница проявляется при раке яичников вследствие неадекватного хирургического вмешательства и последующего ведения пациентки).
Среди причин запущенности злокачественных новообразований отмечаются:
1) несвоевременное обращение к врачу - более 50% больных обращаются через 6 мес. и более после появления первых симптомов, 22% - спустя 1 год;
2) большой интервал от первого обращения до выявления заболевания - в течение 2 нед. диагноз ставится 5,2% больных, от 6 мес. до 1 года - 28,3%, более 1 года - 32,5%.
Вызывает тревогу то, что отказы от лечения составили 3,3% от всех впервые выявленных больных, из них 42,0% с I-II стадией заболевания. Противопоказания к лечению составили 9,0% от всех впервые выявленных больных, из них 30,0% с I-II стадией заболевания.
На территории субъектов РФ, участвующих в Национальной онкологической программе, одногодичная летальность снизилась за 4 года в среднем на 10%.
О возрастающих возможностях повышения уровня оказания лечебно-диагностической помощи свидетельствует то, что во многих диспансерах широко оказывается высокотехнологичная медицинская помощь.
Окончательное обследование, постановка диагноза и лечение лиц со злокачественными новообразованиями должны являться уделом онкологической службы с учетом многофакторности, многоэтапности лечения и необходимости мониторинга. В соответствии с порядком оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 N 944н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным" и приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология" (далее - приказ N 915н), специализированная медицинская помощь может оказываться также в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности, имеющих лицензию на этот вид деятельности, и у сертифицированных специалистов. К сожалению, мы часто встречаемся с фактами выдачи территориальными лицензирующими органами необоснованных лицензий, что существенно влияет на уровень лечения и его результаты. Так, в ЗАО "Клиника Москворечье" (Москва) под видом шейной лимфодиссекции проведена биопсия лимфоузла, что обусловило неэффективность последующей радиойодтерапии. В ЗАО "Клиника доктора Парамонова" (Саратов) из-за неверного стадирования заболевания занижен объем оперативного лечения при раке яичников. И таких примеров можно привести немало.
В связи с этим возрастает роль и ответственность главных внештатных специалистов-онкологов по контролю за эффективностью и адекватностью диагностики и лечения в таких клиниках, обеспеченностью комбинированного и комплексного лечения больных. Все случаи ошибок должны подлежать разбору на онкологических комиссиях при департаментах здравоохранения. Должны строго соблюдаться лицензионные требования.
По данным территориальных раковых регистров, в частности по данным ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России, эффективность лечения онкологических больных в специализированных учреждениях выше по сравнению с результатами хирургических стационаров общей лечебной сети. Например, пятилетняя выживаемость при раке пищевода выше на 35,6%, раке желудка - на 19,2%, ободочной кишки - на 34,6%, прямой кишки - на 37,0%. Поэтому должна быть сохранена концепция проведения уточняющей диагностики и лечения в специализированных онкологических учреждениях.
Важным для повышения качества диагностики и лечения больных со злокачественными заболеваниями является проблема дефицита кадров врачебного и среднего медицинского персонала в онкологической службе. Дефицит врачей-онкологов составляет 33,3%, радиологов и радиотерапевтов - 36,4%, анестезиологов-реаниматологов - 44,6%, патоморфологов - 63,8%, врачей УЗИ-диагностики - 46,5%, эндоскопистов - 48,3%, колопроктологов - 29,7%, урологов - 29,1%. Устранение дефицита кадров в онкологической службе повысит эффективность оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями.
Вопросы повышения уровня подготовки врачей по онкологии как на этапе обучения в вузе, так и при последипломной подготовке обсуждаются не один год. Необходимо комплексное решение этих вопросов.
Для совершенствования кадровой политики онкологической службы требуется:
- создание и укрепление самостоятельных кафедр онкологии и радиотерапии с увеличением часов преподавания до 270 за счет сокращения преподавания онкологии на других кафедрах;
- расширение приема в клиническую ординатуру;
- внедрение системы распределения студентов, закончивших обучение в вузе на бюджетной основе;
- расширение сети медицинских училищ по подготовке среднего медицинского персонала.
Приказом Минздрава России N 915н определено внедрение системы медицинской и социальной реабилитации больных со злокачественными новообразованиями, включающей программы, основанные на современных технологиях хирургического, лучевого и лекарственного методов лечения.
Федеральным законом N 323-ФЗ определена одним из видов медицинской помощи паллиативная помощь. Около 2% онкологических больных от всех состоящих на диспансерном учете нуждаются в такой помощи. С учетом потребности в 1 койку на 100 умирающих пациентов общая потребность в койках для паллиативной помощи составляет около 3 тыс. коек. В настоящее время развернуто 1 299 коек. Приказом Минздрава России утвержден Порядок оказания паллиативной помощи.
С 2010 г. на сервере Минздрава России ведется объединенная база данных федерального регистра онкологических больных, представленная в Международном агентстве по изучению рака в Лионе (Франция). В настоящее время в базу регистра введена информация из 34 субъектов РФ. Ожидается приказ Минздрава России, регламентирующий порядок представления информации. Его проект находится на рассмотрении в Минздраве России.
Порядком оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях в соответствии с приказом N 915н рекомендуется структура онкологических диспансеров в зависимости от коечной мощности учреждений и уровня заболеваемости, штатные нормативы отделений и лабораторий, а также табель оснащения. Последний обозначен в приказе как "стандарт оснащения", что в ряде случаев (как это было в Забайкальском крае, Московской области, в Санкт-Петербурге и др.) приводит к рассмотрению в следственных органах соответствия онкоучреждения статусу онкодиспансера. При этом практически не учитывается структура и уровень заболеваемости на данной территории. Необходимо накопление дальнейшего опыта работы в соответствии с утвержденным порядком.
Для контроля выполнения задач, поставленных президентом России В.В. Путиным перед здравоохранением по разделу "онкология", Минздравом России определены индикаторы программы и их прогнозные значения:
- снизить показатель смертности от злокачественных новообразований с 201,1 на 100 тыс. населения в 2012 г. до 192,6 в 2018 г.;
- увеличить показатель выявления злокачественных новообразований в I-II стадии с 50,5 до 55,1%;
- снизить одногодичную летальность с 26,9 до 22,4%;
- увеличить удельный вес больных, состоящих на учете 5 лет и более с 51,6 до 53,6%.
Наша задача - достичь ожидаемых результатов. При этом слова В.В. Путина о том, что мерилом уровня оказания медицинской помощи должно стать обеспечение гражданам их прав в рамках гарантий, предоставляемых государством, и число вылеченных больных звучат напутствием к достижению поставленной задачи.
А.Д. Каприн,
чл.-корр. РАМН, д.м.н., проф., директор
В.В. Старинский,
д.м.н., проф., замдиректора по научной работе
Г.С. Алексеева,
д.м.н., замдиректора по лечебной части
П.Ю. Балашов,
замдиректора по административно-хозяйственным
и техническим вопросам,
ФГБУ "Московский научно-исследовательский
онкологический институт им. П.А. Герцена"
Министерства здравоохранения РФ
"Вестник Росздравнадзора", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник Росздравнадзора"- рецензируемый научно-практический журнал для специалистов в сфере здравоохранения и фармдеятельности. Является официальным изданием Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Предназначен для руководителей и специалистов в области медицинской и фармацевтической деятельности, практикующих врачей и руководителей фармпредприятий, изготовителей медицинской техники. Концепция журнала включает в себя комплексное обсуждение проблем, связанных с вопросами контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи и качества медицинской продукции, а также других направлений деятельности, входящих в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Журнал выходит один раз в два месяца. Подписку на журнал можно оформить во всех почтовых отделениях Российской Федерации по каталогу "Почта России", подписной индекс П4551.
Объединенный каталог "Пресса-России" подписной индекс 38847 во всех почтовых отделениях РФ.
Электронная библиотека Руконт - https://www.rucont.ru/efd/656707
Интернет-магазин "Пресса по подписке" - https://www.akc.ru/rucont/itm/656707
Подробную информацию по журналу можно получить у ответственного редактора Федотовой Ольги Федоровны o.f.fedotova@mail.ru +7 (962) 950-20-49 и зав. редакцией журнала Анастасии Трубниковой anastasia-vestnikrzn@mail.ru или +7(967)161-34-35