Об отсрочках по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды
Высший арбитражный суд РФ привел свою позицию по вопросу возможности предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов. Рассмотрение данного дела Президиумом ВАС РФ более чем неожиданно, поскольку до настоящего момента судебная практика по вопросам обжалования бездействий территориальных органов внебюджетных фондов, выразившихся в отказе в предоставлении отсрочки либо рассрочки, складывалась однозначно в пользу плательщиков страховых взносов. О позиции ВАС РФ по данному вопросу и ряду других вопросов, связанных с исполнением обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, мы расскажем в данной статье.
В соответствии с п. 11 части 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Следовательно, закон четко определил, что именно законодатель должен установить правила предоставления отсрочек (рассрочек) страхователям.
Следует отметить, что аналогичная норма установлена ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных НК РФ. При этом основания предоставления отсрочки (рассрочки), порядок подачи и рассмотрения заявления налогоплательщика, процессуальные моменты, основания для отказа в реализации права на отсрочку (рассрочку) прямо предусмотрены гл. 9 НК РФ.
Обратите внимание! Несмотря на наличие норм прямого действия в НК РФ, реализовать свое право на изменение срока уплаты налога на практике налогоплательщикам достаточно затруднительно. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика, подтверждающая, что наличие предусмотренных законом оснований и соблюдение налогоплательщиком всех процедурных требований не всегда приведет к предоставлению отсрочки. Налоговые органы отказывают в предоставлении отсрочек и рассрочек по надуманным поводам. В постановлении ФАС Центрального округа от 14.03.2008 по делу N А23-448/07А-14-29 решение налогового органа признано незаконным, поскольку согласно подп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу, в т.ч. в случае задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. В постановлении ФАС Московского округа от 19.05.2008 N КА-А40/4300-08 по делу N А40-62923/07-107-364 указанно, что заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки по региональным и местным налогам удовлетворено правомерно, т.к. представленными заявителем доказательствами подтвержден факт отсутствия на момент подачи в налоговый орган заявления об отсрочке по уплате налогов возможности уплатить налоги ввиду задержки его финансирования. В постановлении от 14.10.2008 N А33-17411/07-Ф02-4974/08 по делу N А33-17411/07 ФАС Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе научному центру в предоставлении отсрочки по налогу на имущество удовлетворены правомерно, поскольку суд исходил из того, что письмо Сибирского отделения Российской академии наук подтверждает факт недофинансирования научного центра в части уплаты налога на имущество за спорный период.
Вместе с тем законодательством о страховых взносах в настоящий момент не установлены порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды. Таких норм не предусматривает ни Закон N 212-ФЗ, ни иные законодательные акты. Следовательно, ни органы исполнительной власти, ни ПФР не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Однако плательщики страховых взносов обращаются в территориальные органы ПФР и ФСС РФ с заявлениями о предоставлении отсрочек. В свою очередь территориальные органы внебюджетных фондов отказывают в предоставлении отсрочек и рассрочек именно в связи с тем, что в законодательстве РФ отсутствует механизм предоставления отсрочек.
Некоторые плательщики, получив отказ в предоставлении отсрочки, обращались в суд с требованиями:
- признать незаконным отказ территориального органа ПФР в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки погашения задолженности по взносам, пеням и штрафам;
- обязать орган ПФР предоставить заявителю такую отсрочку.
Следует отметить, что судебная практика по этому вопросу складывалась до настоящего времени достаточно единообразно. Суды всегда вставали на сторону плательщиков страховых взносов.
Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа при рассмотрении заявления плательщика страховых взносов, проанализировав положения подп. 11 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ указал на то, что ПФР обладает правом на предоставление рассрочки. Следовательно, у предприятия возникает право заявлять ходатайство о предоставлении такой рассрочки и доказывать необходимость удовлетворения такого ходатайства.
Довод территориального органа фонда об отсутствии в текущий момент федеральных законов, предусматривающих случаи и порядок предоставления отсрочек по страховым взносам, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Из правовой позиции КС РФ, выраженной в определении от 12.07.2006 N 267-О, следует, что процессуальные права налогового органа, предусмотренные НК РФ, имеют публично-правовой характер и фактически являются его обязанностями, от реализации которых он не может отказаться.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ ПФР предоставлено право, аналогичное праву налоговых органов, предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы, а следовательно, и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", имеют прямое действие.
Таким образом, непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм, основания и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может служить основанием для спорного бездействия, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
При рассмотрении заявления плательщика страховых взносов ФАС Центрального округа указал: заявленные требования о признании недействительным отказа пенсионного органа в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления отсрочки по уплате страховых взносов в ПФР удовлетворены правомерно, поскольку имеющиеся у заявителя средства не позволяют единовременно исполнить обязанность по уплате страховых взносов, их единовременное взыскание повлечет негативные последствия, в т.ч. нарушение хозяйственной деятельности и, как следствие, нарушение прав застрахованных лиц - работников завода (постановление ФАС Центрального округа от 02.12.2011 по делу N А68-1982/11).
Аналогичную позицию высказали суды Северо-Западного округа, Московского округа, Восточно-Сибирского округа (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2012 по делу N А21-8311/2011, Московского округа от 20.11.2012 по делу N А40-37497/12-99-192, Восточно-Сибирского округа от 06.09.2012 по делу N А74-844/2012).
Таким образом, до настоящего времени суды однозначно полагали, что отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
Коллегия судей ВАС РФ, передавая одно из подобных дел в Президиум для рассмотрения в порядке надзора 22 апреля 2013 года, озвучила свое видение этого вопроса, поддержав аргументы ПФР. Итак, на что же обратила внимание коллегия судей ВАС РФ.
Во-первых, законодатель строго ограничил права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пенями штрафам, определив, что порядок и случаи их предоставления могут быть предусмотрены только федеральными законами.
Таким образом, норма Закон N 212-ФЗ закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам.
Следовательно, ни органы исполнительной власти, ни ПФР не вправе определять ни порядок, ни основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Учитывая, что до настоящего момента ни Закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Во-вторых, к отношениям по уплате страховых взносов нельзя применять по аналогии нормы НК РФ, т.к. налоги и взносы принципиально различаются по своей природе.
Особая правовая природа и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит в том, что указанные взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в ПФР, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" являются обязательными платежами, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Таким образом, в отличие от налога, платежи по которому не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отвечают признакам возмездности и возвратности.
Указанные особенности страховых взносов обуславливают невозможность использования по аналогии норм налогового законодательства при решении вопроса о возможности предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по этим взносам.
При этом и федеральный законодатель, и ВАС РФ достаточно последовательно исходят из необходимости учета этих особенностей страховых взносов, в т.ч. и при предоставлении отсрочек и рассрочек в их уплате. В подтверждение данной позиции коллегия судей ВАС РФ привела ряд постановлений Президиума ВАС РФ, выводы в которых были основаны именно на принципиальном отличии страховых взносов и налогов (постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве")
16 апреля этого года Президиум ВАС РФ поддержал данные аргументы, тем самым приняв сторону ПФР (постановление Президиума ВАС РФ N 16929/12 от 16.04.2013).
Таким образом, обращаться с заявлением о предоставлении отсрочек либо рассрочек в органы внебюджетных фондов в настоящее время нет оснований. Так же как и бесперспективно обжаловать отказы в предоставлении таких отсрочек и рассрочек.
Правовая позиция, изложенная в вышеназванном постановлении Президиума ВАС РФ, уже применяется нижестоящими судами (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 по делу N А75-5981/2012).
Вместе с тем плательщикам страховых взносов необходимо помнить, что Минтруд РФ уже разработал законопроект, который устанавливает порядок предоставления отсрочек и рассрочек.
Предоставляться такая возможность будет тем страхователям, которые из-за временных финансовых затруднений не могут уплатить взносы вовремя, но есть достаточные основания полагать, что в период, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), финансовая ситуация у них улучшится.
Так, это касается организаций, которым был нанесен ущерб в результате стихийного бедствия или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также тех, чья деятельность носит сезонный характер.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Минтруда: http://www.rosmintrud.ru -> Банк документов -> Проект федерального закона от 11 апреля 2013 года.
Практика показывает, что нагрузка на работодателей по уплате страховых взносов является значительной, поэтому институт отсрочек (рассрочек) по исполнению данной обязанности будет оставаться актуальным. Будем надеяться, что законопроект, предусматривающий порядок реализации права плательщика страховых взносов на отсрочку (рассрочку) обретет форму закона в ближайшем будущем.
Е. Алтухова,
заместитель начальника
Управления ПФР г. Томска
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1