Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования заключает договор на оказание услуг по организации и проведению мероприятий Учебно-методического Совета по отрасли АПК. Размер стоимости услуг по организации и проведению мероприятий Учебно-методического Совета по отрасли АПК (взносы в фонды Учебно-методических объединений) значительно меньше размера крупной сделки, которые могут быть совершены бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя. Имеет ли право учреждение вносить аванс до 100% от суммы указанного договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования заключает договор на оказание услуг по организации и проведению мероприятий Учебно-методического Совета по отрасли АПК (взносы в фонды Учебно-методических объединений).

Размер стоимости услуг по организации и проведению мероприятий Учебно-методического Совета по отрасли АПК (взносы в фонды Учебно-методических объединений) значительно меньше размера крупной сделки, которые могут быть совершены бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя.

В Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания отсутствуют ограничения для осуществления авансовых платежей при заключении договоров поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Помимо средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в ряде случаев на указанные цели могут быть израсходованы и средства от приносящей доход деятельности.

Имеет ли право учреждение вносить аванс до 100% от суммы указанного договора?


В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).


Осуществление авансовых платежей федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания


Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Однако данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств.

Так, например, на федеральном уровне такие ограничения в 2014 году предусмотрены п. 22 постановления Правительства РФ от 23.12.2013 N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Поэтому вышеуказанные возможные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них не распространяются.

Предоставление бюджетному учреждению субсидии осуществляется на основании Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, заключаемого учреждением и органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя. Указанное соглашение определяет в том числе и права, обязанности и ответственность сторон.

В Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания между конкретными учредителем и учреждением может быть включено условие, определяющее предельный размер авансовых платежей при заключении последним договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для собственных нужд, подлежащих оплате за счет средств субсидии.

С учетом вышесказанного полагаем, что при отсутствии ограничений на осуществление авансовых платежей в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания федеральное бюджетное образовательное учреждение может вносить авансовый платеж до 100% от суммы договора на оказание услуг по организации и проведению мероприятий Учебно-методического Совета по отрасли АПК (взносы в фонды Учебно-методических объединений).


Осуществление авансовых платежей федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования за счет средств от приносящей доход деятельности


Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

- недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").

При этом следует иметь в виду ограничения по крупный сделкам, которые могут быть совершены бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Однако в рассматриваемой ситуации Вы уточнили, что размер стоимости услуг по организации и проведению мероприятий Учебно-методического Совета по отрасли АПК (взносы в фонды Учебно-методических объединений) значительно меньше размера крупной сделки, которая может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя.

По нашему мнению, поскольку стоимость услуг меньше размера крупной сделки, учреждение вправе осуществить авансовый платеж до 100% от суммы договора на оказание подобных услуг за счет средств от приносящей доход деятельности.


Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для бюджетных (автономных) учреждений;

- Энциклопедия решений. Определение размера крупной сделки в бюджетном (автономном) учреждении.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна


21 апреля 2014 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.