Может ли квитанция об оплате, выданная Сбербанком, являться документом, подтверждающим расход подотчетных сумм, и приниматься к учету бухгалтером? Подотчетное лицо производило уплату штрафа.
Сумма произведенных подотчетным лицом расходов согласно утвержденному руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) авансовому отчету подотчетного лица и прилагаемым к нему документам, подтверждающим произведенные расходы, отражается в бухгалтерском учете путем уменьшения дебиторской задолженности подотчетного лица перед учреждением (п. 216 Инструкции N 157н*(1)).
Согласно нормам Приказа N 173н*(2) авансовый отчет (ф. 0504049) применяется для учета расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504049) и заполняют графы 1-6 на оборотной стороне о фактически израсходованных ими суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету (ф. 0504049), нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете)). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Инструкции N 157н):
наименование документа;
дату составления документа;
наименование субъекта учета, составившего документ;
содержание факта хозяйственной жизни;
величину натурального (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
информацию, необходимую для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
подписи лиц, названных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ*(3) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязаны применять контрольно-кассовую технику (контрольно-кассовые машины) при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Пунктом 2 *(4) ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники и применения контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов определяется ЦБ РФ.
На сегодняшний день нормативный акт ЦБ РФ, регламентирующий порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов, отсутствует. Поэтому обратимся к абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, из которого следует, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Порядком N 359*(5) могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Из пункта 20 Порядка N 359 следует, что в случае применения документов наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:
а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
- заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
- получает от клиента денежные средства;
- называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;
- подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
- называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;
б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
- получает от клиента платежную карту;
- заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
- вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;
- подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
- возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;
в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, прием налогов (код 101201) относится к группе классификатора "Услуги банков по вкладам населения, прием различных видов платежей" (101000).
Минфин Приказом от 28.06.2000 N 59н в качестве документов строгой отчетности формы бланков, используемых в учреждениях Сбербанка РФ при приеме денежной наличности от физических лиц, утвердил: квитанцию (форма 31) и бланк платежного документа (форма ПД-4Р).
Таким образом, квитанция Сбербанка РФ является оправдательным документом для подтверждения расхода, совершенного подотчетным лицом, однако это существенно осложнит расчеты с налоговой инспекцией. Квитанция об оплате будет выписана на имя физического лица, а фактически оплата производится организацией. В связи с этим рекомендуем производить уплату штрафа безналичным путем.
М. Волкова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2014 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
*(3) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(4) Данный пункт признан утратившим силу согласно Федеральному закону от 07.05.2013 N 89-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций", который вступает в силу с 09.05.2014.
*(5) Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"