Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Верховный суд о предоставлении гарантий и выплате компенсаций
В предыдущем номере были подробно рассмотрены разъяснения Президиума ВС РФ от 26.02.2014 по вопросам применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, исчисления трудового стажа для установления таких надбавок. В этой статье речь пойдет о рекомендациях ВС РФ, касающихся предоставления гарантий и компенсаций, дополнительного отпуска и выходного дня, сокращенной рабочей недели для женщин.
Компенсация работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников или штата
Статьей 318 ТК РФ установлено, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности работников или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). При этом по решению органа службы занятости населения при условии, что в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Выплата такого пособия производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Арбитры подчеркнули: из приведенной статьи Трудового кодекса следует, что основаниями для сохранения среднего месячного заработка работника являются факт потери им работы по указанным причинам и незанятость в течение определенного периода времени после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен.
Имеют ли право на получение среднего заработка в течение четвертого - шестого месяцев после увольнения работники пенсионного возраста? Как указал ВС РФ, достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого - шестого месяцев со дня увольнения. Свою позицию Верховный суд аргументировал тем, что ограничение прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста не согласуется с положениями ч. 1 и 3 ст. 37 Конституции РФ, противоречит ст. 1 Конвенции Международной организации труда N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, ст. 2, 3 ТК РФ и ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", гарантирующим свободу труда и равные возможности в реализации трудовых прав, а также свободный выбор занятости независимо от возраста и социального положения.
Таким образом, если уволенный работник пенсионного возраста обратился в службу занятости населения в месячный срок после увольнения и не был ею трудоустроен, за ним сохраняется средний месячный заработок в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Дополнительный выходной день
Согласно ст. 319 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
ВС РФ обратил внимание, что при разрешении споров, связанных с указанной статьей, необходимо учитывать, что предоставление дополнительного выходного дня является правом одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 16 лет. Кроме того, дополнительный выходной день предоставляется при соблюдении определенных условий, а именно при подаче работником письменного заявления и наличии у него ребенка в возрасте до 16 лет. При этом, как указал Верховный суд, иных условий для предоставления данной государственной гарантии ст. 319 ТК РФ не содержит. Это значит, что работодатель не вправе отказать такому работнику в предоставлении названного выходного дня даже в связи со служебной необходимостью.
Сокращенная рабочая неделя для женщин
В соответствии со ст. 320 ТК РФ женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается им в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Верховный суд отметил, что при рассмотрении споров, касающихся положений указанной статьи, необходимо учитывать следующее:
- частью 2 ст. 9 ТК РФ определено, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный или трудовой договор, соглашение, они не могут применяться. Это значит, что ст. 320 ТК РФ не предусматривается установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов. Соответственно, работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством;
- установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя;
- если работодатель в нарушение ст. 320 ТК РФ установит 40-часовую рабочую неделю, данная работа будет считаться работой за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени. Значит, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выполняемая женщинами сверх установленной для них законодательством продолжительности рабочего времени, подлежит дополнительной оплате, то есть считается сверхурочной работой по инициативе или с ведома работодателя.
Дополнительный отпуск
Согласно ст. 321 ТК РФ кроме установленных законодательством ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к таким районам, - 16 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим по совместительству, устанавливается на общих основаниях.
ВС РФ отметил, что при рассмотрении споров, связанных с применением данной статьи, нужно принимать во внимание, что:
- положения ст. 287 ТК РФ не распространяются на дополнительные отпуска. В указанной статье сказано, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы;
- статьей 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях, то есть его продолжительность - 24 и 16 календарных дней соответственно.
Таким образом, из приведенных положений трудового законодательства следует, что работодатель обязан предоставить работнику-совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск на общих основаниях. При этом приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление работникам-совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит ст. 321 ТК РФ, а значит, нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству.
Компенсация расходов, связанных с переездом
Статьей 326 ТК РФ предусмотрено, что работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда на новое место жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачиваются стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
При этом размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления.
Арбитры обратили внимание, что согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Положения ст. 326 ТК РФ, в которых органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размер, условия и порядок предоставления компенсаций, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, закреплены также в ст. 35 Закона РФ N 4520-1*(1).
Указанные положения свидетельствуют о том, что за органами местного самоуправления закреплены полномочия в части определения размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета. При этом каких-либо условий относительно продолжительности стажа работы в организациях, финансируемых из такого бюджета, названными положениями не предусмотрено.
Таким образом, органы местного самоуправления не имеют права на установление какого-либо ограничения для предоставления указанных гарантий, поскольку подобные ограничения будут противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам.
Имеют ли право на компенсацию расходов, связанных с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, неработающие пенсионеры? ВС РФ указал, что в настоящее время согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 572*(2) право на компенсацию расходов, связанных с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сохраняется за неработающими пенсионерами. Кроме того, согласно ст. 4 Закона РФ N 4520-1 гарантии и компенсации, установленные данным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств ПФР и федерального бюджета. Отметим, что ст. 4 Закона РФ N 4520-1 была изменена п. 4 ст. 26 Закона N 122-ФЗ*(3). Верховный суд обратил внимание на Постановление КС РФ от 14.05.2013 N 9-П, в котором была дана оценка конституционности п. 4 ст. 26 Закона N 122-ФЗ в той мере, в какой на его основании решается вопрос о праве неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и финансовом обеспечении данного права. В этом постановлении КС РФ указал, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам РФ.
Таким образом, неработающие пенсионеры также имеют право на компенсацию расходов, связанных с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
Статьей 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
При этом порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством РФ.
Верховный суд при рассмотрении споров, связанных с предоставлением указанной компенсации, обратил внимание на то, что:
- данная компенсация выплачивается работнику только при условии предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска. Если же работник в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком находился на отдыхе с несовершеннолетним ребенком, он не имеет права на получение указанной компенсации, так как согласно ст. 114 и 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком не является ежегодным оплачиваемым отпуском, а компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно при нахождении лица в каком-либо другом отпуске, кроме ежегодного оплачиваемого отпуска, Трудовым кодексом не предусмотрена;
- статьей 127 ТК РФ установлено, что по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска. В этом случае работник также имеет право на компенсацию оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно;
- если работнику по окончании ежегодного оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, ему также предоставляется право на оплату обратного проезда, поскольку положения ст. 325 ТК РФ не содержат требования об обязательном возвращении работника в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
- частью 2 ст. 325 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя оплатить неработающим членам семьи работника проезд к месту использования отпуска и обратно, обусловленная выездом самого работника к месту отдыха, независимо от того, одновременно или в разное время используют отпуск работник и неработающие члены его семьи. Однако в случае, если сам работник не выезжал в отпуск из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, члены его семьи лишены возможности получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, так как право члена семьи работника производно от права самого работника;
- согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Это значит, что работодатель не имеет права установить фиксированный размер выплаты ниже фактически понесенных работником расходов, поскольку такой приказ ухудшает правовое положение работника и нарушает требования трудового законодательства. Таким образом, размер компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно должен соответствовать предназначению данной компенсации, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления;
- работникам, проживающим и работающим на территориях, в которых к заработной плате начисляются районный коэффициент и процентная надбавка, но которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно не предоставляется. Верховный суд отметил, что Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12. Кроме того, п. 3 Постановления ВС РФ N 4521-I*(4) установлено, что предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Одним из таких примеров является Республика Хакасия, которая не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которой согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.1992 N 933 установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3. Таким образом, установление указанного коэффициента не свидетельствует об отнесении данной республики к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также к районам Севера. Следовательно, на работников и государственных служащих, проживающих и работающих на территории Республики Хакасия, не распространяются положения ст. 325 ТК РФ в части предоставления права на получение компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно по территории РФ один раз в два года;
- при определении расходов на проезд личным транспортом необходимо использовать представленные документы, которые подтверждают затраты на проезд кратчайшим маршрутом. При этом для проверки правильности расчета стоимости проезда личным транспортом необходимо применять Методические рекомендации норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р;
- при определении размера компенсации расходов на проезд воздушным транспортом к месту проведения отдыха и обратно в случае использования отпуска за пределами РФ могут применяться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
В заключение скажем, что при возникновении спорных ситуаций, связанных с предоставлением гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учреждениям необходимо учитывать разъяснения Верховного суда, представленные в рассмотренном обзоре арбитражной практики.
М.Н. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда в
государственном (муниципальном)
учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
*(2) Постановление Правительства РФ от 11.08.1992 N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
*(3) Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(4) Постановление ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"