Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2013 г. N 493-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП
Государственная программа
"Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы"
22 февраля 2012 г., 29 июля 2013 г.
Паспорт
Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы"
Наименование Государственной программы города Москвы |
Государственная программа "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" |
|||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы |
Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения |
|||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
N п/п |
Наименование конечного результата |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||
1 |
0400000.01. Доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума |
процент |
10 |
9,8 |
9,6 |
9,5 |
9,5 |
|||||||
2 |
0400000.02. Доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения |
процент |
73 |
78 |
80 |
82 |
85 |
|||||||
3 |
0400000.03. Средний доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии |
руб. в месяц |
15192 |
15925 |
16337 |
16793 |
17294 |
|||||||
Задачи Государственной программы города Москвы |
1. Улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения. 2. Повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы. 3. Сокращение уровня бедности и социальной исключенности. |
|||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы |
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограмм |
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Соисполнители подпрограмм |
ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ СЕМЕЙНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЫ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ КОМИТЕТ ВЕТЕРИНАРИИ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
Наименование Государственной программы города Москвы |
Источник финансирования |
Расходы (тыс.руб.) |
|||||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
|||||||||
Государственная программа "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" |
Всего |
850 369 620,5 |
883 768 130,6 |
906 607 773,0 |
939 753 963,5 |
984 624 309,9 |
4 565 123 797,5 |
|||||||
Всего |
826 544 522,9 |
869 294 669,3 |
893 523 681,8 |
926 120 340,5 |
970 325 841,7 |
4 485 809 056,2 |
||||||||
расходы бюджета города Москвы |
326 194 131,6 |
336 178 268,1 |
335 611 749,2 |
341 755 266,2 |
357 817 763,7 |
1 697 557 178,8 |
||||||||
средства федерального бюджета |
88 104 726,5 |
98 388 271,8 |
102 676 065,5 |
107 759 753,3 |
113 538 890,3 |
510 467 707,3 |
||||||||
средства внебюджетных государственных фондов |
411 731 876,3 |
434 188 167,5 |
454 666 397,6 |
476 006 139,5 |
498 341 589,6 |
2 274 934 170,5 |
||||||||
средства юридических и физических лиц |
513 788,5 |
539 961,9 |
569 469,5 |
599 181,5 |
627 598,1 |
2 849 999,5 |
||||||||
Справочно |
Оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи (ГП "Развитие здравоохранения города Москвы ("Столичное здравоохранение")", "Жилище"), в том числе: |
|||||||||||||
расходы бюджета города Москвы |
17 274 795,9 |
14 473 461,3 |
13 084 091,2 |
13 633 623,0 |
14 298 468,2 |
72 764 439,6 |
||||||||
средства федерального бюджета |
6 550 301,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 550 301,7 |
||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы |
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2013 Этап 2: 01.01.2014-31.12.2016 |
1. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения и ее основные проблемы
Особенности демографического, социального и экономического развития города Москвы, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.
Демографическая ситуация. В отличие от ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации, население города Москвы растет за счет многолетней и масштабной миграции, наблюдающейся на фоне постепенного смягчения проблемы естественной убыли населения в результате роста рождаемости и снижения смертности. За 2005-2010 годы коэффициент естественного прироста улучшился с (-3,4) до (-0,2) на 1000 населения. Младенческая смертность в городе Москве значительно ниже среднероссийских показателей.
В миграционном притоке доминирует трудоспособное население, в результате чего доля граждан трудоспособного возраста в городе Москве выше (63,1%), чем в среднем по Российской Федерации (62,3%). Кроме того, значительная часть жителей Московской области и проживающих на территории Московской области мигрантов работает в городе Москве. В результате город Москва имеет относительно невысокую демографическую нагрузку (585 нетрудоспособных на 1000 трудоспособных).
В то же время ускоряется процесс старения жителей города Москвы. На 1 января 2011 года доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 23,9% (в среднем по Российской Федерации - 21,6%). Особенно высока доля граждан престарелого возраста, в частности одиноких пожилых женщин. В этой связи обостряется проблема социального неравенства между трудоспособными и нетрудоспособными категориями граждан. Мужчины и женщины старших возрастных групп испытывают потребность в социальном обслуживании, в том числе медико-социальной помощи в форме патронажа и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на социальные услуги, в том числе и за плату (на возмездной основе).
Доля детей в структуре жителей города Москвы составляет 13,0% по сравнению с 16,1% в среднем по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года. Для улучшения демографической ситуации в городе необходимо продолжать и совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Особым приоритетом для города Москвы является поддержка молодых семей.
В городе Москве как в крупнейшем мегаполисе быстро развиваются типичные для современного мира социально-демографические процессы. Растет число нерегистрируемых брачных союзов и неполных семей с детьми, происходит ослабление межпоколенческих связей.
Большой миграционный приток обостряет проблему сиротства, в рамках которой пока не удается приостановить рост численности социальных сирот. Таким образом, задача развития форм профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот сохраняет свою актуальность. Динамика роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается во внимание как ключевой индикатор состояния социума при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому вопросы поддержки семей с детьми сохраняют свою приоритетность в системе мер социальной поддержки населения.
В социально-демографической структуре населения города Москвы проявляется высокий удельный вес инвалидов в общей численности населения. В городе Москве последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение уровня и качества жизни. В результате стабилизировалось количество граждан, признаваемых повторно инвалидами, наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджета города Москвы, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступной среды, в том числе доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. В этой связи формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения является одним из приоритетов развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
Граждане с ограниченными возможностями здоровья составляют почти десятую часть населения города Москвы (на 1 января 2013 года - более 1,2 млн. человек). К такой категории относятся инвалиды, применяющие при передвижении различные опоры, - свыше 22 тыс. (среди них инвалиды-колясочники - 7,3 тыс.), слабовидящие и слепые - свыше 15 тыс., глухие и слабослышащие - 6,5 тыс. Действующая в 2011 году Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" интегрирована в Государственную программу "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" (далее также - Государственная программа) и гармонизирована с показателями федеральных целевых программ, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями. По ряду направлений работы, таких как комфортность городской инфраструктуры, трудоустройство инвалидов, реабилитация инвалидов с тяжелыми двигательными или иными нарушениями жизнедеятельности, требуется принятие дополнительных мер.
Социально-экономические характеристики населения. Город Москва - наиболее экономически развитый субъект Российской Федерации, на него приходится 22% суммарного валового регионального продукта всех российских регионов. Благодаря экономическому развитию город Москва имеет высокие душевые доходы населения и самую высокую в Российской Федерации покупательную способность денежных доходов, в 6 раз превышающую прожиточный минимум (при среднем соотношении по Российской Федерации в 3,3 раза). В городе Москве самый низкий уровень безработицы среди субъектов Российской Федерации, который рассчитывался по методологии Международной организации труда. Спецификой московского рынка труда стала высокая и постоянно растущая доля работающих пенсионеров по сравнению с другими регионами: более половины москвичей "молодого" пенсионного возраста (55-59 лет для женщин и 60-64 лет для мужчин) продолжают работать. Высокий уровень образования и занятость преимущественно умственным трудом позволяют дольше сохранять работоспособность и отсрочить время выхода на пенсию.
Особенности экономики и рынка труда формируют риски неравенства доходов на различных этапах жизненного цикла семьи. С точки зрения сохранения социальной стабильности важным показателем является соотношение средней пенсии и заработной платы, и город Москва отличается самым низким значением данного показателя: 19,7% в 2009 году при среднем по Российской Федерации - 33,1%. При высоком уровне душевых доходов социальные трансферты, включающие все федеральные и региональные пенсии, пособия и другие социальные выплаты в денежном выражении, вносят меньший по сравнению с другими субъектами Российской Федерации вклад в доходы населения: в 2009 году - 10,3% при среднем по Российской Федерации уровне 14,8%. В целях преодоления неравенства в доходах трудоспособных граждан и пенсионеров в городе Москве установлена региональная социальная доплата к пенсии для неработающих пенсионеров до величины городского социального стандарта. В результате доля московской социальной доплаты к пенсии составляет 23,3% от всего объема пенсий москвичей (в 2009 году указанный показатель составлял 12,8%). Высокий уровень душевых выплат и совокупных расходов на реализацию Государственной программы формирует риски финансовой устойчивости бюджета города Москвы, поэтому данная мера поддержки должна соответствовать самым жестким требованиям к эффективности социальных выплат с точки зрения целевого использования ресурсов.
Длительный период город Москва отличался самым низким уровнем бедности, однако в последние годы ситуация изменилась, и ряд субъектов Российской Федерации обогнали город Москву по темпам снижения бедности. Город Москва стал 6 регионом в рейтинге, отдав первенство Республике Татарстан (8,4%), городу Санкт-Петербургу (9,2%), Липецкой области (9,8%), Московской области (10,1%) и Белгородской области (10,1%). Поэтому для системы социальной поддержки жителей города Москвы задача снижения уровня бедности сохраняет особую актуальность в общей системе приоритетов.
Среди различных категорий населения города Москвы в числе бедных чаще всего оказываются семьи с детьми, но самыми высокими рисками бедности отличаются многодетные и неполные семьи и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Именно приоритетная поддержка таких семей, имеющих детей, позволит решить задачу снижения общего уровня бедности. В настоящее время в городе Москве выплачивается 41 вид ежемесячных и единовременных пособий семьям с детьми. Большое количество пособий затрудняет оценку эффективности оказываемых мер социальной поддержки. Назрела необходимость унификации социальной поддержки для семей с детьми на основе нового ежемесячного пособия для детей из бедных семей.
Для определения приоритетов развития системы социальной поддержки населения принципиальное значение имеет динамика неравенства доходов населения. Город Москва отличается самой высокой дифференциацией доходов, хотя в последние годы происходит некоторое снижение неравенства - за период с 2007 по 2009 год коэффициент дифференциации фондов сократился с 41 до 33 раз - этот показатель существенно выше среднероссийского уровня (16,7 раз). Существенным фактором неравенства является концентрация в городе Москве доходов от собственности, которые составляют 17% от общего объема доходов при 6,5% в среднем по Российской Федерации. Город Москва - это единственный субъект Российской Федерации, где среднедушевые доходы превышают среднюю заработную плату. Усиление адресной поддержки бедных позволит нивелировать негативные эффекты неравенства, обусловленные спецификой экономического развития.
Характеристика сложившейся системы социальной поддержки
Реализация государственной политики в области социальной защиты населения является одной из основных задач Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее также - Департамент). Департамент организует работу управлений социальной защиты населения города Москвы, учреждений нестационарного и стационарного социального обслуживания населения, реабилитационных учреждений для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, ресурсного центра для инвалидов, учреждений социальной помощи для бездомных граждан, центра автоматизированного начисления социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите населения города Москвы, социальных приютов для детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области социальной защиты населения.
За последние годы в городе Москве сформировалась система учреждений социального обслуживания, обеспечивающая различные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов - это центры социального обслуживания, социальные жилые дома, пансионаты для ветеранов труда, психоневрологические и детские дома-интернаты. В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан в системе Департамента с 1994 года создано и функционирует Государственное унитарное предприятие "Моссоцгарантия", которое на основе договоров пожизненного содержания с иждивением, заключаемых с одинокими гражданами в обмен на передачу в собственность города принадлежащего им жилья, выплачивает ежемесячную компенсацию и осуществляет уход за престарелыми.
Миграционная привлекательность города Москвы обусловила необходимость принятия экстренных мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе. В городе открыты социальные учреждения для бездомных и новые типы учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
На 1 января 2013 года гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги предоставляли 34 территориальных центра социального обслуживания, 3 центра социального обслуживания и 35 стационарных учреждения. В состав центров социального обслуживания входят:
а) 1200 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых на обслуживании находятся более 136,6 тыс. пенсионеров и инвалидов. Необходимую им помощь оказывают более 15 тыс. социальных работников. Средняя нагрузка на одного социального работника - 8-9 человек;
б) 170 отделений дневного пребывания (в том числе 4 отделения дневного пребывания со стационаром), в которых граждане получают необходимые социальные услуги, горячее питание и организованный досуг. Ежегодно услугами таких центров пользуется более 60 тыс. человек;
в) в 8 пансионатах для ветеранов труда и 6 психоневрологических интернатах функционируют 15 патронажных отделений на 1706 клиентов.
В 2012 году в центры социального обслуживания обратилось 2,5 млн. человек.
В городе Москве функционировало 35 стационарных учреждений (на сентябрь 2011 года) (10 пансионатов для ветеранов войны и труда, 17 психоневрологических интернатов, геронтопсихиатрический центр милосердия, пансионат для инвалидов по зрению, пансионат "Никольский парк", социально-реабилитационный центр ветеранов войн и вооруженных сил, 4 социальных жилых дома на 483 квартиры). В подведомственных стационарных учреждениях проживает более 15 тыс. человек.
В ведомственное подчинение Департамента передаются учреждения, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также все учреждения по работе с семьями с детьми.
На сегодняшний день система этих учреждений состоит из:
- 26 центров социальной помощи семье и детям;
- 72 отделений социальной помощи семье и детям;
- 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
- 21 детского дома;
- 9 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 7 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.
В процессе передачи находятся 17 домов ребенка, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.
По состоянию на 1 января 2013 года в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 1041 воспитанник.
При Департаменте функционирует "горячая линия" по приему информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В последние годы одной из востребованных форм социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность отделений дневного пребывания социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 2 тыс. детей.
Учреждения социальной защиты населения обеспечивают постинтернатную адаптацию выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми в системе социальной защиты населения города функционирует сеть отделений по работе с детьми в территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и центрах социального обслуживания (ЦСО) и центрах социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД).
Несмотря на широкую сеть государственных учреждений, оказывающих услуги по уходу, социальному обслуживанию и организации досуга льготных категорий граждан, не удается удовлетворить спрос в данных услугах в полном объеме. Возрастает потребность в новых формах социального обслуживания, в том числе с использованием компьютерных информационных технологий. Не в полном объеме дифференцированы платные услуги в зависимости от нуждаемости получателей таких услуг (их дохода). В наименьшей степени удовлетворен спрос на услуги для инвалидов и семей с детьми. Эта проблема требует расширения спектра и форм оказания услуг, включая создание мобильных бригад, предоставляющих услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, службы персональных помощников, внедрения в практику инновационных форм реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми, создания групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в центрах социальной помощи семье и детям.
Лучшие практики привлечения внебюджетных средств для расширения ресурсной обеспеченности сети учреждений уже сформировались в городе Москве, но не получили в полной мере должного распространения. Развитие данного направления должно определить вектор модернизации системы социальной защиты населения.
По охвату социальными выплатами город Москва отличается высоким уровнем социальной защищенности населения. По оценкам Департамента треть жителей получает хотя бы один вид социальных выплат из регионального бюджета, которые формируют 3% доходов населения в целом или 9% доходов семей, получающих данные выплаты. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером.
В связи с включением в Государственную программу показателей развития отраслей с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2016 годах составляет 4 486 369 475,25 тыс. рублей, что на 2 366 444 476,25 тыс. рублей больше по сравнению с ранее утвержденными 2 119 924 999,0 тыс. рублей (приложение 4 к Государственной программе).
2. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения
Планируемые результаты и показатели Государственной программы
Для оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать три макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают эффекты, генерируемые системой социальной поддержки населения, и направлены на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью, снижение социального неравенства:
- доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ключевой показатель эффективности (далее - КПЭ) 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством представления мер социальной поддержки, направленных на увеличение доходов граждан. Показатель определяется на основе данных, ежеквартально рассчитываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм, должны ориентироваться на необходимость и, в конечном счете, способствовать снижению уровня бедности населения в городе Москве на основе социальной поддержки граждан.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального законодательства и законодательства города Москвы, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи с детьми. Планируемые значения показателя к 2016 году снизятся с 10% в 2012 году до 9,5%.
- доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (показатель КПЭ 1 уровня). Главным звеном в системе интеграции инвалидов является работа по созданию в городе комфортной безбарьерной среды. Чтобы обеспечить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни в Государственной программе предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, учреждениям здравоохранения, культуры и искусства, к другим объектам инфраструктуры, а также приспособления жилых помещений для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения. Предлагаемый показатель ориентирован на оценку конечных результатов от мероприятий, нацеленных на решение данной задачи. Определяется как отношение числа городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, к общей численности общественных зданий.
Показатель определяется по формуле:
где:
- число общественных зданий в городе Москве, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, объектов;
- общая численность городских общественных зданий, объектов.
Источники исходных данных - данные органов исполнительной власти города Москвы. Планируется повысить уровень доступности городских общественных зданий для инвалидов к 2016 году с 73% в 2012 году до 85%.
- средний доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии в месяц (показатель КПЭ 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Устанавливается нормативными правовыми актами города Москвы на очередной год. В расчет данного показателя включаются средний размер пенсии (данные Пенсионного фонда Российской Федерации), региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до установленного нормативным правовым актом Правительства Москвы городского социального стандарта, выплаты на бесплатный проезд, зубопротезирование, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно. Не учитываются доходы пенсионеров, имеющих льготный статус (группу инвалидности, особые заслуги и др.).
Показатель определяется по формуле:
где:
- средний размер пенсии;
- средний размер региональной социальной доплаты;
- сумма выплат,
- выплата.
Источники исходных данных - данные органов социальной защиты населения и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Планируется достижение показателя по итогам реализации Государственной программы с 14 131 рубля (в 2011 году) до 17 294 рублей (в 2016 году).
3. Цели и задачи Государственной программы
С учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Государственной программы является повышение уровня и качества жизни жителей города Москвы, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. На достижение цели направлены все подпрограммы (приложение 1 к Государственной программе).
Под уровнем жизни в Государственной программе понимается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт.
В целях повышения уровня жизни населения создана и совершенствуется система социальных выплат в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств бюджета города Москвы, а повышение качества жизни достигается посредством увеличения объема и повышения качества предоставляемых социальных услуг, в том числе услуг по социальной адаптации. В совокупности меры социальной защиты должны быть эффективными и результативными. Предлагается три стратегические задачи, на решение которых будут направлены все подпрограммы:
- улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения;
- повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы;
- сокращение уровня бедности и социальной исключенности.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
Государственная программа реализуется в период с 2012 по 2016 годов и предусматривает следующие этапы:
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2013 годы - этап оптимизации системы социальных выплат и подготовки к модернизационным преобразованиям в системе социальной поддержки и создания ресурсной, методологической, нормативно-правовой основы для модернизационных преобразований.
Этап 2: 01.01.2014-31.12.2016 годы - этап модернизационных преобразований.
Данный подход к формированию Государственной программы отражен в программных мероприятиях и динамике значений целевых показателей (приложения 2-4 к Государственной программе).
Обзор основных проблем и рисков социально-экономического развития и сложившейся системы социальной защиты населения города Москвы позволяет сформулировать следующие направления модернизационного развития:
- оптимизация сети учреждений социального обслуживания;
- внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальных услуг;
- развитие принципов адресности при предоставлении социальных выплат и услуг;
- содействие формированию рынка социальных услуг;
- повышение эффективности и результативности оказываемых населению мер социальной поддержки;
- содействие активизации собственного ресурсного потенциала семей для преодоления сложных экономических и социальных обстоятельств.
Выполнение Государственной программы в полном объеме позволит достичь следующих качественных результатов:
- средняя величина фактического пособия на ребенка в малообеспеченной семье составит 1172 рубля в месяц;
- численность многодетных семей достигнет 109 500 семей;
- удельный вес детей младшего школьного возраста и детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным питанием в образовательных учреждениях, составит 100%;
- удельный вес малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к числу малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных учреждениях, вырастет до 100%;
- количество пенсионеров, получающих региональную социальную доплату, - 2210 человек;
- доля ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами от числа нуждающихся, увеличится до 100%;
- удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, из числа обратившихся достигнет 90%;
- удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, от общего числа обратившихся вырастет до 100%;
- доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, достигнет 83,9%;
- удельный вес инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, составит 90%;
- доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных учреждениях всех типов, вырастет до 99,215%;
- доля жизнеустроенных бездомных граждан от общего числа обратившихся в социальные учреждения увеличится до 30%;
- количество граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, достигнет 4 063 779 человек;
- количество государственных услуг в сфере социальной защиты населения, доступных в электронном виде, вырастет до 30 услуг;
- количество граждан, оформивших государственные услуги в сфере социальной защиты населения в режиме онлайн, увеличится до 100 000 человек.
5. Обоснование состава и значение конечных результатов Государственной программы, подпрограмм, результатов основных мероприятий
Определение состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм, результатов основных мероприятий позволяют достичь к окончанию срока реализации Государственной программы ее целей. Государственная программа содержит направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств и модернизацию сложившейся системы социальной поддержки в целях повышения ее эффективности и результативности.
Каждое мероприятие Государственной программы ориентировано на конечные результаты, планируемые значения которых отражены в приложении 2 к Государственной программе.
Расчеты объемов бюджетных ассигнований бюджета города Москвы на выплаты отдельным категориям граждан (исполнение публичных нормативных обязательств) приводятся в приложении 6 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
Результаты диагностики социальных проблем, решение которых относится к функции системы социальной защиты населения, указывают на актуальность следующих направлений ее развития:
- поддержка граждан пожилого возраста преимущественно за счет развития сектора услуг;
- усиление социальной защиты семей с детьми в основном за счет оптимизации системы пособий;
- создание условий для социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.
Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность и результативность использования ресурсов в сфере социальной защиты населения. Для этого реализуется 5 подпрограмм:
- "Социальная поддержка семей с детьми";
- "Профилактика социальной исключенности";
- "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы".
7. Описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Социальная поддержка семей с детьми"
(таблица 1 приложения 1 к Государственной программе)
Цель подпрограммы - создание условий для социальной и экономической устойчивости семьи.
Задачи подпрограммы: сокращение уровня бедности среди семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке; развитие адресной социальной помощи для семей с детьми.
Решение задачи сокращения уровня бедности позволит повысить уровень жизни семей с детьми, а меры государственной социальной помощи будут способствовать повышению качества их жизни.
Краткая характеристика мероприятий
1. Пособия и другие меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, представленные в подпрограмме, направлены на смягчение последствий, связанных со снижением уровня жизни семьи в результате рождения детей, создание благоприятных условий для рождения второго и последующих детей, а также обеспечение дополнительной социальной поддержки семей, нуждающихся в такой поддержке. В число последних входят многодетные семьи, семьи или одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов, молодые семьи и студенческие семьи, опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели, жертвы террористических актов и техногенных катастроф, дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для указанных категорий предусмотрены как единовременные, так и регулярные (ежемесячные) денежные выплаты, иные меры социальной поддержки. Кроме того, им предоставляются различные социальные услуги, в том числе организация оздоровительного отдыха и досуга, а также иные формы социальной поддержки.
Стратегия развития системы социальной защиты жителей города Москвы предусматривает модернизацию существующей системы пособий, предполагающую унификацию 15 видов ежемесячных компенсационных выплат семьям с детьми на базе ежемесячного пособия на детей, относящимся к категории бедных семей, что повысит эффективность мер социальной поддержки с точки зрения снижения бедности и увеличит вклад социальных выплат в сокращение уровня бедности и дефицита дохода среди семей с детьми, относящихся к категории бедных семей. К мероприятиям данного раздела также отнесены выплаты из федерального бюджета семьям, имеющим детей, предоставляемые через систему социальной защиты города Москвы.
2. Меры социальной поддержки, включая адресную социальную помощь. К ним отнесены обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям семей, имеющих детей, обеспечению реализации ими права на бесплатный проезд, бесплатное лекарственное обеспечение, бесплатное приобретение молочных смесей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов многодетным матерям, скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Адресная помощь предоставляется отдельным малоимущим категориям семей с детьми и направлена на удовлетворение следующих потребностей: питание, оздоровление и культура.
7.2. Подпрограмма "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей"
(таблица 2 приложения 1 к Государственной программе)
Цель подпрограммы - формирование комфортных условий для жизни и активного долголетия старшего поколения.
Задачи подпрограммы: повышение уровня материального обеспечения пенсионеров; увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.
Данная подпрограмма включает систему мер, направленных на повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей. Масштабная программа социальных выплат для целевой группы уже сформировалась, поэтому актуализировалась проблема их эффективности, в том числе и за счет усиления процедур оценки нуждаемости для получателей денежных выплат. Диагностика сектора услуг, наоборот, указывает на дефицит их предложения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Целевая группа - пожилые, инвалиды и ветераны - объединяет все мероприятия в единую подпрограмму.
Краткая характеристика мероприятий
В целом комплекс мер социальной поддержки этих групп населения включает в себя:
- денежные выплаты, в том числе ежемесячные городские доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты ветеранам и единовременные выплаты, приуроченные к знаменательным датам, адресную материальную помощь в денежной форме;
- различные виды мер социальной поддержки (бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожном пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, скидки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и натуральная помощь (продуктовая, вещевая), бесплатная подписка на периодические издания, выдача товаров длительного пользования и проч.;
- социальные услуги, включая организацию культурно-досуговых мероприятий, санаторно-курортного лечения, а также оказание санитарно-гигиенических услуг в стационарных условиях и на дому, патронаж.
7.3. Подпрограмма "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения"
(таблица 3 приложения 1 к Государственной программе)
Цель подпрограммы - обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Задачи подпрограммы: повышение эффективности оказания реабилитационных услуг; повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рабочих мест для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Структуризация проблем уязвимых групп населения позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья должно рассматриваться как цель самостоятельной подпрограммы, что обусловлено и численностью целевой группы, и спросом на нереализованный трудовой потенциал как самих представителей этих групп, так и членов их семей, покинувших группу экономически активных по причине необходимости ухода за пожилыми и инвалидами.
Краткая характеристика мероприятий
Подпрограмма содержит мероприятия, направленные на поддержку инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая лиц, пострадавших от радиационных воздействий, и членов их семей.
Помимо денежных выплат (доплат к пенсиям, компенсационных выплат, единовременной материальной помощи и проч.) и натуральной помощи (обеспечения протезными изделиями, техническими средствами реабилитации по медицинским показаниям и проч.), раздел содержит комплекс мер, направленных на расширение возможностей социальной интеграции и создание безбарьерной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Последние включают в себя как традиционные социальные услуги по организации реабилитации, социальной адаптации, профессиональной подготовке и трудоустройству, так и меры по внедрению экспериментальных технологий, развитию инновационных проектов и новых форм социального обслуживания инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7.4. Подпрограмма "Профилактика социальной исключенности"
(таблица 4 приложения 1 к Государственной программе)
Цель подпрограммы - преодоление социального сиротства и крайних форм проявления бедности
Задачи подпрограммы: развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика и преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.
Краткая характеристика мероприятий
Учитывая приоритетность поддержки бедных, уязвимых и остро нуждающихся в социальной поддержке групп населения, выделена специальная подпрограмма мер, направленных на профилактику социальной исключенности. Подпрограмма включает разделы, каждый из которых направлен на профилактику крайних форм бедности и социальной уязвимости, являющихся следствием таких социальных явлений, как беспризорность, безнадзорность, бродяжничество и попрошайничество, ведущих, как правило, к резкому снижению уровня жизни и маргинализации граждан "группы риска".
7.5. Подпрограмма "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы"
(таблица 5 приложения 1 к Государственной программе)
Цель подпрограммы - повышение эффективности системы социальной поддержки населения.
Задачи подпрограммы: развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи; развитие сети учреждений социальной защиты.
Краткая характеристика мероприятий
В соответствии с основными задачами подпрограммы предполагается реализовать следующий спектр мероприятий:
- модернизация и развитие сети социальных учреждений, в том числе финансирование проведения капитального и текущего ремонта учреждений социальной защиты населения и оснащение таких учреждений оборудованием, в том числе техническими средствами реабилитации и другим специальным оборудованием для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение инновационных технологий и услуг ("Тревожная кнопка", Skype-связи и др.);
- модернизация и развитие технологий работы с инвалидами, детьми-инвалидами и другими лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также создание службы социальных инспекторов;
- разработка и реализация программы подготовки кадров для повышения эффективности административного управления системой социальной защиты населения;
- организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения;
- привлечение средств федеральных целевых программ, средств благотворительных организаций и средств клиентов учреждений системы социальной защиты с целью развития системы социальной поддержки населения;
- стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы, определен исходя из разработанного и утвержденного в установленном порядке государственного задания государственных учреждений, публичных нормативных обязательств, адресной инвестиционной программы.
Структура ресурсного обеспечения Государственной программы базируется на имеющихся финансовом, организационном и кадровом потенциалах отрасли.
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, федерального бюджета и внебюджетных источников.
Объем финансирования работ по годам реализации Государственной программы уточняется при формировании проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Расшифровка объемов финансирования по источникам и в разбивке по годам представлена в приложении 4 к Государственной программе.
В реализации Государственной программы принимают участие государственные унитарные предприятия, акционерные общества, общественные, научные и иные организации, а также внебюджетные фонды:
- государственное унитарное предприятие (ГУП "Моссоцгарантия"), дополнительные средства которого планируется привлечь на социальную помощь лицам в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, организации отдыха и досуга граждан пожилого возраста;
- банки (ОАО "Сбербанк России", ОАО "Банк Москвы", ЗАО "ВТБ24"), средства которых направляются на формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- внебюджетные фонды (ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области), средства которых предусмотрены на покрытие расходов по социальному страхованию работников на предприятиях Всероссийских обществ глухих и слепых, поддержку пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, пенсионное обеспечение.
Привлеченные банки участвуют в реализации Государственной программы в части обеспечения доступности своих отделений для инвалидов и других маломобильных групп населения, поскольку указанные категории граждан выбрали данные банки для осуществления им социальных выплат и оплаты коммунальных и иных услуг.
Важным условием успешной реализации Государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение ее целей. С целью минимизации рисков по выполнению мероприятий Государственной программы ведется постоянный мониторинг.
На минимизацию рисков направлены меры по планированию мероприятий Государственной программы и мониторингу их реализации с помощью использования информационных технологий (Автоматизированная система управления городскими финансами, Информационно-аналитическая система мониторинга комплексного развития).
Важным экономическим и финансовым риском является возможное уменьшение объема средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, направляемых на реализацию мероприятий Государственной программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета. Для уменьшения данного риска финансовые ресурсы Государственной программы сформированы исходя из "пессимистического" прогноза развития экономической ситуации.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Государственной программы, и меры по их минимизации будут приниматься в ходе оперативного управления. Финансирование мероприятий Государственной программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности ее реализации в отчетный период.
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере социальной поддержки населения, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
Реализация Государственной программы предполагает осуществление комплекса мер правового регулирования, обеспечивающего практическое достижение целей и задач.
В 2012 году продолжена работа по актуализации и разработке новых правовых актов города Москвы, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты населения.
1. Внесены изменения в порядок предоставления доплат к пенсиям до городского социального стандарта. С 2013 года при определении права на доплату к пенсии до 12 000 рублей будет учитываться продолжительность регистрации в городе Москвы по месту жительства - в общей сложности не менее 10 лет (т.е. если гражданин был когда-то прописан в столице, потом выехал, а затем вновь вернулся в город, ему суммируют все прошлые годы проживания в Москве).
Такой порядок с 1 января 2013 года распространится и на жителей присоединенной к городу Москве территории (например, период проживания в городе Троицке будет учитываться наравне с периодом проживания в городе Москве).
Если у пенсионера временная регистрация в городе Москве или период постоянного проживания менее 10 лет, региональная социальная доплата ему будет устанавливаться по нормам федерального законодательства - до прожиточного минимума пенсионера (7137 рублей). Отдельные категории работающих пенсионеров, при отсутствии у них 10-летнего периода регистрации, не будут иметь права на получение доплаты к пенсии.
Гражданам, являющимся получателями городской доплаты, назначенной ранее 1 января 2013 года (в т.ч. по обращениям в декабре 2012 года), с 1 января 2013 года ее выплата будет продолжена в прежнем размере, независимо от продолжительности регистрации по месту жительства в городе Москве.
2. С 1 июля 2012 года расширены границы территории города Москвы. К этому времени на присоединенных территориях проживало 233 тысячи жителей, из которых 77 тысяч - граждане льготных категорий.
В целях сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, имеющих место жительства на присоединенной территории, было принято постановление Правительства Москвы от 19 июня 2012 г. N 275-ПП "О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющих место жительства на территории, присоединенной к городу Москве".
В целях реализации прав граждан на получение мер социальной поддержки, социальных выплат и услуг социального обслуживания на присоединенной к городу Москве территории создана новая система управления, в состав которой входят органы, государственные учреждения социального обслуживания.
Планируется создание 5 территориальных подразделений Департамента - Троицкое, Щербинское, Московское и Вороновское управления социальной защиты населения города Москвы, а также Управление социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
Для обеспечения комплексного обслуживания жителей удаленных поселений в структуре организаций будут созданы 12 клиентских служб, в которых организован прием населения, консультирование по вопросам предоставления городских мер социальной поддержки.
В целях организации социального обслуживания на присоединенной территории планируется принять ряд постановлений и распоряжений Правительства Москвы.
3. Продолжится активная работа, начатая Департаментом в 2012 году по усилению адресного подхода при назначении и выплате гражданам ежемесячного пособия на ребенка в зависимости от дохода семьи. Цель этой акции - оказание помощи наиболее нуждающимся в ней семьям. Проведенная ревизия получателей ежемесячного пособия позволит приостановить с 1 января 2013 года выплату пособий более чем 200 тысячам получателей, до момента подтверждения уровня дохода семьи. Планируется подготовить и утвердить ряд нормативных правовых актов Правительства Москвы, обеспечивающих реализацию данного направления.
4. С 2012 года Правительством Москвы проводится работа по подготовке нормативных правовых актов, связанных с предупреждением детского неблагополучия и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения указанных задач планируется разработать новую модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (далее - Модель), определяющую первоочередные меры, направленные на реформирование работы:
- в сфере профилактики социального сиротства, цель которой - сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми;
- в сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, цель которой - существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и недопущение "вторичного" социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.
Проводятся организационные изменения, направленные на устранение межведомственных барьеров и создание единой вертикали управления государственными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В течение 2012-2013 годов в ведомственное подчинение Департамента будет передан ряд государственных учреждений, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также все городские учреждения, осуществляющие работу с семьями с детьми.
Объединение всех учреждений в одном ведомстве позволит избежать дублирования их деятельности и поставить единые и согласованные цели работы этих учреждений.
В целях дальнейшей оптимизации системы государственных учреждений к концу 2015 года планируется перепрофилировать существующие в настоящее время социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома, школы-интернаты и дома ребенка в многофункциональные центры содействия семейному воспитанию, где будут реализовываться современные методы развития, воспитания, реабилитации, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляться их постинтернатная адаптация.
Воспитанники данных организаций будут интегрированы в единый воспитательный процесс. Обучение этих детей будет осуществляться в соответствующих образовательных организациях города Москвы.
В 2012 году начата работа по централизации городских полномочий в сфере опеки, попечительства и патронажа в организациях социальной защиты населения города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 446-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы" с 1 июля 2012 года Департамент является органом в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении всех категорий граждан, в том числе недееспособных, на присоединенной к городу Москве территории.
5. В 2012 году была продолжена работа по реализации мероприятий административной реформы в городе Москве.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы" осуществляется работа по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Работу по разработке административных регламентов предоставления государственных услуг по социальной защите населения города Москвы планируется продолжить и завершить к 2014 году.
В рамках модернизации системы социальной защиты ведется работа по переводу государственных услуг в электронный вид и подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
В 2013 году планируется перевод в электронный вид 21 наиболее востребованной государственной услуги, к концу 2016 года планируется довести их количество до 30.
Кроме того, с января 2013 года все 115 управлений социальной защиты населения и 46 Клиентских служб УСЗН в МФЦ начнут работать по экстерриториальному принципу. Заявления на 53 самые массовые государственные услуги будут приниматься независимо от места жительства гражданина.
Начатая модернизация предоставления государственных услуг:
- значительно повысит уровень удовлетворенности населения качеством обслуживания в сфере государственных услуг, оказываемых органами социальной защиты;
- увеличит долю жителей города, имеющих доступ к получению государственных услуг;
- увеличит долю услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу;
- обеспечит открытость и прозрачность в работе социальных служб Москвы.
В настоящее время любой гражданин имеет возможность отследить движение своей электронной очереди по обеспечению санаторно-курортными путевками и устройству в стационарные учреждения социального обслуживания на сайте Департамента без посещения органов социальной защиты населения.
6. В рамках правового регулирования планируется приступить к разработке нормативных правовых актов по внедрению новых подходов к оказанию адресной социальной помощи жителям города.
В целях предоставления социально-незащищенным жителям города возможности наибольшего выбора продовольственных товаров и максимального удовлетворения их потребительского спроса в рамках реализации Государственной программы планируется внедрение электронного социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе социальной карты москвича.
Электронные социальные сертификаты заменят существующий порядок предоставления адресной помощи в натуральном виде.
Внедрение электронного социального сертификата будет способствовать оптимизации бюджетных расходов на адресную социальную поддержку, а также привлечению коммерческих предприятий розничной торговли и крупных торговых сетей к участию в реализации социальной политики в городе Москве.
Идею эксперимента поддерживают многие общественные организации, и в случае успешного проведения эксперимента в 2014 году планируется полностью перейти на эту модель оказания адресной социальной помощи.
7. В рамках программных мероприятий предполагается внедрение системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) с использованием электронного социального сертификата, которая потребует разработки ряда правовых актов.
Данная система позволит:
- перейти от натуральной льготы к монетизированной;
- предоставлять в электронном виде услуги по обеспечению инвалидов ТСР за счет средств бюджета города Москвы;
- максимально исключить риски, действующие в рамках существующей системы закупок ТСР для обеспечения по медицинским показаниям инвалидов (низкое качество поставляемых технических реабилитационных изделий (в связи с возможностью поставки "эквивалента"), невыполнение поставщиками взятых на себя обязательств по исполнению условий контрактов в части срыва сроков поставок, замораживание бюджетных средств в связи с ведением претензионной работы судебных производств с недобросовестными поставщиками;
- обеспечить для инвалида вариативность решения вопроса обеспечения его ТСР (у инвалида сохраняется право обеспечения ТСР в натуральном выражении);
- расширить спектр поставщиков ТСР;
- проводить работу на конечный результат на условиях отложенного платежа.
Идентификатором льготы по предоставлению ТСР будет являться социальная карта москвича (СКМ) как носитель информации об инвалиде.
В перечень технических средств, выдаваемых инвалидам по социальному сертификату, планируется включить ТСР, предоставляемые инвалидам за счет средств бюджета города Москвы, сверх федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду.
Эксперимент по внедрению социального сертификата предлагается провести в 2014 году продолжительностью не менее 6 месяцев на территории одного из административных округов города Москвы.
Планируемые к реализации в последующие годы основные меры правового регулирования Государственной программы не являются исчерпывающими и могут корректироваться с учетом изменения федерального законодательства и законодательства города Москвы.
10. Методика оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы осуществляется посредством сопоставления фактически достигнутых значений натуральных показателей Государственной программы и планируемых значений данных показателей.
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы выражается в оценке достижения запланированного значения каждого показателя. При этом достижение данных значений обусловливается и применением мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы (приложение 5 к Государственной программе).
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм Государственной программы учитывает показатели эффективности Государственной программы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается согласно формуле:
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы;
- число показателей (индикаторов) i-й подпрограммы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя достижения целей и решения задач i-й подпрограммы, т.е. фактически показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета города Москвы рассчитывается согласно формуле:
где:
- эффективность использование средств бюджета города Москвы;
- фактический объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы;
- запланированный объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы.
Общая эффективность и результативность Государственной программы определяется по формуле:
где:
- эффективность и результативность Государственной программы;
- число подпрограмм Государственной программы.
Значения , превышающие единицу, свидетельствуют о высокой эффективности и результативности Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.