Комментарий к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2013 N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения"
Завершилась многомесячная работа Минтруда по подготовке новой формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (формы 4-ФСС) (далее - расчет) и порядка ее заполнения (далее - Порядок). Результатом этой работы стал Приказ от 19.03.2013 N 107н, согласно которому, в частности, утрачивают силу прежние форма расчета и порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н.
Новую форму надо представлять начиная с отчета за 1-е полугодие 2013 года.
Изменений немного
Никаких революционных изменений в форме 4-ФСС в новой редакции мы не найдем, да и чиновники, видимо, не ставили такой задачи. Они лишь постарались отразить некоторые новые требования к страхователям и исправить небольшие неточности в Порядке.
Самым серьезным изменением в форме расчета стало появление в ней новой таблицы 10, в которой следует указывать сведения по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников на начало года.
Появление такой таблицы основано на положениях пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В них для каждого страхователя прописана обязанность сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу.
Дело в том, что в этой норме с 2012 года конкретизировано, что в число таких обстоятельств необходимо включать сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам*(1).
Одновременно в п. 3 ст. 22 данного закона оказалось предусмотрено, что порядок представления таких сведений утверждается Правительством РФ. С 14.06.2012 действует Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(2) (далее - Правила установления скидок и надбавок).
Согласно п. 5 утвержденных этим постановлением правил скидки и надбавки к страховому тарифу определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В настоящее время действует новая методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(3).
В пункте 5 Правил установления скидок и надбавок указано также, что сведения о результатах аттестации рабочих мест отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Минтрудом. В Письме ФСС России от 02.10.2012 N 15-03-11/07-12612 поясняется, что имеется в виду как раз форма 4-ФСС.
В абзаце 3 п. 2 Порядка предусмотрено, что некоторые таблицы представляются в орган контроля в составе отчета по указанной форме, только если есть данные для их заполнения. Под такими данными при сдаче отчета по форме 4-ФСС необходимо понимать факты проведения аттестации рабочих мест и обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников. Именно они определены в качестве показателей в таблице 10. На первый взгляд можно предположить, что если аттестация не проводилась, то данную таблицу представлять не надо. Однако необходимо учитывать, что одним из показателей в ней является "Общее количество рабочих мест страхователя, подлежащих аттестации". Очевидно, этот показатель должен быть заполнен в любом случае, а таблица 10 обязательно включена в отчет.
Все ли обязаны проводить аттестацию?
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда входит в обязанности работодателя (ст. 212 ТК РФ).
Согласно Типовому перечню ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков*(4) страхователи в установленном порядке проводят работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
Здесь же указано, что под таким порядком понимается Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(5) (далее - Порядок проведения аттестации). В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации его требования распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). При этом не имеют значения ни форма собственности, ни количество работников, ни какие-либо иные особенности.
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п. 4 Порядка). Правда, аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая согласно разд. II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса, если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Такое решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации (п. 5 Порядка).
Ранее каждое рабочее место должно было аттестовываться не реже одного раза в пять лет на основании п. 8 Порядка. Указанный срок надо было отсчитывать от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Аттестацию вновь организованных рабочих мест следовало начинать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590н*(6) (далее - Приказ N 590н), который вступил в силу 26.02.2013, в п. 8 Порядка внесены изменения. Теперь он регламентирует проведение повторной аттестации. Она осуществляется в следующие сроки:
- на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации выявлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;
- на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации в соответствии с п. 47-51 Порядка.
В пункте 30 Порядка, несмотря на приведенную в нем ссылку на Приказ N 590н, почему-то не указано, что этот документ внес такие поправки и подчеркивается, что раз в пять лет должны переаттестовываться все рабочие места. Разумеется, это ошибочно, и при заполнении таблицы 10 в данном случае надо руководствоваться именно изменениями, внесенными Приказом N 590н.
Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Датой ее начала является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.
Что касается внеплановой аттестации рабочих мест, то согласно п. 47 и 48 Порядка это происходит:
- в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
- в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах РФ);
- при осуществлении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- в случае замены производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- в случае изменения средств коллективной защиты.
К сведению. Согласно ст. 216 ТК РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в частности, организуют на территории субъекта РФ проведение аттестации рабочих мест по условиям труда совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким органом является Федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ она привлекает к административной ответственности работодателя за нарушения законодательства о труде и об охране труда, в том числе за непроведение в установленные сроки аттестации рабочих мест. В соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за это нарушение налагается административный штраф - на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток); на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Если руководитель предприятия или предприниматель без образования юридического лица повторно совершил аналогичное нарушение, он может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
На основании п. 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами*(7) (далее - Правила) финансовое обеспечение указанных предупредительных мер в 2013 году, как и в предыдущие годы, осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году.
В числе прочих расходов такому финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат затраты страхователя на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (п. 3а Правил). Для того чтобы в 2013 году получить возмещение расходов из ФСС, в том числе на проведение аттестации, страхователь должен обратиться в территориальный орган фонда с соответствующим заявлением и подтверждающими документами не позднее 1 августа 2013 года (п. 4 Правил).
Впрочем, страхователь может провести аттестацию рабочих мест и за счет собственных средств. Затраты, не возмещенные за счет ФСС, допускается учесть в расходах по налогу на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (Письмо ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@).
Кто проводит медосмотры?
Поскольку в таблицу 10 расчета вносятся данные о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, при ее заполнении надо руководствоваться Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень), и Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок осмотров)*(8).
Нормы данных документов распространяются только на тех страхователей, которые осуществляют тяжелые работы или работы, имеющие вредные и (или) опасные условия (факторы). На таких работах проводятся медицинские осмотры работников один или два раза в год согласно Перечню.
Кроме того, обязательные медицинские осмотры проходят работники некоторых отраслей и категорий в соответствии с различными СанПиНами, а также федеральными законами от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Следует также учитывать, что работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ).
При поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем проводится его предварительный осмотр (п. 7 Порядка осмотров). Сведения об осмотрах отдельных работников заносятся в соответствии с выданными им персонально в медицинской организации заключениями (п. 12 Порядка осмотров).
Работодатель составляет список работников, подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру, и направляет его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по фактическому месту нахождения работодателя (п. 21 Порядка осмотров).
Не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра медицинская организация обобщает его результаты и совместно с территориальными органами указанного федерального органа исполнительной власти и представителями работодателя составляет заключительный акт (п. 42 Порядка осмотров). При заполнении таблицы 10 формы 4-ФСС используется этот акт.
Согласно пп. "е" п. 3 Правил затраты на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, также финансируются за счет взносов, перечисленных страхователем в ФСС. Они могут проводиться и за счет средств работодателя*(9) с учетом соответствующих расходов при расчете налога на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648, УФНС по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@).
Есть еще небольшие изменения
На титульном листе не надо будет указывать код по ОКВЭД. Но теперь это необходимо сделать непосредственно в разд. I "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам" и II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходам на выплату страхового обеспечения", в них появятся необходимые ячейки.
Следует учесть, что в разд. I их заполняют не все страхователи, а только применяющие пониженные тарифы в соответствии с п. 8 или 11 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах*(10). Имеются в виду организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым согласно ОКВЭД) которых являются виды деятельности, перечисленные в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, или НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, также применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (за исключением профессионального).
В разделе II данный код указывают все организации, он должен соответствовать основному виду экономической деятельности страхователя, определяемому в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами".
На титульном листе формы расчета и в таблице 4.2 в отведенных для этого ячейках необходимо указывать среднесписочную численность работников. Ранее в соответствующих пунктах Порядка указывалось, что она рассчитывается обязательно в порядке, ежегодно определяемом приказами Федеральной службы государственной статистики. Теперь указано, что она рассчитывается в установленном порядке.
Такой подход органов контроля явно ошибочен: этот порядок должен быть строго определен. Тем не менее то, что он не установлен сейчас, не означает, что данный расчет надо делать иначе, чем в соответствии с указаниями органов статистики.
В настоящее время для таких целей применяются Указания по заполнению показателей унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения*(11). Из пунктов 77-83 этого документа следует, что при расчете среднесписочной численности не учитывается численность внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Однако на оплату труда внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, страховые взносы начисляются в обычном порядке. Это расхождение, видимо, и смущает работников ФСС.
Поэтому неправильно не учитывать численность работников, если расчет необходим в целях применения законодательства о страховых взносах, несмотря на то, что именно такой порядок не установлен никаким нормативно-правовым документом.
Необходимо также при заполнении титульного листа учитывать, что в поле "Данный расчет представлен (код)", в котором указывается способ представления отчета, надо указывать код 01, если отчет представляется на бумажном носителе, 02 - на магнитном носителе, 03 - почтовым отправлением) (п. 5.18 Порядка).
Ранее для почтового отправления предусматривался код 04, а код 03 предназначался для отчетности в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которая, по сути, подобной идентификации не требует.
В заключение скажем, что в справочнике шифров плательщиков страховых взносов (приложение 1 к Порядку) для ИП, применяющих ПСНО, за исключением осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, появился специальный шифр 171 (указывается на титульном листе). Напомним, что в рекомендациях на своем сайте ФСС предписывал таким предпринимателям в отчете за I квартал проставлять шифр 161. Данным предпринимателям установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2013 год в части ФСС в размере 0%.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 13, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Установлено Федеральным законом от 06.11.2011 N 300-ФЗ.
*(2) Текст постановления и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 13, 2012.
*(3) Утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, опубликованным в N 19, 2012.
*(4) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.
*(5) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
*(6) Текст приказа и комментарий к нему опубликованы в N 6, 2013.
*(7) Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, текст приказа и комментарий к нему опубликованы в N 4, 2013.
*(8) Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
*(9) Предварительные обязательные медицинские осмотры в любом случае финансируются за счет средств работодателя.
*(10) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(11) Утверждены Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"