Кто и за счет каких денежных средств должен вносить плату за жилое помещение (и плату за коммунальные услуги), закрепленное за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (Республика Марий Эл)?
1. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ). Так, в ст. 8 Закона N 159-ФЗ закреплены основные правила обеспечения жилищных прав таких детей, которые детализируются на уровне регионального законодательства.
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федераций" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания также и детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из положений ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия субъектов РФ могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В частности, Законом Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" (далее - Закон N 50-3) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделены государственными полномочиями, в том числе, по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме обучающихся в республиканских государственных образовательных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 14.2 Закона N 50-З). Средства на реализацию передаваемых полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Республики Марий Эл в виде субвенций (п. 2 ст. 14.2 Закона N 50-З), поскольку в силу п. 8 ст. 8 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав рассматриваемых категорий граждан на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно п.п. 1 и 2 п. 8 ст. 10 Закона N 50-З детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот предоставляются льготы по оплате жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья*(1), установленной Правительством Республики Марий Эл и 50% коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда и формы собственности. При этом данные лица оплачивают жилищно-коммунальные услуги полностью, представляя для возмещения произведенных расходов оплаченные квитанции в соответствующие государственные (муниципальные) учреждения либо в орган местного самоуправления. Порядок и условия возмещения расходов по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.
Следовательно, если ребенок-сирота или ребенок из числа лиц, приравненных к ним, является единоличным собственником жилого помещения, проживает в нем, то у него возникает обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг, что соответствует требованиям ст.ст. 30-31, 153-155, 158 ЖК РФ. На основании ст. 31 ГК РФ при отсутствии у несовершеннолетних родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, над ними устанавливается опека или попечительство. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке и попечительстве) права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ). При этом отметим, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных (ст. 17 Закона об опеке и попечительстве). Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (п. 1 ст. 37 ГК РФ).
Исходя из содержания приведенных норм доходы несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, имеют строго целевое назначение, суть которого состоит в удовлетворении повседневных потребностей и нужд этих лиц. Обращаем Ваше внимание, что расходы на оплату коммунальных услуг не предусмотрены в структуре указанных денежных средств. Опекуны и попечители, в свою очередь, не должны из собственных средств оплачивать жилищно-коммунальные услуги за подопечного. На основании п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, но это не означает, что указанное положение закона предусматривает самостоятельную ответственность данных лиц по обязательствам, вытекающим из договора о предоставлении коммунальных услуг в жилое помещение, собственником которого является опекаемый (смотрите, например, решение Кольского районного суда Мурманской области по делу N 2-11/2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-kolskij-rajonnyj-sud-murmanskaya-oblast-s/ act-102495180/, решение мирового судьи судебного участка N 1 в Советском районе Республики Марий Эл от 07.10.2011 по делу N 2-567/2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-v-sovetskom-rajone-s/a ct-203854959/).
Поэтому, если дети-сироты и лица, приравненные к ним, проживают в семье опекуна (попечителя) или помещены под надзор государственных (муниципальных) учреждений, то суды зачастую освобождают их от внесения платы (задолженности) за жилье и коммунальные услуги на весь период пребывания такого ребенка в государственной организации, в семье опекуна или попечителя, приемного родителя, а также на период очного обучения в государственном образовательном учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования, не возлагая данную обязанность ни на орган местного самоуправления, ни на опекуна (попечителя), ни на учреждение, в котором находится сирота, если данные лица не получали бюджетных средств на подобные нужды (смотрите, например, решения Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 01.06.2012 по делу N 2-4204/2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-avtozavodskij-rajonnyj-sud-g-tolyatti-sama rskaya-oblast-s/act-105745236/, Каширского городского суда Московской области по делу N 2-38/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 08.08.2012 по делу N 33-7357/2012).
Аналогичный подход прослеживается и в Рекомендациях по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изложенных в приложении к письму Министерства образования и науки РФ от 08.10.2012 N ИР-864/07 (далее - Рекомендации), которыми должны руководствоваться субъекты РФ при решении вопросов предоставления социальных гарантий детям-сиротам в жилищной сфере. Так, в п. 2 ст. 4 Модельного закона субъекта РФ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Приложение N 1 к Рекомендациям) указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, на время пребывания под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных организациях профессионального образования и на время прохождения военной службы по призыву освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем) в порядке, установленном Правительством субъекта РФ.
Вместе с тем отдельные суды взыскивают задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в аналогичных ситуациях, ссылаясь на положения ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, в силу которой неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, установленном разделом VIII постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (смотрите, к примеру, решения Пошехонский районный суд Ярославской области от 15.02.2012 по делу N 2-14\2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-poshexonskij-rajonnyj-sud-yaroslavskaya-ob last-s/act-102850033/, Саткинского городского суда Челябинской области от 12.12.2011 по делу N 2-1511/2011).
2. Как следует из п. 2 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ст. 5 Закона Республики Марий Эл от 10.12.2012 N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в детских учреждениях на полном государственном обеспечении, являются не собственниками, а нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, то на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для таких детей, а также на время обучения их по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования ответственность за содержание данного помещения возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, который обязан осуществлять контроль за использованием таких жилых помещений и (или) распоряжением ими. К такому выводу пришел, например, Клинский городской суд Московской области, мотивируя свое решение тем, что поскольку абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора) сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления Московской области, то расходы по квартплате и коммунальным платежам подлежат взысканию с соответствующего муниципального образования, так как жилое помещение является собственностью муниципального образования городского округа, а не подопечной, за которой признано лишь право пользования, но не распоряжения им (смотрите решение Клинского городского суда Московской области от 22.12.2011 по делу N 2-2376/11).
Таким образом, мы считаем, что вносить плату за содержание и ремонт жилого дома, коммунальные услуги, предоставляемые собственникам жилых помещений - сиротам (лицам, приравненным к ним) до достижения ими совершеннолетия, должны их законные представители (опекуны, попечители, приемные родители и т.п.), которые получают за счет бюджетного финансирования соответствующие денежные средства, если, конечно, жилое помещение не сдается в наем. В случае, когда сирота, лицо из числа детей-сирот, оставшееся без попечения родителей, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя и не проживает в нем, то ответственным перед управляющей организацией должен быть собственник жилищного фонда (например, муниципальное образование).
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
26 июня 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.01.2005 N 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.