Какие изменения законодательства планируются согласно Основным направлениям налоговой политики?
На официальном сайте Минфина 7 мая 2013 был размещен проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Как известно, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний срок. На период 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются прежними - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.
Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности предполагается предпринимать меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы. При этом основными источниками роста налоговых поступлений могут стать повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а также принятие мер в области налогового администрирования.
В Основных направлениях налоговой политики (ОННП) подчеркивается, что достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки с одной стороны соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой - обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней. Таким образом, внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочной перспективе не предусмотрено. Согласно ОННП планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах в целях как налогового стимулирования, так и повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Более подробно мы рассмотрим те направления, которые соответствуют специфике нашего журнала.
О мерах поддержки развития человеческого капитала, связанных с предоставлением льгот по НДФЛ
Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала является одним из направлений мер налогового стимулирования.
К сведению. В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13%. При этом введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, о чем много говорилось в последнее время, не планируется.
В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством РФ проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов). Речь идет, прежде всего, о следующих доходах:
- компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также с бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
- гранты Президента РФ, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ;
- материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам;
- оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа;
- денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.
Также предполагается исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
В ОННП заявлено, что необходимы систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. Наиболее значимая поправка в ОННП - изменение действующего принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества. В настоящее время указанный вычет зачастую по различным причинам не может быть использован в полном размере, поэтому предлагается перейти к принципу его предоставления налогоплательщику вне зависимости от количества приобретаемых объектов (долей в объектах) в пределах установленного максимального размера 2 млн. руб. Таким образом, в случае принятия этого предложения физические лица получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Кроме того, с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 01.03.2012 N 6-П законодатели должны прописать порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями) и осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет).
Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц. В настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций, не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Так, НДФЛ не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более трех лет. Также налогом не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов.
Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги).
На первый взгляд, задача выравнивания налоговых условий для инвестирования в ценные бумаги и банковские депозиты могла бы быть решена путем освобождения от налогообложения реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг - положительного финансового результата, получаемого физическими лицами от реализации этих ценных бумаг (в первую очередь, обращающихся на организованном рынке).
Однако предоставление налоговой льготы на всю сумму получаемого дохода от реализации ценных бумаг приведет к снижению прогрессивности налогообложения, поскольку вероятность получения таких доходов для лиц с более высокими доходами выше, чем для низкодоходных групп населения (поскольку лица с низкими доходами, как правило, не имеют достаточно средств для инвестиций на рынке ценных бумаг). Это приводит к снижению предельной налоговой ставки для лиц с высокими доходами. Другими словами, даже в условиях единой налоговой ставки более обеспеченные лица будут платить меньшую сумму налога со своих доходов, чем менее обеспеченные. Также полное освобождение от налогообложения прироста капитальной стоимости от реализации ценных бумаг может привести к освобождению от налогообложения доходов от прямых инвестиций физических лиц - продажи крупных пакетов акций, что не является целью предоставления подобной льготы.
В настоящее время в РФ предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от реализации необращающихся акций и обращающихся акций, торгуемых на инновационной секции ММВБ, если срок владения этими акциями превышает пять лет. Эта льгота была введена специально для поощрения венчурных инвестиций. В случае введения освобождения для долгосрочных инвестиций в прочие ценные бумаги при сроке владения более трех лет ценность льготы для венчурных инвестиций нивелируется.
Таким образом, создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует осуществлять путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, в некоторых случаях вводя новые льготы, а в других - ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов предлагаются следующие подходы:
1) введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. При этом для того, чтобы не предоставлять подобный вычет при получении доходов от прямых инвестиций, возможно, будет ограничена предельная сумма доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, эквивалентного не более чем 1% акционерного капитала компании. Также будут установлены правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами (на основе метода учета запасов ФИФО), которые позволят связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода;
2) освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Для банковских вкладов следует изменить действующее ограничение, устанавливающее лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам в рублях, снизив его до величины ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3%, а по вкладам в иностранной валюте - до 6% годовых;
3) освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе. В части освобождения от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества необходимо установить, что освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта находилось не более трех таких объектов;
4) в законодательство о ценных бумагах будут включены понятие "индивидуальный инвестиционный счет", а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Вместе с введением такого инструмента будут рекомендованы поправки в части налогообложения соответствующих доходов. В частности, будет предложено, чтобы физические лица получили возможность по своему выбору воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. руб. за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
О мерах повышения доходов бюджетной системы РФ
Среди мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, можно выделить совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.
В настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего включение в налоговую систему РФ налога на недвижимое имущество.
Проектом поправок установлено, что в качестве плательщиков налога на недвижимое имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
К объектам обложения налогом на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на которых располагают объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Проектом поправок предусматривается, что при определении налоговой базы применяется налоговый вычет.
Налоговый вычет предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 кв. м соответствующего объекта налогообложения.
Проектом поправок определены предельные налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Так, в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых составляет до 300 млн. руб. включительно, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, не превышающих:
- 0,1% в отношении жилых помещений, в том числе жилых домов (строений), расположенных на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также в отношении объектов незавершенного капитального строительства, относящихся к указанным объектам;
- 0,5% в отношении объектов капитального строительства и объектов незавершенного капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду;
- 0,3% в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
в) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В отношении объектов налогообложения, совокупная кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб. (за исключением объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых более 300 млн. руб.), устанавливаются повышенные налоговые ставки в размере, не превышающем:
- 0,5% в отношении объектов капитального строительства и объектов незавершенного капитального строительства вне зависимости от их принадлежности к жилищному фонду;
- 1,5% в отношении земельных участков вне зависимости от категории земли и разрешенного использования земельного участка.
В отношении объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб., налоговые ставки устанавливаются в размере от 0,5 до 1% включительно.
Проектом поправок предусматривается переходный период до 1 января 2018 года, предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации по мере готовности муниципальных образований к его введению.
В заключение отметим, что в ОННП прописан ряд мер, направленных на совершенствование системы налогового администрирования. Так, в целях обеспечения единообразного порядка исполнения физическими лицами обязанностей по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на недвижимое имущество и налога на имущество физических лиц, а также своевременного поступления доходов от указанных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ планируется рассмотреть вопрос об установлении в законодательстве о налогах и сборах единого срока уплаты указанных налогов физическими лицами.
Г.И. Демидов,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)