Возмещение расходов на охрану труда за счет страховых взносов
Трудовое законодательство обязывает работодателей обеспечивать охрану труда работников. В связи с этим у учреждения возникают расходы, например, на аттестацию рабочих мест, на прохождение медосмотров, обеспечение лечебно-профилактическим питанием. Данные расходы могут быть произведены за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых работодателями в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ*(1). Рассмотрим в статье, в каком порядке осуществляются такие расходы.
Ежегодно Минтруд утверждает Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. На 2013 год такие правила установлены Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н).
В соответствии с п. 2 данного документа расходы учреждения на мероприятия по охране труда могут осуществляться за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в установленном порядке в ФСС в текущем календарном году в объеме, не превышающем 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Пример 1
В 2012 г. были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 40 000 руб. За счет этих средств были осуществлены выплаты по указанному виду страхования в сумме 5 000 руб.
Сумма, которую учреждение может запланировать на обеспечение предупредительных мер в 2013 году, будет равна 7 000 руб. ((40 000 - 5 000) руб. х 20%).
Расходы за счет страховых взносов
Согласно п. 3 Правил N 580н за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) могут быть оплачены, в частности, следующие расходы учреждения:
- на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- на реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- на обучение по охране труда руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
- на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами*(2);
- на обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее - ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда*(3);
- на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);
- на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
Документы, необходимые для представления в органы ФСС
С заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) страхователю (учреждению) нужно обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил N 580н). Заявление может представляться на бумажном носителе либо в электронном виде. К нему также должны быть приложены:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в приложении к Правилам N 580н), разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
- копия плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, форма которого предусмотрена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Приказ N 342н);
- документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер в зависимости от видов мероприятий, включенных в план финансового обеспечения (приведен в таблице в соответствии с п. 4 Правил N 580н).
Вид мероприятия | Необходимые документы-обоснования |
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда | - копия приказа о создании аттестационной комиссии для организации, подготовки и проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом N 342н; - копия договора с аккредитованной на проведение работ по аттестации рабочих мест организацией, осуществляющей функции по проведению данных мероприятий (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н, далее - Приказ N 205н), в договоре должны быть указаны количество рабочих мест, подлежащих аттестации, и стоимость проведения аттестации указанного количества рабочих мест; - копия уведомления Минтруда (Минздравсоцразвития) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда |
Реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах | - копия ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда; - копии протоколов измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных производственных факторов, оформленные по каждому фактору на отдельное рабочее место, подтверждающие превышение на рабочих местах работников предельно допустимых уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений, установленных в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, являющиеся неотъемлемой частью карты данной аттестации; - копии указанных протоколов, оформленные по результатам повторных замеров после реализации соответствующих мероприятий в соответствии с Приказом N 342н; - копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; - копия договора на проведение предупредительных мероприятий, не требующих приобретения оборудования (в случае включения в план финансового обеспечения подобных действий) |
Обучение по охране труда | - копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства; - список сотрудников, направляемых на обучение по охране труда; - копия договора на обучение работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей данные услуги и аккредитованной в установленном порядке (Приказ N 205н); - копия уведомления Минтруда (Минздравсоцразвития) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; - копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке |
Приобретение СИЗ | - перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи данных средств со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ; - перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности СИЗ, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ; - копии протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; - копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации (декларированию) |
Санаторно-курортное лечение работников | - заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников; - списки сотрудников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте; - копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ; - копии договоров (счетов) на приобретение путевок; - калькуляция стоимости путевки |
Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников | - список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденный работодателем в установленном порядке (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н); - копия договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников; - копия лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) сотрудников |
Обеспечение ЛПП | - перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н; - номер рациона ЛПП; - график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП; - копии документов о фактически отработанном сотрудниками времени в особо вредных условиях труда; - копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП, на планируемый период; - копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в структурных подразделениях страхователя; - копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение сотрудников ЛПП |
Приобретение алкотестеров | - копия приказа о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников; - копия лицензии страхователя на осуществление данных осмотров работников или копия договора страхователя с организацией, оказывающей подобные услуги, с приложением лицензии данной организации на право осуществления указанного вида деятельности; - копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров |
Приобретение тахографов | - копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок; - перечень транспортных средств (ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием их государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении ТС последнего технического осмотра; - копии паспортов ТС; - копия свидетельства о регистрации ТС в органах ГИБДД; - копии счетов на оплату приобретаемых тахографов |
Обратите внимание! Копии документов должны быть заверены печатью учреждения. Если страхователь представил неполный комплект документов, заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер к рассмотрению органами ФСС не принимается, но он вправе повторно не позднее 1 августа текущего года обратиться с этим заявлением в территориальный орган ФСС с приложением полного комплекта документов (п. 6 Правил N 580н).
Принятие органами ФСС решений о финансовом обеспечении
Согласно п. 7 Правил N 580н принятие органами ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе об объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении, осуществляется в следующем порядке:
- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 000,0 тыс. руб. включительно, в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (решение принимается территориальным органом ФСС по месту регистрации страхователя);
- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7 000,0 тыс. руб. В данном случае территориальный орган ФСС в течение трех рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н, направляет их на согласование в центральный аппарат ФСС, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В соответствии с п. 7 Правил N 580н указанные решения оформляются приказом территориального отделения ФСС и в трехдневный срок с даты их принятия или получения согласования из центрального аппарата ФСС направляются страхователю. При принятии решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе центрального аппарата ФСС в согласовании - с обоснованием причин.
Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер органы ФСС могут принять только в следующих случаях (п. 9 Правил N 580н):
- если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи им заявления в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
- если представленные документы содержат недостоверную информацию;
- если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Контроль за использованием средств ФСС
Контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется органами ФСС в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения данных действий.
При принятии органами ФСС решения о возмещении расходов на предупредительные меры учреждение обязано ежеквартально представлять в орган ФСС отчет об использовании средств (п. 11 Правил N 580н).
К сведению. Форма такого отчета в Правилах N 580н не установлена, но при этом в Письме ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 приведена рекомендуемая форма отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Считаем, что данная форма может быть использована и в 2013 году.
После завершения подобных мероприятий учреждению нужно представить в ФСС документы, которые подтверждают целевое использование средств, иначе расходы не будут зачтены (п. 11, 13 Правил N 580н). В случае нецелевого использования средств страхователь может быть привлечен к ответственности согласно п. 2 ст. 15.14 КоАП РФ или ст. 285.2 УК РФ (п. 12 Правил N 580н).
Особенности возмещения расходов страхователя в рамках пилотного проекта
В Положении об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2013 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта*(4), указано, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень данных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в соответствии с Правилами N 580н.
Оплата предупредительных мер данными страхователями осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на данные цели. Для этого страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и представляет документы, подтверждающие произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 N 709н.
Территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении расходов за счет средств бюджета ФСС и перечисляет средства на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
Обратите внимание! Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.
О. Сизонова,
главный редактор журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(2) Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
*(3) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н.
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.04.2011 N 294.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"