Государственная инициатива
Ежегодно в мае правительством принимается документ, содержащий ключевые изменения налогового законодательства, которые ожидают нас в ближайшие три года. Этот год не стал исключением. Не далее, как 6 июня, на сайте финансового ведомства был опубликован окончательный вариант Основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы. С документом познакомилась Яна Лазарева.
Чтобы понять, куда будет двигаться налоговая система России, я внимательно изучила документ. Часть его посвящена юридическим лицам, другая - физическим. Поскольку изменений и в той, и в другой областях достаточно, в редакции решили разбить материал на два. В этом будет обзор изменений и планов, касающихся компаний. О новациях так или иначе задевающих кошельки граждан, будет написано в конце журнала, в рубрике "Личные финансы". Итак, начнем с фирм.
Магазины самообслуживания
В Налоговом кодексе планируется оговорить условия для списания потерь в магазинах самообслуживания. В Государственную думу уже внесен соответствующий законопроект N 254686-6, предусматривающий изменения в статьях 265 и 272 НК РФ.
Для целей налогового учета недостачей будет считаться неполное наличие товаров, выявленное в результате инвентаризации. При этом важны два условия:
- такая недостача не должна находиться в пределах норм естественной убыли;
- не должно быть выявлено виновных лиц в ходе расследования.
Списать потерю продукции можно будет только по перечню товаров, утвержденному Правительством РФ. Объем списываемых расходов также ограничен - он не должен превышать 0,75 процентов выручки от реализации из этого же перечня. Кроме того, для признания нового расхода необходимо соблюсти следующие условия:
- выручка от торговли посредством самообслуживания должна составлять не менее 70 процентов общей прибыли торговой организации;
- на предприятии должно быть организовано ведение раздельного учета выручки от торговли путем самообслуживания и от других видов продаж;
- компании необходимо обеспечить раздельный учет выручки от реализации товаров по упомянутому выше перечню, утвержденному Правительством РФ, и другой продукции.
Для списания фирме потребуются следующие документы: отчет аудиторской организации о соответствии установленным требованиям системы учета и контроля фирмы за использованием товарно-материальных ценностей и акт об итогах инвентаризации, в котором указаны сведения о недостачах товаров по перечню. При этом данный документ должен быть подтвержден аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии торговой организации. Датой признания расходов на недостачу будет число утверждения акта инвентаризации.
Налог на недвижимость
В отношении налогового бремени на недвижимость у законодателей далеко идущие планы. Уже сейчас разработан проект федерального закона N 51763-4 о введении отдельного сбора на недвижимое имущество физических лиц. Похоже, что эта участь не обойдет стороной и организации.
Власти предполагают обложить новым сбором метры, находящиеся у компаний в праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). В качестве налоговой базы предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. Для этого потребуется систематизация сведений о собственности, принадлежащей юридическим лицам, в едином кадастре, в том числе определения кадастровой стоимости. Планируется, что этот налог будет отнесен к региональным с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Расчет кредитов по-новому
Чиновники планируют пересмотреть подходы к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налогооблагаемой прибыли. То есть речь идет о возможной правке положений статьи 269 НК РФ.
В настоящее время компании самостоятельно выбирают способ определения максимального допустимого размера таких затрат: или путем сопоставления фактически уплаченных процентов по долговым обязательствам со средним уровнем процентов по заимствованиям с аналогичными параметрами, или исходя из ставки рефинансирования Центробанка РФ с применением соответствующего коэффициента (для рублевых займов) и предельной процентной ставки (для валютных займов).
Так вот, первый способ планируется вовсе отменить. А второй будет несколько видоизменен. Взамен власти предлагают установить предельные значения учитываемых в расходах ставок процентов. В отношении процентов по займам, которые не будут превышать максимальных показателей, хотят ограничить действие правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием либо вовсе отменить их. Если же ставки по займу превысят допустимый порог, то контроль за ценами для такого заемщика будет гарантирован.
Упрощение учета
Законодатели с завидным постоянством говорят о необходимости упрощения учета. Вот и налоговая политика на ближайшие три года - не исключение. Планируется откорректировать нормы налогообложения прибыли, которые вызывают сложности при ведении учета. При этом будет сохранен действующей подход к определению базы по налогу на прибыль.
Чиновники разработают проект федерального закона, предусматривающий, в частности:
- уточнение методов списания в расходы стоимости МПЗ в целях налогообложения прибыли для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете. Тут вероятнее всего, речь идет об упразднении в налоговом учете метода ЛИФО, напомню, в бухучете он исключен еще с 2008 г.;
- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от учетной политики компании;
- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату его получения.
Этот порядок действует и сейчас в силу пункта 1 статьи 257, пунктов 8 и 20 статьи 250 НК РФ;
- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования. В настоящее время положения пункта 2 статьи 279 НК РФ предусматривают списание 50 процентов убытка сразу, а следующие 50 по истечении 45 дней с даты уступки права требования;
- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
НДС при экспорте
Власти намерены продолжить работу по упрощению порядка документального подтверждения правомерности использования нулевой ставки НДС в электронном документообороте. Чиновники хотят наделить компании правом представлять в инспекции вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов сведения из этих бумаг в виде реестров в электронной форме.
Кроме того, сейчас вычет по НДС при экспорте товаров (работ, услуг) производится после его документального подтверждения, что отвлекает оборотные средства экспортеров на период сбора бумаг. Тогда как при реализации внутри страны право на вычет НДС у покупателей возникает при приобретении материальных ресурсов по мере их постановки на учет (то есть, в квартале, в котором покупались ценности). В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос об установлении единого порядка вычетов по НДС.
Совершенствование НДФЛ
В долгосрочном периоде власти намерены сохранить действующую систему НДФЛ с единой ставкой для большинства доходов. Введение прогрессивной шкалы не планируется. Зато ожидаются поправки по детским вычетам (ст. 218 НК РФ). Собственно, это направление уже реализовано в проекте федерального закона N 229790-6, который принят Госдумой в первом чтении.
Упомянутый законопроект предусматривает повышение детских вычетов родителям, усыновителям и их супругам (на обеспечении которых находится ребенок). Вычет будет предоставляться в следующих размерах:
- 1 400 рублей - на первого ребенка;
- 2 000 рублей - на второго ребенка;
- 4 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 12 000 рублей - на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы.
Также вводятся изменения для опекунов. До 350 тысяч рублей повышается пороговое значение дохода (нарастающим итогом с начала календарного года), до достижения которого предоставляются вычеты.
Новые возможности "убыточных" деклараций
Не обошлось и без совершенствования процедуры проведения камеральной проверки деклараций по НДС (замечу, что частично это направление уже реализовано в законопроекте N 196666-6, который принят Госдумой в первом чтении), деклараций по налогу на прибыль, в которых указаны убытки; уточненных отчетов по налогу на прибыль, в которых указаны суммы сборов в размерах, меньших ранее заявленных.
Власти предлагают предоставить проверяющим право истребовать выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы, а также проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 91, 92, 95-97 НК РФ. Напомню: в настоящее время упомянутые нормы касаются только выездных проверок и регламентируют:
- доступ проверяющих на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки;
- осмотр территорий, помещений, документов и предметов фирмы;
- привлечение экспертов, специалистов и переводчиков для осуществления контрольных мероприятий.
Планируется более тщательно проверять "уточненки", поданные по истечении двух лет со дня, установленного для подачи отчетов. Это касается уточненных деклараций по НДС, в которых сумма налога "к возмещению" увеличена, а также деклараций по прибыли, где уменьшена сумма налога "к уплате". Для этого ревизорам разрешат истребовать у компаний первичные и иные бумаги, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы показатели до и после изменений.
Без перемен
Чиновники планируют продлить до 2016 года ставки страховых взносов в внебюджетные фонды на уровне 2013 года. В отношении большинства плательщиков - 30 процентов, а с неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы ПФР.
В соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок будет происходить постепенный переход отдельных категорий компаний на общеустановленный тариф. Индивидуальным предпринимателям хотят вменить уплату взносов за себя по дифференцированной шкале в зависимости от величины их годового дохода.
Я. Лазарева
"Расчет", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru