Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения
В последнее время ведется много разговоров об эффективности и даже целесообразности (в том виде, в котором она функционирует сейчас) существующей в Российской Федерации пенсионной модели и назревшей необходимости скорейшего ее реформирования. Разработанная Правительством РФ при непосредственном участии представителей Пенсионного фонда РФ (ПФР) Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (далее - Стратегия), представленная Президенту РФ В.В. Путину в конце сентября прошлого года и утвержденная 25.12.2012 Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, определила новый (правильнее сказать, скорректировала существующий) вектор развития пенсионной модели.
В данной Стратегии, действительно, есть несколько новых, знаковых нововведений, таких как:
- предложение о создании трехуровневой пенсионной системы (государственной, корпоративной и частной) в целях обеспечения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- установление размера нормативной продолжительности страхового стажа, необходимого для расчета трудовой пенсии (35 лет);
- поэтапная трансформация накопительной составляющей, предусматривающая, в частности, оптимизацию тарифа страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии для застрахованных лиц после 1967 года рождения с 01.01.2014 в размере до 2% (4% при этом направляются на страховую часть - распределительную составляющую действующей пенсионной системы);
- расширение зоны обложения сумм выплат физическим лицам, работающим на производстве с вредными (особыми) условиями труда (списки N 1 и 2), дополнительными страховыми взносами на финансирование страховой части трудовой пенсии (в целях стимулирования работодателей к проведению аттестации рабочих мест, поскольку по отдельным видам и категориям работ действуют критерии, установленные в 1950-1960-е гг.) и др.
К сожалению, в Стратегии разработчиками не уделено должного внимания такому аспекту, как установление эффективного тарифа страховых взносов, который, по мнению автора, является, если не ключевым элементом во всей пенсионной системе (как существующей, так и предлагаемой разработчиками новой), то, во всяком случае, важным, поскольку любая модель "пенсионирования" должна строиться на своевременной и полной уплате причитающихся (в силу закона или в силу договорных обязательств) сумм страховых взносов.
Рассматривая вопрос об эффективном тарифе страховых взносов, необходимо четко определить критерий эффективности, который был бы адаптирован к национальному менталитету страхователей (плательщиков страховых взносов), и учитывать экономические и социальные (в том числе демографические) реалии настоящего времени.
На взгляд автора, эффективный тариф должен базироваться на следующих четырех составляющих:
- эффективности с точки зрения создания сбалансированного бюджета ПФР (т.е. обеспечение публичных обязательств ПФР собственными источниками доходов - поступающими в бюджет страховыми взносами);
- эффективности с точки зрения повышения уровня благосостояния в настоящий момент всех категорий получателей пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых из бюджета ПФР;
- эффективности с точки зрения повышения уровня благосостояния будущих получателей трудовых пенсий, построенных на страховых принципах;
- эффективности с точки зрения оптимальной налоговой и социальной нагрузки на хозяйствующие субъекты (как юридические лица - предприятия и организации всех форм собственности, так и физические лица - индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты) по обязательным выплатам в бюджеты различных уровней.
Рассматривая более подробно каждый из предложенных элементов, необходимо отметить, что в настоящее время пенсионная система России находится в переходном состоянии от распределительных принципов к солидарно-страховым (точнее, к распределительно-накопительным). Больше половины выплат пенсионного характера, осуществляемых ПФР в последние три года, обеспечиваются за счет трансфертов из федерального бюджета. При этом необходимо помнить, что текущие поступления страховых взносов не только обеспечивают прямые объемы выплат пенсий сегодняшним их получателям, но и формируют настоящие и будущие выплаты пенсионной системы.
Существующий в настоящее время тариф страховых взносов в размере 22% [2] обеспечил текущие обязательства в 2012 г. по выплате страховой части трудовой пенсии по Удмуртской Республике (удельный вес которых в общем объеме расходов, производимых в текущем году ПФР, составляет 79%) лишь на 48,1%, по Российской Федерации - на 52,5% (рис. 1).
В 2011 г. при общем тарифе в 26% обеспечение данных страховых выплат составило 52,5% (по России в среднем - 65,1%)*(1).
Таким образом, для того чтобы обеспечить полную (100%) обеспеченность страховой части трудовой пенсии (при прочих равных условиях - например при условии, что бизнес не уйдет в тень и (или) резко не увеличится объем "конвертных" выплат заработной платы и т.д.), эффективный тариф страховых взносов должен составить порядка 48%, что, отталкиваясь от основ концепции, разработанной Артуром Лаффером*(2) [4], неминуемо приведет к резкому снижению объемов поступлений страховых взносов в бюджет ПФР (рис. 2), появлению новых схем увода базы, подлежащей обложению страховыми взносами, от обложения.
При оценке объемов поступлений страховых взносов в бюджет ПФР необходимо принимать во внимание и высокую инертность пенсионной системы, определяемую демографической составляющей.
В силу этих причин даже в долгосрочной перспективе невозможно полное исключение обременения государства по обязательствам пенсионной системы. Более того, при сохранении существующей системы нагрузка федерального бюджета (по текущим обязательствам пенсионной системы) будет расти из-за объективно существующих демографических вызовов российского общества, а именно, старения населения и роста численности граждан пенсионного возраста, увеличения темпов сокращения численности трудоспособного населения (вызванных пиком рождаемости в 1950-1960-е гг. и последующим снижением темпов), сокращения рождаемости и, как следствие, роста "нагрузки" на работающих лиц по обязательствам перед пожилыми гражданами.
Согласно прогнозу, построенному на основе инерционного сценария развития ситуации, все эти тенденции в большей или меньшей степени будут усиливаться (рис. 3), и к 2025 г. соотношение населения трудоспособного возраста и пенсионеров достигнет показателя 1:1,8, а соотношение численности официально трудоустроенных у работодателя (с выплат которым производятся отчисления в ПФР) (663 тыс. чел.) и общей численности пенсионеров (455 тыс. чел.) опустится ниже критической отметки (1:1,5) и составит показатель 1 к 1,46, т.е. на одного получателя выплат из бюджета ПФР будет приходиться менее полутора работающего гражданина.
В настоящее время для достижения сбалансированности бюджета отделения ПФР по Удмуртской Республике по выплатам в пользу пенсионеров по старости, чей средний размер пенсии по состоянию на 01.10.2012 составил 9 480 руб. 15 коп., необходимо наступление, как минимум, одного из трех событий:
- при средней заработной плате по региону по состоянию на 01.12.2012 в размере 18 011 руб. 03 коп. [6] необходимо, чтобы количество официально трудоустроенных в республике граждан (при сохранении прежнего тарифа страховых взносов и текущего коэффициента уплаты 0,93) составляло 1 223 662 чел.*(3) (что практически равняется количеству проживающих на территории республики в возрасте от 7 лет);
- реальное увеличение среднего размера оплаты труда по региону (при сохранении прежнего тарифа страховых взносов, даже не принимая во внимание коэффициента текущей уплаты страховых взносов плательщиками) с существующих 18 011 руб. 03 коп. до 59 250 руб. 94 коп., т.е. в 3,3 раза;
- увеличение размера тарифа по уплате страховых взносов (при прежней заработной плате по региону в 18 011,03 руб.) с существующих 16% (по уплате взносов по страховой части трудовой пенсии) до 62% (а при учете множества вышеупомянутых факторов - до 70%).
Таким образом, сбалансированность бюджета ПФР может быть достигнута лишь при реализации комплекса мероприятий, который включает в себя два основных направления:
- рост доходной части бюджета ПФР;
- сокращение (оптимизацию) его расходной части.
Обеспечить увеличение доходной части бюджета ПФР возможно за счет:
1) роста заработной платы во всех отраслях экономики при условии повышения производительности труда. Рост заработной платы необходимо рассматривать как в значениях абсолютного прироста, так и увеличения выплат в пользу физических лиц (наемников), попадающих под обложение. Ни для кого не секрет, что некоторые работодатели платят часть (большую или меньшую) заработной платы своим сотрудникам в конвертах. В современных офисах, платящих "серую" зарплату (меньшая часть показывается официально, остальная выдается в конверте), появился такой вид поощрения сотрудников, как увеличение доли официальной части при неизменной величине зарплаты. К сожалению, на практике невозможно полностью оценить, сколько из-за этого выпадает доходов федерального бюджета РФ (из-за недопоступлений налога на доходы физических лиц), сколько недопоступает страховых взносов в доход государственных внебюджетных фондов, в том числе и в бюджет ПФР. Возможна лишь косвенная оценка.
Например, по данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Удмуртской Республике в 2010 г. составила 14 291,1 руб., в 2011 г. - 15 836,2 руб. [4]. В то же время этот же самый показатель, рассчитанный по данным Отделения ПФР по Удмуртской Республике, на основе предоставляемых плательщиками страховых взносов отчетов (а именно по ним в будущем и будет осуществляться назначение пенсий ныне работающим гражданам), составлял всего в 2010 г. 8 947,3 руб. и в 2011 г. - 10 015,2 руб. Видно, что в отчетности зарплата занижается примерно на 37%, следовательно, бюджеты недополучают более трети доходов, а по таким видам экономической деятельности, как оказание информационных услуг (ИТ-технологий), сфера финансов, торговля (оптовая и розничная), финансовый аудит и строительство, которые, по определению, являются самыми непрозрачными для контроля со стороны фискальных и надзорных органов, занижение превышает значение 45%, т.е. почти половина заработной платы скрыта от обложения. Для сравнения: в сфере образования, здравоохранения и государственного управления расхождения между статистическими и отчетными данными по оплате труда работников составляют менее 3%*(4) и вызваны, скорее всего, математической погрешностью, нежели применением каких-либо методов ухода из-под обложения в этой сфере. Возможно, что при условии полноты облагаемой базы поступающие в ПФР взносы обеспечили бы большую финансовую устойчивость пенсионной системы, чем вариант с повышением тарифов.
Несомненно, что вопросы, связанные с увеличением фонда оплаты труда и его "обелением", выходят за рамки компетенции ПФР. В то же время ликвидация такого явления в российской экономике, как "серая зарплата", невозможна без воспитания гражданского самосознания и правовой грамотности, особенно в области пенсионного законодательства. Следовательно, при реализации программ "пенсионной грамотности" необходимо больше внимания уделять работающему населению, доводя до последних социальную значимость страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение;
2) увеличения размера тарифа страховых взносов, причем как солидарной, так и индивидуальной части тарифа. К увеличению тарифов страховых взносов нужно относиться осторожно, поскольку это экстенсивный путь решения, потому что существует большая вероятность такой реакции бизнеса, как вывод в тень еще большей доли фонда оплаты труда. В самом затруднительном положении при повышении тарифа окажутся предприятия промышленного сектора экономики, поскольку это повлечет дополнительную финансовую потребность, связанную с увеличением объемов отчислений страховых взносов, изменение себестоимости продукции, при том что у крупных предприятий зачастую действуют долгосрочные договорные соглашения на поставку производимой продукции;
3) повышения предельной базы для обложения страховыми взносами, как минимум, до 1,5 млн. руб. (ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)), что позволило бы получать дополнительные отчисления с выплат в пользу физических лиц, занятых в финансово-кредитной и энергосбытовой сферах экономики.
Рост предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленных ст. 8 Закона N 212-ФЗ, которая в настоящее время ежегодно индексируется из складывающихся темпов инфляции, и сокращение количества необлагаемых страховыми взносами выплат, позволили бы поднять коэффициент обеспеченности в республике, по самым скромным подсчетам, в 2012 г. на 8-10%. Так, только в 2011 г. в результате применения положений ст. 8 и 9 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов в базу по обложению не было включено 13,5% выплат в пользу физических лиц, произведенных страхователями, а бюджет Отделения ПФР по Удмуртской Республике не досчитался 3 млрд. 731 млн. руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), из них 2 млрд. 870 млн. руб. по страховой части трудовой пенсии, что позволило бы поднять планку обеспеченности выплат по страховой части трудовых пенсий в республике на 7,7%.
Назрела необходимость и законодательного устранения существующей коллизии при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и базы по обложению страховыми взносами. Так, если раньше при исчислении базы для обложения ЕСН в нее входили все выплаты, включаемые в расходы и учитываемые при расчете налога на прибыль организаций, то сейчас в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов от ФНС России в ПФР последние не могут отследить у организаций всех расходов, отражаемых при исчислении налога на прибыль организаций (что было бы правильно, поскольку некоторые недобросовестные налогоплательщики стали использовать это обстоятельство для занижения налогооблагаемой базы по прибыли на суммы выплат в пользу физических лиц, с которых не исчислены страховые взносы);
4) сокращения существующего в настоящее время перечня необлагаемых выплат (ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
5) сокращения оснований для применения субъектами, хозяйствующими на экономическом рынке, пониженных тарифов за счет сокращения перечня видов экономической деятельности. Так, в настоящее время Законом N 212-ФЗ предусмотрено около пятидесяти оснований для применения пониженного тарифа, что само по себе не может благотворно сказываться на формировании доходной части бюджета ПФР.
Используя пробелы в законодательстве, правом применения пониженных тарифов (и их поддерживают суды различных инстанций) пользуется ряд некоммерческих организаций (объединений), т.е. те, кто фактически просто перепродают услуги населению (ТСЖ, гаражные и садоводческие кооперативы и т.п.), не создавая прибавочной стоимости*(5), искажая тем самым первоначальное желание законодателя предоставить эти льготы организациям, занимающимся реальным производством;
6) распространения системы обязательного пенсионного страхования с отчислением страховых взносов в бюджет ПФР с выплат в пользу физических лиц, работников силовых и приравниваемых к ним ведомств - МВД, УФСИН, прокуратура, суды и др. Практическая реализация данного предложения позволит существенно сократить нарастающий с каждым годом дефицит бюджета ПФР*(6) по средствам, направляемым из федерального бюджета на финансирование выплат пенсионного характера законным получателям. У всех на устах огромнейший дефицит бюджета ПФР, а между тем, по самым скромным подсчетам, бюджет ПФР недосчитался в минувшем 2012 г. порядка 557,3 млрд. руб.*(7), которые могли бы поступить в бюджет с выплат в пользу работников силовых ведомств. Так, бюджетные ассигнования на оплату в 2012 г. труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц (т.е. объем выплат, с которых не производятся отчисления страховых взносов в бюджет ПФР) составили 2 533,5 млрд. руб. [5]. Добавим к этому еще суммы средств, которые можно сэкономить от сокращения затрат на содержание целых отделов и управлений в этих силовых ведомствах, занимающихся установлением, перерасчетом и индексацией выплат пенсионного характера, получим достаточно хороший резерв для покрытия дефицита бюджета ПФР.
Расширив границы обязательного пенсионного страхования на работников силовых ведомств, передав функции по установлению и перерасчету пенсий в руки профессионалов - работников ПФР (которые ежемесячно начисляют и выплачивают пенсии свыше 42 млн. граждан Российской Федерации), сократив при этом сотрудников в данных силовых ведомствах (даже за счет частичного их перевода в ПФР), можно существенно сократить расходы федерального бюджета, направив эту экономию на покрытие дефицита бюджета ПФР;
7) роста количества страхователей, как страхователей-работодателей, так и плательщиков, производящих уплату страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, что обеспечит создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы. От сокращения в 2011 г. количества плательщиков страховых взносов (2 684 юридических лица и свыше 1 767 индивидуальных предпринимателей) бюджет ОПФР по Удмуртской Республике недосчитался еще 738 млн. руб., из которых 604 млн. руб. - по страховой части. Мигранты (предприятия, перерегистрировавшиеся в другие регионы, но осуществляющие деятельность на территории республики) уплатили в бюджеты других отделений порядка 720 млн. руб. Все эти недополученные суммы позволили бы в 2011 г. еще на 1,8% поднять самообеспеченность региона по выплатам страховой части трудовой пенсии. В 2012 и начале 2013 г. динамика по сокращению численности зарегистрированных субъектов на территории республики сократилась, особенно резко сокращение коснулось численности индивидуальных предпринимателей. Так, только за два месяца (декабрь 2012 и январь 2013 г.) численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах республики, сократилась почти на 4 000 человек.
Обеспечить устойчивый рост количества страхователей-работодателей возможно за счет:
- создания благоприятных ("тепличных") условий для крупного и среднего бизнеса посредством предоставления налоговых преференций на этапе развития (2-4 года) организации;
- возможности уплаты обязательных налоговых платежей по ставкам ниже обычных для организаций использующих новейшие технологии, труд высококвалифицированных специалистов, экологически безопасные технологии производства и оборудование, участвующие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР). Кроме того, необходимо создать условия и для укрепления финансовой устойчивости предприятий промышленного сектора, поскольку в этих условиях существенно снижается заинтересованность последних в использовании схем ухода от уплаты обязательных платежей, происходит отказ от услуг аутсорсинговых компаний и т.п.
Для увеличения количества плательщиков, производящих уплату страховых взносов исходя из стоимости страхового года, необходимо создать действенные программы по поддержке малого предпринимательства, частного бизнеса, выдаче кредитов при создании семейного бизнеса по сниженным ставкам, что позволит не только увеличить количество плательщиков, но и сократить уровень безработицы в регионе. Одним из вариантов дальнейшего развития взаимоотношений государства и самозанятого населения в этой сфере может служить отказ от обязательного пенсионного страхования данной категории плательщиков страховых взносов с переходом на добровольные принципы формирования пенсионных накоплений, что позволит существенно снизить критику в адрес Правительства РФ, поскольку предприниматели сами будут определять для себя "посильную" для личного бюджета сумму страховых взносов. Реализация данного положения на практике позволит сэкономить значительные средства федерального бюджета, направляемые на принудительное взыскание задолженности с индивидуальных предпринимателей органами ПФР*(8);
8) сокращения объемов задолженности по страховым взносам за счет расширения прав территориальных органов ПФР в вопросах взыскания задолженности по страховым взносам. Одним из резервов сокращения дефицита бюджета ПФР и увеличения объемов поступающих страховых взносов является работа с задолженностью. Размер задолженности по страховым взносам юридических лиц, зарегистрированных в регионе, на 01.01.2013 (с учетом задолженности, образовавшейся до 2010 г.) составил 2,6 млрд. руб. Мобилизация указанной суммы в бюджет ПФР позволила бы на 6,3% увеличить обеспеченность региона по выплате страховой части трудовой пенсии.
Данный аспект нельзя рассматривать как увеличение нагрузки на предприятия, в то же время полнота уплаты обеспечивает возможность формирования пенсионного капитала в полном объеме. И лишь создание условий всеобщей нетерпимости к должникам, воздействие на них посредством финансовых и административно-силовых запретов и ограничений со стороны других хозяйствующих субъектов и государства (например, законодательный запрет на участие в закупках для государственных нужд, отказ в предоставлении льготных кредитов и субсидий (дотаций), исключение из списков награждаемых и т.д.) позволят достичь желаемых результатов.
Сокращение расходов возможно за счет полного перевода пенсионной системы РФ на страховые принципы, введения страховой формулы расчета размера пенсии, исключения фиксированного базового размера (ФБР) страховой части трудовой пенсии у работающих пенсионеров (в Удмуртской Республике это свыше 132 тыс. человек, по Российской Федерации - почти 10 млн. человек) либо отказа от выплат пенсионного характера при превышении определенного размера совокупного дохода гражданина, устанавливаемого дифференцированно для каждого субъекта Российской Федерации расчетным путем, исходя из стоимости потребительской корзины, прожиточного минимума и средней заработной платы в "производящих" отраслях экономики (либо средней заработной платы по региону). На практике это позволило бы сэкономить расходную часть бюджета регионального ОПФР по Удмуртской Республике как минимум на 5 млрд. руб., направляемых на выплату базовой части трудовой пенсии (при этом коэффициент обеспеченности вырос бы еще на 8,5%).
В утвержденной Стратегии Правительством РФ сделан первый шаг, предполагающий сокращение нагрузки на предприятия промышленного сектора экономики за счет уменьшения отчислений по страховым взносам, но для этого необходимо провести аттестацию рабочих мест, поскольку требования к условиям труда по некоторым видам работ не пересматривались, как уже отмечалось ранее, значительное время.
Рассмотрев подробно первый элемент, который характеризует эффективность тарифа страховых взносов и предусматривает сбалансированность бюджета ПФР, средства из которого направляются на прямое финансирование пенсионных выплат (в целях сокращения нагрузки на федеральный бюджет и попытки восстановления существовавшей еще 5-7 лет назад полной самообеспеченности существующей пенсионной модели), нельзя упускать из виду и остальные, заявленные нами обязательные критерии эффективности, которые не в меньшей степени (а в иных ситуациях и даже в большей степени, нежели первый) будут определять его (тариф) эффективность и жизнеспособность в будущем.
И здесь одним из ключевых исследований специалистов по актуарным расчетам должно явиться точное определение размера тарифной ставки, который бы способствовал как устойчивому экономическому развитию предприятий, так и соблюдал конституционные права граждан - застрахованных лиц (в настоящем - пенсионеров, в будущем - ныне работающих граждан) на достойный размер выплат пенсионного характера при наступлении страхового случая - выхода на заслуженную пенсию.
На первый взгляд это две противоположности, поскольку, следуя основам логики, по мнению автора, чем больше размер отчислений, тем больше будет размер сформированного гражданином пенсионного капитала, но при этом возрастает и налоговая нагрузка на предприятие, а следовательно, сужается круг инструментов, обеспечивающих его стабильное развитие. И наоборот, маленький размер тарифа позволяет организациям осуществлять объемы платежей в меньших размерах, появляются дополнительные финансовые средства на развитие, но размер пенсионного капитала сформируется в меньших объемах, и, как следствие, гражданина в будущем ожидает мизерная пенсия.
Практическое решение данной ситуации должно заключаться в том, чтобы с помощью актуарных расчетов найти оптимальный (он же будет и эффективным) размер тарифа по страховым взносам, который бы, с одной стороны, стимулировал застрахованных лиц (граждан) принимать активное участие в формирование достойного размера пенсионного капитала, а с другой, не являлся бы угнетающим фактором в поступательном развитии предприятия. Возвращаясь к рис. 2, понимаем, что данный размер будет находиться где-то посредине графика в диапазоне от 18 до 24%.
Косвенно подтверждают это предположение и следующие цифры. Так, на фоне принятого в конце 2011 г. решения Правительства РФ о снижении тарифа страховых взносов для предприятий с 26 до 22% (т.е. на 18 пунктов) объем собранных ОПФР страховых взносов не только не сократился по отношению к аналогичному периоду прошлого года, но и, наоборот, увеличился на 3%, при этом, по данным Министерства экономики Удмуртской Республики, размер заработной платы за 2012 г. вырос на 16,6% [6], а это, в свою очередь, один из показателей, характеризующих финансовое положение предприятий республики. Стоит отметить, что на протяжении последних лет сохраняется положительная тенденция как по приросту индекса промышленного производства в регионе, так и по объему отгруженных товаров предприятиями этого сектора экономики (динамика за последние 5 лет представлена на рис. 4).
Понимая, что нельзя взваливать все расходы на плечи работодателя, государством разработаны и успешно внедряются стимулирующие граждан элементы личной заинтересованности в формировании достойного размера будущей пенсии. В настоящее время к одному из таких элементов формирования достойного размера пенсионного капитала граждан можно отнести государственную программу по софинансированию пенсий*(9). Организациям в рамках данной программы предоставлено право выступать третьей стороной, уплачивая дополнительные страховые взносы за своих работников, предоставляя тем самым последним одну из дополнительных мер социальной поддержки, а сумму уплаченных страховых взносов в пределах установленного лимита на законных основаниях включать в расходы для целей налогообложения прибыли.
В заключение необходимо отметить, что эффективность практической реализации рассматриваемых предложений только на примере плательщиков страховых взносов Удмуртской Республики позволила бы дополнительно сформировать базу и направить в бюджет ПФР страховых взносов на сумму более 11,2 млрд. руб., сократив при этом объем выплат по страховой части на 5 млрд. руб., что позволило бы проценту обеспеченности по выплатам страховой части в субъекте преодолеть уровень в 85,8%, а в масштабах России - свести дефицит бюджета ПФР практически к нулю.
При этом, прежде чем приступить к практической реализации отмеченных предложений, необходимо провести подробный анализ ожидаемых результатов (экономического эффекта в первую очередь) как по каждому из них в отдельности, так и в сочетании друг с другом. В частности, нельзя упускать из вида экономические и социальные последствия (особенно в части изменения размера тарифа по уплате страховых взносов).
Необходима количественная оценка результатов: в силу того, что любая мера требует некоторых затрат, как прямых (непосредственно ПФР), так и косвенных (благосостояние некоторых категорий населения, перспективы развития предприятий), нужна адекватная оценка "стоимости" полученного результата.
Несомненно, в условиях реформирования существующей пенсионной модели определение экономически обоснованного тарифа страховых взносов требует незамедлительного решения, поскольку и существующий дефицит бюджета ПФР, и фискальная нагрузка на предприятия ставят под угрозу устойчивое развитие всей экономики в целом.
Для стабилизации ситуации необходимо следующее:
- продолжить модернизацию существующей тарифно-бюджетной политики в области обязательного пенсионного обеспечения. Предложив установление единого для всех категорий страхователей тарифа страховых взносов, разработчикам Стратегии необходимо определить его оптимальный размер, который бы позволил нивелировать дефицит бюджета ПФР и создать приемлемую для предприятий нагрузку по социальному налогообложению, обеспечив тем самым достойные объемы обязательных платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- ужесточить ответственность за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, непредставление (представление недостоверной) отчетности работодателями в ПФР, поскольку это оказывает прямое влияние на своевременное формирование пенсионных прав граждан в полном объеме;
- сформировать в регионах благоприятный инвестиционный климат и условия для вновь созданных предприятий на период их становления за счет установления преференций малым и средним предприятиям (предоставить право в первые три года работы засчитывать годовые убытки в счет налоговых обязательств, квотировать участие в государственных закупках, стимулировать рост производительности труда и участие в научно-исследовательской деятельности, предоставляя существенные фискальные вычеты по расходам на НИОКР и т.д.).
Список литературы
1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. / Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала. М.: Политиздат. 1983.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
4. Об утверждении отчета об исполнении в 2011 г. программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 гг.: Закон Удмуртской Республики от 14.06.2012 N 30-РЗ.
5. Основные направления бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Минфина России по состоянию на 18.03.2013. Режим свободного доступа. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/ONNP_2013-2015.p df.
6. Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за январь-декабрь 2012 г. // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Министерства экономики Удмуртской Республики по состоянию на 18.03.2013. Режим свободного доступа. URL: http://economy.udmurt.ru/prioriteti/ser/monitoring/monitoring12_2012.pdf.
7. Соколов М.М. Критический взгляд на кривую Артура Лаффера // Все о налогах. 2008. N 12.
С.А. Блохин,
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела,
Московский социально-экономический институт
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, 16, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Изменение процента обеспеченности выплат по страховой части трудовой пенсии вызвано как демографическими факторами, так и макроэкономическими. Так, в 2010 г. была снижена базовая ставка страховых взносов до 20% (с 28% существовавшей при едином социальном налоге (ЕСН)). В 2011 г. тариф страховых взносов был увеличен с 20 до 26%, а в 2012 г. снижен с 26 до 22%.
*(2) А. Лаффер применил графическое отображение зависимости (названное в дальнейшем кривой Лаффера) между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Так, он считал, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, поскольку высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение же налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет.
*(3) По данным Отделения ПФР по Удмуртской Республике:
- на 01.10.2012 получателями пенсии по старости являются 345 929 чел.;
- размер ежемесячного отчисления с одного работающего в бюджет ПФР по Удмуртской Республике составляет 2 881 руб. 76 коп. (18 011,03 руб. х 16% - направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии).
*(4) По данным Отделения ПФР по Удмуртской Республике, полученным по итогам приемной кампании по представлению отчетов о начисленных и уплаченных страховых взносах организациями с выплат в пользу своих работников в 2011 г.
*(5) Прибавочная стоимость, по К. Марксу, создается исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения и определяется как разница между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществленного труда - сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Прибавочная стоимость существует при любом производстве и служит источником налогов и накопления [5, с. 208].
*(6) Дефицит бюджета ПФР в 2011 г. составил 875,9 млрд. руб., в 2012 г. - 1 033,1 млрд. руб., в 2013 г. ожидаемый объем трансфертных платежей из федерального бюджета составит 1 192,7 млрд. руб.
*(7) 2 533,5 млрд. руб. (фонд оплаты труда силовиков) х 22% (тариф страховых взносов в бюджет ПФР).
*(8) По данным ОПФР по Удмуртской Республике, только за 2012 г. на мероприятия, связанные с обеспечением взыскания сумм задолженности с индивидуальных предпринимателей (а таковых оказалось свыше 28 тыс. чел.), из бюджета было израсходовано (с учетом трудовых и материальных затрат без учета затрат, понесенных службой судебных приставов и других ведомств) 17,67 млн. руб.
*(9) По данным ОПФР по Удмуртской Республике, по состоянию на 01.01.2013 в программе софинансирования пенсий в Удмуртской Республике написали заявления и вступили в данную программу 214 091 человек (14,1% от общего количества проживающих в Удмуртии, или почти 24% от экономически активного населения республики), по Российской Федерации 10 273 161 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).