Налоговые проверки: разъяснение скользких моментов
Статья посвящена наиболее скользким вопросам, которые довольно часто возникают при проведении налоговых проверок. Особенно если речь идёт о физических лицах, которые уже или ещё не являются предпринимателями.
Выемка из жилого помещения. Возможно или нет?
Довольно часто возникает необходимость произвести выемку документов, которые находятся не в офисе или производственном помещении, а в квартире. Очевидно, что при таких условиях налогоплательщик, как правило, добровольно отказывается выдать требуемое. Что говорит об этом закон?
Статья 89 НК РФ даёт налоговым органам полномочия проводить проверку физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В то же время, если речь идёт о жилье, встаёт вопрос о конституционном праве на его неприкосновенность. Таким образом, сотрудники налоговых органов не вправе находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц (ст. 25 Конституции РФ). Также налоговики не вправе:
- осматривать жилое помещение проверяемого физического лица, а также другое имущество проверяемого физического лица, находящееся в жилых помещениях (ст. 92 НК РФ);
- производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если эти документы не были представлены в установленный срок (ст. 93, 94 НК РФ).
В то же время независимо от согласия или несогласия проверяемого физического лица налоговики вправе:
- провести налоговую проверку по месту нахождения налогового органа (п. 5 ст. 91 НК РФ);
- запросить у физического лица документы, необходимые для проверки;
- осматривать имущество физического лица, которое расположено в его нежилых помещениях;
- производить выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ), привлечь специалистов и экспертов (ст.ст. 95, 96 НК РФ);
- истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).
Если же физическое лицо препятствует проведению проверки, то налоговые органы вправе определять суммы налогов расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:
- отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов;
- отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения;
- ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Справедливости ради надо отметить, что расчётным путём определяются не только доходы, но и налоговые вычеты. Налоговые вычеты налоговики также должны определить расчётным методом, применив профессиональный налоговый вычет в 20% от общей суммы доходов (абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ).
Выемка после окончания выездной налоговой проверки
Как известно, выемка подлинников документов может производиться на основании мотивированного постановления, если (п. 14 ст. 89, п. 1 и 8 ст. 94 НК РФ):
- для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;
- у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Выемка документов производится в рамках выездной проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ), однако в НК РФ не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.
ВАС России в постановлении от 10.04.12 N 16282/11 указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если:
- налогоплательщик представляет документы по требованию налогового органа с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведённой выездной налоговой проверки и
- при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального подтверждения.
Обеспечительные меры. Если имущество в залоге
Каким образом решается вопрос о применении обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ), если имущество находится в залоге?
После вынесения решения:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - руководитель или его заместитель вправе принять обеспечительные меры, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня:
- исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или
- исполнения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или
- отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
В числе обеспечительных мер закон называет:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 НК РФ).
Поскольку НК РФ не устанавливает исключений из состава имущества, в отношении которого могут быть применены запрет на отчуждение или залог, то применение обеспечительных мер в отношении заложенного имущества закону не противоречит.
Кроме того, налоговый орган не вправе частично отменять решение об обеспечительных мерах.
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, до дня его отмены вышестоящим органом или судом.
Налогоплательщик умер, не дождавшись конца проверки
Проверяемое лицо - единственный руководитель и учредитель организации - скончалось в процессе выездной налоговой проверки. Каким образом оформляются результаты налоговой проверки?
Действительно, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица или по объявлении его умершим (подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ). Таким образом, со дня смерти налогоплательщика - физического лица выездная налоговая проверка в отношении него должна быть прекращена, равно как действия по составлению акта проверки и рассмотрению материалов налоговой проверки. Завершение упомянутых мероприятий оформляется докладной запиской на имя начальника (заместителя) ИФНС.
Если же скончался единственный учредитель и руководитель организации, то налоговые органы связываются с нотариусом соответствующего нотариального участка в целях:
- уточнения вопросов наследования доли в уставном капитале общества;
- инициирования доверительного управления наследственным имуществом.
В таком случае акт налоговой проверки вручается доверительному управляющему, который также вправе представлять налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Если же наследники не объявятся и, как следствие, имущество общества переходит в доход государства, то контрольные мероприятия заканчиваются оформлением докладной записки на имя начальника (заместителя), к которой прилагается:
- документ, подтверждающий факт смерти или объявления умершим учредителя (руководителя) организации;
- документ, подтверждающий право государства на наследство, выдаваемый нотариусом.
Неявка на рассмотрение материалов налоговой проверки
НК РФ устанавливает конкретный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения (ст. 100, 101 НК РФ) - 10 дней. Этот срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.
Нарушение указанных сроков не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Безусловным основанием для отмены решения является нарушение существенных условий процедуры, а именно:
- необеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- необеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
Таким образом, перенос рассмотрения материалов проверки призван дать налогоплательщику возможность ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе. Если же налогоплательщик, извещённый надлежащим образом, не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, то решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Факт уклонения налогоплательщика от получения акта и уведомлений должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа. Также должен быть составлен протокол об административном правонарушении, о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонении от таких проверок (ст. 19.4.1 КоАП РФ).
Правонарушения не выявлено
Как оформляется акт выездной налоговой проверки при отсутствии правонарушения? Что должно быть указано во вводной части акта выездной налоговой проверки?
Вводная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать сведения о мероприятиях налогового контроля, проведённых при осуществлении налоговой проверки, что следует из анализа положений Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. приказом ФНС России от 25.12.06 N САЭ-3-06/892) (подп. 1 п. 6 разд. I требований).
При этом указываются только те мероприятия налогового контроля, которые подтверждают налоговое правонарушение.
Как выглядит выписка из паспорта
Что именно должны содержать выписки из документов, которые содержат сведения, не подлежащие разглашению? Например, паспорт.
К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, которые содержат не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Налоговым органам при формировании выписок необходимо учитывать ограничения по разглашению сведений, относящихся к категории ограниченного доступа, установленные законом, в частности:
- налоговую тайну. Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;
- персональные данные, т.е. любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (Федеральный закон от 27.07.06 N 152-ФЗ "О персональных данных");
- коммерческую тайну, т.е. режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (Федеральный закон от 29.07.04 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");
- государственную тайну - сведения, определённые в статье 5 Закона РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне".
Таким образом, выписка из паспорта содержит:
- наименование документа ("Паспорт");
- фамилию, имя, отчество физического лица;
- образец подписи.
Все остальные сведения составляют информацию, не подлежащую разглашению.
М. Полубояринова,
эксперт ООО "Ваш надёжный партнёр"
"Практический бухгалтерский учет", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455