Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. N 16282/11 Суд удовлетворил требование о признании недействительным решения инспекции о доначислении налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поскольку инспекция должна была определить размер налогов, исходя из особенностей деятельности проверяемого налогоплательщика и сведений, полученных как из документов, находящихся в ее распоряжении, так и путем сопоставления этих сведений с информацией о деятельности аналогичных налогоплательщиков

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

По итогам проверки индивидуальному предпринимателю (ИП) доначислили налоги. Поскольку копии первичных документов, подтверждающих факт и размер понесенных расходов, были представлены ИП после составления справки по результатам проверки и, по мнению инспекции, плохо читались, они не были учтены при расчете доначисленных налогов.

Президиум ВАС РФ пришел к следующим выводам.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие перечислению в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках. Это касается случаев, когда плательщик отказывается допустить налоговиков к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов обложения. В течение более 2 месяцев подряд налоговому органу не представлялись документы, необходимые для расчета налогов. Учет доходов и расходов, объектов обложения отсутствует или ведется с нарушением, что привело к невозможности исчислить налоги.

Инспекция расценила первичные документы, представленные ИП, в качестве недопустимых доказательств, а также не воспользовалась своим правом изъять их подлинники после завершения проверки, в то время как была обязана определить реальный размер налогового обязательства. Для этого и предусмотрен пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Реализуя названную норму, инспекция должна была определить размер налогов исходя из особенностей деятельности проверяемого ИП и сведений, полученных как из документов, находящихся в ее распоряжении, так и путем сопоставления этих данных с информацией о деятельности аналогичных плательщиков. Неприменение упомянутых положений налогового законодательства повлекло необоснованное исчисление налогов в сумме, не соответствующей размеру фактических обязательств ИП.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. N 16282/11


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 7


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 07.06.2012