Переоформление лицензии по разным основаниям: как платить государственную пошлину?
Комментарий к письму Минфина России от 17.05.13 N 03-05-04-03/17423 "Об уплате государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с переоформлением лицензии".
Уплата государственной пошлины. Казалось бы, ну что тут сложного? В статье 333.33 НК РФ указаны перечни юридических действий и размеры госпошлин, выбирай и плати.
А вот и нет. Кажущаяся простота положений главы 25.3 НК РФ при практическом применении вызывает у плательщиков госпошлины немало вопросов. Не является исключением и статья 333.33 НК РФ, которой регулируются размеры госпошлины за государственную регистрацию и совершение прочих юридически значимых действий. Как из нескольких вариантов уплаты госпошлины за переоформление лицензии выбрать правильный? Свою точку зрения на этот счёт озвучил Минфин России в комментируемом письме от 17.05.13 N 03-05-04-03/17423.
Можно так, а можно и эдак...
Организации, обратившейся с запросом к финансистам, нужно было уплатить госпошлину в связи с переоформлением лицензии.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
Заглянув в подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, организация увидела, что уплата госпошлины предусмотрена за следующие действия:
предоставление лицензии - 6000 руб.;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, - 2600 руб.;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в других случаях - 600 руб.;
предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности - 600 руб.;
предоставление дубликата лицензии - 600 руб.;
продление срока действия лицензии - 600 руб.
У организации-лицензиата на момент подачи заявления о переоформлении лицензии имелись сразу три основания для переоформления лицензии:
изменение наименования юридического лица;
изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
изменение перечня работ и услуг в составе лицензируемого вида деятельности.
Возникло три версии, как правильно уплатить государственную пошлину в этом случае.
Версия первая. Уплачивается одна госпошлина в размере 2600 руб. за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах.
Версия вторая. Уплачиваются две госпошлины:
600 руб. - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в других случаях;
2600 руб. - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах.
Версия третья. Уплачиваются три госпошлины:
600 руб. - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в других случаях;
2600 руб. - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
2600 руб. - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу в связи с внесением дополнений о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах.
Какой из вариантов правильный? Проблема в том, что этот вопрос в НК РФ практически не освещён. Поэтому можно использовать любую из трёх версий и найти доказательства в её пользу. Но организации не хотелось переплачивать деньги, и за подсказкой в решении этой задачи она обратилась в Минфин России.
Ответ Минфина
Разъяснения составителей письма свелись к следующему. Если у лицензиата на момент подачи заявления о переоформлении лицензии имеется несколько оснований для её переоформления, государственную пошлину следует уплачивать как за одно юридически значимое действие.
При этом если в заявлении о переоформлении лицензии указаны основания, за которые предусматривается уплата государственной пошлины в соответствии с абзацами 3 и 4 подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то, как считают финансисты, государственная пошлина должна уплачиваться исходя из максимально возможного размера.
Как говорится, и вашим, и нашим. Но так как других вариантов у нас всё равно нет, стоит прислушаться к мнению Минфина России.
Пример
У лицензиата на момент подачи заявления о переоформлении лицензии имеются сразу три основания для переоформления лицензии:
изменение наименования юридического лица;
изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
изменение перечня работ и услуг в составе лицензируемого вида деятельности.
Налогоплательщик должен уплатить одну госпошлину из максимально возможного размера - 2600 руб.
Лицензия необходима для ведения основной деятельности, поэтому налогоплательщику следует учесть её на счёте 26 "Общехозяйственные расходы".
В бухгалтерском учёте этот факт хозяйственной жизни отразится проводками:
Дебет 26 Кредит 68 субсчёт "Расчёты с бюджетом по уплате госпошлины"
- 2600 руб. - начислена госпошлина;
Дебет 68 субсчёт "Расчёты с бюджетом по уплате госпошлины" Кредит 51
- 2600 руб. - уплачена госпошлина.
От редакции. Немного дополним ответ автора.
Среди специалистов по учёту порой возникают дискуссии относительно того, на каком счёте следует отражать операции, связанные с госпошлиной, в бухгалтерском учёте. Иногда высказываются мнения, что это нужно делать на счёте 76 "Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами". Автор отразил сумму уплаченной с банковского счёта госпошлины на счёте 68, и с предложенным вариантом мы согласны. Дело в том, что государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом (судом, нотариусом, миграционной службой, налоговой инспекцией и другим уполномоченным учреждением) юридически значимых действий (рассмотрение заявлений, регистрация актов, удостоверение документов и др.).
Согласно инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) информацию о расчётах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации следует обобщать на счёте 68 "Расчёты по налогам и сборам". Для отслеживания информации конкретно о госпошлине к этому счёту рекомендуется открывать субсчёт "Расчёты с бюджетом по уплате государственной пошлины".
Что же касается счёта 76, то в той же инструкции сказано, что он предназначен для обобщения информации о расчётах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75.
Итак, очевидно, что правильно отражать госпошлину на счёте 68.
А теперь представим себе ситуацию, что для уплаты госпошлины организация выдала деньги своему представителю- гражданину, и он по квитанции расплатился с лицензирующим органом наличными деньгами. Такой способ уплаты не противоречит НК РФ (п. 3 ст 333.18 НК РФ). В нём сказано, что факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платёжным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчёты в электронной форме, о его исполнении.
Факт же уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Вроде бы всё так, но в указанных положениях речь идёт о плательщике госпошлины. Мы же предположили, что госпошлину уплачивает представитель плательщика Законен ли такой платёж?
НК РФ не запрещает организациям уплачивать налоги через законного или уполномоченного представителя.
Статья 26 НК РФ (п. 1 ст. 26) предоставляет налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту право выбирать - участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителя. При этом личное участие не исключает возможности привлечения представителя, равно как и участие представителя не может служить препятствием для личного участия перечисленных лиц в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не возражает против уплаты госпошлины через представителя и Минфин России (письмо от 23.05.11 N 03-05-04-03/32).
В этом случае уплата госпошлины представителем отражается по дебету счёта 68 субсчёт "Расчёты с бюджетом по государственной пошлине" и кредиту счёта 76.
Выдача наличных представителю и уплата им госпошлины в бухгалтерском учёте плательщика отражаются следующими записями:
- выданы деньги под отчёт представителю на уплату госпошлины;
Дебет 68 субсчёт "Расчёты с бюджетом по уплате госпошлины" Кредит 76
- отражена уплата госпошлины через представителя;
- отражено погашение задолженности подотчётным лицом - представителем по уплате госпошлины;
Дебет 26 Кредит 68 "Расчёты с бюджетом по уплате госпошлины"
- отнесена на расходы сумма уплаченной госпошлины за переоформление лицензии для основного вида деятельности.
Учесть расходы по уплате госпошлины (при методе начисления) в разрезе рассматриваемой ситуации можно на дату обращения за совершением юридически значимых: действий, т.е. одновременно с подачей заявления (п. 18 ПБУ 10/99).
В целях налогообложения прибыли (при методе начисления) уплаченную госпошлину за переоформление лицензии можно признать единовременно в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, подп. 1 п. 7 ст. 272 и подп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ) (письмо Минфина России от 15.10.08 N 03-03-05/132).
П. Яковенко,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru