Налоговые перспективы
Из результатов опросов, проводимых отделом маркетинга нашей компании, ясно, что читателей часто интересуют законодательные инициативы в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. В связи с этим прокомментируем документ, который разрабатывается Минфином ежегодно и в котором задается вектор налоговых начинаний на ближайшее будущее. Итак, 6 июня на официальном сайте финансового органа были размещены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Этот документ не имеет статус нормативного. Цель его подготовки - составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Названный документ представляет собой также базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах. Он размещен в сети Интернет для широкого ознакомления, повышает прозрачность и предсказуемость налоговых инициатив законодателей, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения, а также для экономических агентов, определяющих свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере.
Подведение итогов
Традиционно в первой части документа подводятся итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде. В частности, в 2012 году был внесен ряд изменений в правила исчисления и уплаты НДФЛ (расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения этим налогом; в целях повышения защиты интересов потребителей туристических услуг предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ доходов в натуральной форме в виде оплаты услуг, оказываемых туристам при предоставлении им экстренной помощи, и др.).
С 2013 года уточнен порядок восстановления в доходах суммы амортизационной премии. С текущего года суммы амортизационной премии подлежат восстановлению только в случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. При этом расходы в виде указанных капитальных вложений учитываются при определении остаточной стоимости основных средств, включаемой в состав расходов при их реализации. Таким образом, налоговые последствия у названных налогоплательщиков будут возникать только при реализации основных средств с убытком*(1).
В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения нагрузки на налогоплательщиков внесены изменения в перечень объектов обложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объекта налогообложения движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
Внесены поправки в ст. 259 НК РФ, устанавливающую порядок начисления амортизации. В частности, амортизация по ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, теперь начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
С 1 января 2013 года начала действовать ПСНО для индивидуальных предпринимателей, которая в виде гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ выделена в самостоятельный специальный налоговый режим.
В 2012 году вступил в силу разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" НК РФ.
Также поправки были внесены в порядок налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок; порядок налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке и др.
Налоговые инициативы
Во второй части документа раскрываются меры в области налоговой политики, которые планируется реализовать в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов.
Так, в части мер налогового стимулирования предполагается внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
Так, в части мер налогового стимулирования предполагается внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
- совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;
- упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским;
- создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;
- совершенствование налогообложения торговой деятельности;
- налогообложение добычи природных ресурсов;
- страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц;
- совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
- акцизное налогообложение;
- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
- совершенствование налогового администрирования.
Расскажем о некоторых инициативах подробнее.
Намечается переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилья в отношении только одного приобретаемого объекта имущества. Сейчас при применении этого вычета его общий размер зачастую по различным причинам не может быть использован полностью. В будущем предполагается перейти к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах) в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета (2 млн. руб.). Физические лица в случае принятия этого предложения получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
В целях сближения бухгалтерского и налогового учета по отдельным операциям Минфином в 2013 году планируется подготовка проекта федерального закона, предусматривающего, в частности:
- уточнение методов списания в расходы стоимости МПЗ в целях налогообложения прибыли организаций. Напомним, что п. 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"*(2) предусмотрено три способа отпуска МПЗ в производство (иное выбытие): по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). В налоговом учете таких способов 4:
- к названным выше прибавлен метод оценки МПЗ по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики (в настоящее время амортизируемым имуществом в целях налогообложения признается имущество первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. В то время как в отношении бухгалтерского учета организация вправе принять решение об учете малоценного имущества, отвечающего определенным условиям, в качестве ОС и, соответственно, погашать его стоимость путем начисления амортизации);
- принятия к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества. Аналогичная норма существует и в бухгалтерском учете (п. 10 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(3), п. 9 ПБУ 5/01). В то же время в соответствии с налоговым законодательством при получении имущества безвозмездно доходы оцениваются исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже рассчитываемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу. При этом информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки);
- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования (в настоящее время п. 2 ст. 279 НК РФ предусмотрен специальный порядок учета названного убытка: 50% от суммы убытка подлежит включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования, оставшиеся 50% - по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования);
- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
Безусловно, важной инициативой для организаций торговли является совершенствование налогообложения торговой деятельности. В частности, предполагается предусмотреть в Налоговом кодексе условия, при соблюдении которых организации розничной торговли, работающие по типу самообслуживания, смогут учесть материальные потери, связанные с хищением товаров из торговых залов, в целях налогообложения прибыли. Что это за условия?
Во-первых, налогоплательщик должен организовать систему учета контроля за использованием МПЗ, соответствие которой установленным требованиям должна подтвердить аудиторская организация. Во-вторых, акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.
Потери (недостачи) планируется учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации (правительством дополнительно будет утвержден перечень товаров, которые могут учитываться в целях налогообложения данным способом).
В ближайшей перспективе будет проводиться индексация ставок акцизов. Предполагается, что индексация коснется алкогольной продукции, в частности, размер акциза на произведенную с использованием этилового спирта продукцию увеличится на 10% по отношению к уровню 2015 года, на остальные виды алкогольной продукции - в размере прогнозируемого уровня инфляции. В отношении табачной продукции планируется поэтапное повышение акциза такими темпами, чтобы обеспечить в РФ средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество для физических лиц и организаций. В качестве налоговой базы для исчисления такого налога будет применяться кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Предполагается, что физическим лицам будет предоставляться налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м от объекта налогообложения.
С целью привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщиков, в том числе посредством использования схем с участием фирм-"однодневок", планируется предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписок по операциям на счетах, по вкладам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Кроме перечисленного выше, в документе указывается, что в законодательной регламентации нуждаются некоторые практические вопросы, в том числе:
- увеличение до одного месяца срока для подготовки лицам, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок;
- установление единого порядка вычетов по НДС, в том числе по экспортным операциям (напомним, что в настоящее время при экспорте товаров такой вычет производится только после документального подтверждения поставки товаров в таможенной процедуре экспорта);
- установление местом реализации телекоммуникационных услуг (в частности, по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений) в целях приведения в соответствие с международной практикой порядка применения НДС места осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как это зафиксировано в настоящее время;
- установление в Налоговом кодексе срока уплаты транспортного, земельного налога, налога на имущество для физических лиц (в настоящее время указанные сроки определяются субъектами РФ).
В третьей части документа анализируется уровень налоговой нагрузки в российской экономике. Имеющиеся данные сопоставляются с аналогичными показателями зарубежных стран.
С.А. Чернов,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью А.О. Егоровой "В каких случаях необходимо восстанавливать амортизационную премию?".
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"