Срок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Заканчивая цикл статей о рекламе, рассмотрим вопрос о том, в течение какого периода организация может быть привлечена к ответственности за несоблюдение рекламного законодательства. На примере нарушения правил размещения рекламы посредством СМИ определимся, с какого момента начинает исчисляться срок исковой давности, а также сформулируем понятие длящегося правонарушения.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"). Основной перечень требований к рекламе в СМИ приведен в ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), среди которых выделяются добросовестность и достоверность рекламы (п. 1, 2 и 3 данной статьи).
Согласно п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе (небольшое исключение указано в п. 2, 3, 4 этой статьи) влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о рекламе ограничен одним годом (ст. 4.5 КоАП РФ). При этом момент начала течения данного срока зависит от того, признается правонарушение длящимся или нет. Срок исковой давности начинает исчисляться:
- со дня совершения административного правонарушения, если нарушение не признается длящимся (п. 1);
- со дня обнаружения административного правонарушения, если нарушение признается длящимся (п. 2).
Примечание. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к ответственности (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Административное законодательство не определяет критерии отнесения нарушения к длящимся, поэтому для правильной квалификации нарушения каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Это позволит организации понять, может ли она быть привлечена к ответственности, имеет ли смысл отстаивать свою правоту в суде и каковы шансы на успех.
Отдельные разъяснения по данному вопросу приведены в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5*(1): длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Но такое толкование порождает и дополнительные вопросы, например: что именно следует понимать под длительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением предусмотренных законом обязанностей, по окончании какого срока невыполнение обязанностей переходит в разряд длительного непрекращающегося невыполнения (по истечении трех дней, недели, двух недель, месяца)?
Отдельные комментарии по данному вопросу дают судебные инстанции и антимонопольный орган. Анализ их разъяснений позволяет синтезировать выводы, которыми могут воспользоваться торговые организации.
Нарушение не носит длящийся характер
Если реклама размещена в одном ежемесячном номере журнала или одном-двух номерах ежедневных газет, выпусков теле- или радиопередач, то выявленное нарушение законодательства о рекламе, как правило, не носит длящегося характера. Например, Московский городской суд в Постановлении от 13.12.2012 N 4а-2657/12 рассмотрел случай незаконного использования чужого товарного знака путем опубликования в журнале рекламно-информационных материалов, содержавших изображение товарного знака. Суд посчитал, что нарушение не может быть отнесено к категории длящихся, поскольку оно не связано с длительным непрекращающимся действием. Аналогичное мнение высказал ФАС ВСО в Постановлении от 09.06.2010 N А19-55/10, указав на необходимость учитывать одномоментность размещения рекламы в конкретном номере журнала.
Начало течения срока исковой давности. Согласно п. 1 ст. 4.8 КоАП РФ течение срока исковой давности, ограниченного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено начало срока. При этом под событием понимается дата совершения правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 также подтверждается, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам, то есть со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. А в пункте 5 Постановления N 58*(2) говорится: если спорная реклама размещена в СМИ, выпущенном тиражом, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого СМИ.
Отметим, что и до появления данных выводов высшей судебной инстанции арбитры придерживались более-менее аналогичного подхода. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 09.06.2010 N А19-55/10 указал, что дата совершения правонарушения, связанного с размещением рекламы в журнале, приходится на дату его выпуска*(3).
Арбитражный суд Республики Татарстан в Решении от 13.09.2010 N А65-10297/2010 пришел к выводу, что днем совершения правонарушения является день выхода рекламного журнала в свет (он совпадает с решением главного редактора журнала об утверждении выхода издания). А поскольку решение, которым утвержден выход издания за март 2009 года, было подписано главным редактором 25.02.2009, правонарушение будет считаться оконченным 25.02.2009.
При рассмотрении данного дела в кассационной инстанции ФАС ПО в Постановлении от 18.01.2011 N А65-10297/2010 высказал немного иную точку зрения, не поддержав антимонопольный орган и суд предыдущей инстанции: датой распространения журнала следует считать начало марта. Аргументы в пользу этого подхода следующие: поскольку журнал мартовский, решение главного редактора о дате выхода в свет журнала от 25.02.2009 указывало на то, что журнал подлежал выходу и распространению с 25.02.2009 по 03.03.2009. Кроме того, согласно данным официального сайта, представленным административным органом, в начале марта показатели графика продаж составили 40%, значит, факт распространения журнала имел место в первой неделе марта. Поскольку реклама публично доводится до сведения неопределенного круга лиц одномоментно, а журнал распространялся в первую неделю марта, на основании нормы ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ днем совершения правонарушения следует считать 03.03.2009.
Пример 1
Реклама продаваемых торговой организацией товаров, содержащая недостоверную информацию, прозвучала в радиопередаче 13.06.2013.
Срок исковой давности привлечения организации к ответственности начинает исчисляться с 14.06.2013.
Пример 2
Реклама организации, признанная недобросовестной, была напечатана в журнале N 6 за 2013 г., выпущенном 13.06.2013.
Срок исковой давности привлечения организации к ответственности начинает исчисляться с 14.06.2013.
Окончание течения срока исковой давности. Согласно п. 2 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Применение этой нормы проиллюстрировал Арбитражный суд Республики Татарстан в Решении от 13.09.2010 N А65-10297/2010, указав, что для случая, когда правонарушение считалось оконченным 25.02.2009, срок давности привлечения к административной ответственности закончился 25.02.2010.
Пример 3
Рекламный ролик организации, содержащий недостоверную информацию, был показан по телевидению 15.01.2013.
Антимонопольный орган вправе привлечь организацию к ответственности за данное нарушение по 15.01.2014 включительно.
Пример 4
Рекламный ролик организации, содержащий недостоверную информацию, был показан по телевидению 15.01, 20.01, 25.01.2013.
Срок исковой давности начал течь с 26.01.2013. Антимонопольный орган вправе привлечь организацию к ответственности за данное нарушение до 25.01.2014 включительно*(4).
Нарушение носит длящийся характер
Еще раз обозначим критерии признания нарушения длящимся: это должно быть административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Из определения следует, что размещение недостоверной (недобросовестной) рекламы в нескольких номерах ежемесячного издания, в различных выпусках радио- и телепередач в течение одного-двух месяцев и более признается длящимся нарушением законодательства о рекламе. Так, ФАС ВВО в Постановлении от 27.11.2009 N А79-1756/2009 отнес к длящимся правонарушениям распространение организацией недостоверной рекламы, размещенной в журнале (N 27, 34 от 07.07.2008 и 25.08.2008 соответственно), а также в газете (N 41 от 20.11.2008).
Нарушение законодательства о рекламе при распространении неопределенному кругу лиц рекламных буклетов и листовок в течение определенного промежутка времени также считается длящимся (в частности, в Постановлении ФАС ДВО от 12.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3363 длящимся нарушением признано распространение рекламных листовок о тарифных планах в период с 20.11.2006 по 31.01.2007).
Приведем еще несколько высказываний судов по рассматриваемому вопросу:
- характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N А26-233/2012). Отметим, что данный критерий может быть показателем длящегося нарушения, но его отсутствие не доказывает обратного;
- под длящимся правонарушением следует понимать правонарушение, совершаемое в течение более или менее продолжительного времени, которое характеризуется непрерывностью единого состава определенного деяния (Постановление ФАС ДВО от 23.03.2012 N Ф03-887/2012).
Начало течения срока исковой давности. Как указывалось выше, срок течения исковой давности при длящемся правонарушении начинает исчисляться со дня обнаружения этого правонарушения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Итак, если оно выявлено в период его совершения, действует общая норма. А как быть, если нарушение Закона о рекламе было завершено до момента его выявления антимонопольным органом? Законодательство об административных правонарушениях данный вопрос не комментирует.
В пункте 5 Постановления N 58 говорится, что в случае размещения спорной рекламы в СМИ сроки давности привлечения к административной ответственности исчисляются со дня последнего распространения рекламы в СМИ (хотя в данном высказывании прямо не упоминается о том, что речь идет о длящемся правонарушении, из контекста следует именно это). Подтверждает такую позицию Письмо МАП РФ от 18.10.2002 N СД/15395 "О разъяснении отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": длящееся правонарушение начинается с какого-либо действия или акта бездействия и заканчивается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению продолжения правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения. Итак, если нарушение законодательства о рекламе отнесено к длящемуся, дата начала течения срока зависит от того, когда антимонопольный орган выявил правонарушение: если оно вскрыто после его завершения, дата начала срока исковой давности должна определяться аналогично порядку, который применяется в случаях, когда нарушение имеет недлящийся характер, - со следующего дня после даты последнего распространения недобросовестной рекламы.
Пример 5
Антимонопольный орган в марте 2013 г. выявил, что рекламный ролик, который с 01.01.2013 по 23.02.2013 транслировался на телевидении, содержал недостоверную информацию.
По нашему мнению, срок исковой давности начнет течь с 24.02.2013.
Ситуация с началом исчисления срока исковой давности, если антимонопольный орган выявляет длящееся нарушение в периоде его совершения, тоже неоднозначна. Как уже отмечалось, в этом случае срок исковой давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Термин "день обнаружения административного правонарушения" в законодательстве не раскрыт. В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 уточняется, что под таковым понимается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Что считается выявлением факта совершения правонарушения антимонопольным органом? Для ответа на данный вопрос обратимся к п. 1 ст. 36 Закона о рекламе, в соответствии с которым антимонопольный орган уполномочен:
- возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе;
- принимать по результатам рассмотрения таких дел решения и выдавать соответствующие предписания.
Согласно Правилам рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе*(5), при наличии признаков нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела (п. 20). Все действия, совершаемые в ходе рассмотрения дела, фиксируются в протоколе его рассмотрения (п. 29). По результатам рассмотрения антимонопольный орган принимает решение (п. 37), при этом его резолютивная часть должна содержать, в частности, выводы о признании рекламы ненадлежащей со ссылкой на нарушенные нормы Закона о рекламе. Также решение может включать указание о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу территориального органа ФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Из взаимосвязи приведенных норм следует, что днем обнаружения совершения административного правонарушения необходимо признавать дату принятия антимонопольным органом решения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Данный вывод согласуется с позицией Пленума ВАС, отраженной в п. 5 Постановления от 08.10.2012 N 58: срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе. Напомним, что такое решение принимается по результатам рассмотрения дела.
Согласно п. 2 ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Следовательно, днем обнаружения административного правонарушения нельзя считать день, когда организация, физическое или иное лицо подало в антимонопольный орган заявление, касающееся недостоверной (недобросовестной) рекламы.
Пример 6
Рекламный ролик организации транслировался на телевидении с 01.01.2013 по 01.03.2013. Антимонопольным органом 15.02.2013 было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства.
В данном случае срок исковой давности исчисляется с 15.02.2013. Соответственно, организация может быть привлечена к ответственности по 14.02.2014 включительно.
Интересен единичный случай, когда ФАС ВВО в Постановлении от 27.11.2009 N А79-1756/2009 применил противоположный подход. Суд указал, что при распространении недостоверной рекламы в журналах и газетах срок давности начал течь со дня, следующего за днем, когда о нарушении законодательства о рекламе стало известно управлению ФАС (дата заявления депутата Чебоксарского городского собрания депутатов о соответствующем нарушении). Такой подход противоречит вышеприведенным положениям.
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
*(2) Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
*(3) Аналогичная позиция высказана в Постановлении Московского городского суда от 13.12.2012 N 4а-2657/12.
*(4) В случаях, когда ненадлежащая реклама размещена, например, в двух-трех телепередачах, выпущенных в течение недели, в двух-трех еженедельных номерах газет, могут возникнуть споры с классификацией нарушения (длящееся, недлящееся). Однозначная позиция по данному вопросу не выработана.
*(5) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"