Индивидуальный предприниматель оказывает услуги солярия. Коммерсант заключил договор с организацией, которая через Интернет реализует физическим лицам купоны на скидку на услуги предпринимателя. Физические лица покупают купоны на сайте, оплачивают полную их стоимость организации. После этого компания перечисляет ИП 50% стоимости купона, вторая часть остается организации в качестве агентского вознаграждения. Вправе ли предприниматель применять систему налогообложения в виде ЕНВД в данной ситуации?
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ одним из "вмененных" видов деятельности является оказание бытовых услуг, классифицированных в соответствии с ОКУН.
На основании статьи 346.27 НК РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов), предусмотренные ОКУН.
В соответствии с ОКУН к бытовым услугам относятся, в частности, услуги солярия (код 019339).
Заметим, что главой 26.3 НК РФ не уточняется, кто должен рассчитываться за оказываемые бытовые услуги: сам заказчик (физическое лицо) либо за него это может сделать кто-то другой. Таким образом, деятельность в сфере оказания бытовых услуг может быть переведена на уплату ЕНВД независимо от того, кем они оплачиваются: непосредственно потребителями (физическими лицами) или третьими лицами.
Примечание. ОКУН утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163.
Примечание. Правила бытового обслуживания населения утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1025.
Однако специалисты финансового ведомства придерживаются противоположной точки зрения. Так, по их мнению, между налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, и физическим лицом должен быть заключен договор бытового подряда.
Пунктом 1 статьи 730 ГК РФ установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
Помимо этого, Правилами бытового обслуживания населения в РФ предусмотрено, что оплата бытовых услуг осуществляется потребителем услуг, под которым понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, плательщиками единого налога признаются только те организации и предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.
Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 21.12.2010 N 03-11-06/3/168, от 13.05.2010 N 03-11-06/3/72 и от 21.05.2009 N 03-11-06/3/144.
Однако судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков.
Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 24.09.2010 N А14-19819/2009/713/28 арбитры указали, что если услуги были фактически оказаны физическим лицам, а оплачены юридическим лицом, то индивидуальный предприниматель вправе уплачивать единый налог на вмененный доход. Аналогичный вывод содержит постановление ФАС Центрального округа от 06.06.2008 N А62-4709/2007.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД. Однако в случае разногласий с налоговыми инспекторами нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.
1 июля 2013 г.
"Вмененка", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.