Конференция в Москве: практика применения нового порядка ведения бухучета в 2013 году
Ольга Александровна Антошина, канд. экон. наук, доцент, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, аудитор, налоговый консультант, сертифицированный бухгалтер-практик SIP/SIPa, действительный член ИПБ РФ, аттестованный преподаватель ИПБ РФ, автор профессиональных публикаций, рассмотрела наиболее важные практические аспекты бухгалтерского законодательства.
Ольга Александровна разъяснила сложности, с которыми чаще всего сталкиваются компании при определении объектов бухгалтерского учета, а также рассказала слушателям о нюансах построения системы внутреннего контроля в организации с целью формирования достоверной отчетности.
Бухгалтерский учет регулируется как на государственном уровне, так и на уровне самой компании
Лектор отметила, что в настоящее время регулирование бухгалтерского учета осуществляется на двух уровнях:
- государственное регулирование - Минфином России и ЦБ РФ (ст. 23 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете);
- негосударственное регулирование - институтом профессиональных бухгалтеров, бухгалтерскими методологическими центрами, некоммерческим фондом по международным стандартам бухгалтерской отчетности и др. (ст. 24 Закона о бухучете).
При этом в рамках регулирования бухгалтерского учета разрабатываются федеральные и отраслевые стандарты, а также стандарты экономического субъекта.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета. Разрабатываются саморегулируемыми организациями, впоследствии обсуждаются и утверждаются Минфином России. Ольга Александровна обратила внимание, что в настоящее время на официальном сайте финансового ведомства в разделе "Бухгалтерский учет и аудит / Проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов" в открытом доступе размещены проекты отдельных федеральных стандартов по бухгалтерскому учету.
Лектор напомнила, что компании, изучив эти материалы, могут внести свои предложения и возражения.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Лектор отметила, что при разработке отраслевых стандартов большое число бухгалтерских нюансов рассматривается методологическим центром при участии крупных компаний. В качестве примера Ольга Александровна указала на недавнее обсуждение порядка ведения учета в сфере электроэнергетики и лизинга.
Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта. Согласно статье 21 Закона о бухучете компании необходимо разработать собственные стандарты бухгалтерского учета по каждому участку учета. При этом, как отметила лектор, важно не путать стандарты бухгалтерского учета с учетной политикой, принятой в организации. Такие стандарты разрабатываются в отношении учета основных средств, материальных запасов, порядка формирования финансовых результатов и др.
Например, по правилам пункта 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н, далее - Методические указания по учету основных средств) компания вправе разработать внутренние положения, инструкции, стандарты бухгалтерского учета основных средств. В таких стандартах организация раскрывает особенности документального оформления тех или иных операций, порядок принятия основного средства на учет, порядок его эксплуатации, учет расходов на ремонт, технический осмотр и др.
Кроме того, компания вправе самостоятельно пересматривать сроки полезного использования внеоборотных активов в зависимости от условий эксплуатации и физического состояния объекта основных средств (п. 3 и 4 ПБУ 21/2008 "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету", утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 106н). Например, когда основное средство полностью изношено и его дальнейшая эксплуатация в течение длительного времени невозможна.
Экономическая выгода такого пересмотра срока полезного использования - экономия на налоге на имущество организаций, снятие претензий со стороны налоговых органов в части восстановления НДС с остаточной стоимости основного средства.
Для корректного отражения хозяйственных операций в учете и отчетности важно правильно квалифицировать объекты бухучета
В статье 5 Закона о бухучете содержится перечень объектов бухгалтерского учета. Лектор обратила внимание на нюансы признания таких объектов в качестве активов, обязательств, источников финансирования, доходов и расходов.
Если объект не способен приносить экономическую выгоду, он не является активом и признается в бухгалтерском учете в качестве расхода. По общему правилу активами признаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.97).
Таким образом, лектор отметила, что если компания не получает от использования объекта экономическую выгоду, то активом он не признается и отражается не в бухгалтерском балансе, а в отчете о финансовых результатах.
Например, подарки сотрудникам к праздникам и юбилеям не являются активами организации и учитываются в составе расходов. Другой пример - автотранспортные средства, которые компания не использует по причине их повреждений при ДТП. Ольга Александровна отметила, что к такому имуществу можно применить пункт 76 Методических указаний по учету основных средств. Согласно этой норме, как только основное средство перестает приносить экономическую выгоду, оно переводится из категории "актив" в категорию "расход" и списывается с бухгалтерского баланса.
При формировании в бухгалтерском учете оценочного обязательства важно учитывать субъективное мнение профильного специалиста. Согласно пункту 4 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (утв. приказом Минфина России от 13.12.10 N 167н) оценочные обязательства возникают из положений нормативно-правовых актов, судебных решений, договоров, а также в результате действий организации. Такие обязательства указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности. Как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация их выполнит.
При этом важную роль при определении размера оценочного обязательства играют субъективные факторы, которые устанавливает лицо, ответственное за принятие профессионального суждения. Лектор отметила, что далеко не всегда таким лицом является главный бухгалтер. В частности, вопросы юридического характера находятся в ведении юристов, технологического - технологов и т.п.
Принимая на работу главного бухгалтера, безопаснее проверить у него наличие профильного образования и отсутствие судимости
Лектор обратила внимание на некоторые изменения, которые коснулись должности главбуха. Например, в статье 7 Закона о бухучете сформулированы требования к должности главного бухгалтера акционерных обществ. Теперь при принятии на работу такого сотрудника необходимо проверить наличие у него соответствующего высшего профессионального образования. При этом остается открытым вопрос, относится ли к высшему бухгалтерскому образованию квалификация бакалавра экономики и образование по специальности "финансы и кредит". Однако важно помнить, что такое ограничение распространяется лишь на вновь принимаемых на работу главбухов. То есть уволить работника, оформленного до вступления в силу указанных норм и не имеющего соответствующего образования, работодатель не вправе.
Другое требование к главному бухгалтеру - отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. При этом Ольга Александровна напомнила, что срок изготовления такой справки на практике достигает двух месяцев, что зачастую может существенно затруднить трудоустройство главбуха.
Новые правила не оговаривают состав и порядок сдачи промежуточной отчетности, но обязанность по ее составлению у компании по-прежнему остается
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о бухучете компании представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Однако, как заметила Ольга Александровна, обязанность представлять отчетность раз в год не говорит о том, что отчетность не должна составляться ежемесячно.
Так, согласно пункту 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н) компания обязана составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. При этом важно помнить, что бухгалтерская отчетность считается составленной после того, как она распечатана на бумажном носителе и подписана руководителем (п. 8 ст. 13 Закона о бухучете).
Рискованно организовывать систему внутреннего контроля ведения бухучета лишь формально
Ольга Александровна обратила внимание слушателей на статью 19 Закона о бухучете, согласно которой все компании (в том числе и те, которые подлежат обязательному аудиту) обязаны организовать систему внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В зарубежной практике таким контролером обычно выступает собственник компании.
Однако российские компании зачастую ограничиваются наличием типичной учетной политики и приложениями к ней. Вместе с тем, по мнению лектора, необходимо обратить внимание на каждый бизнес-процесс, происходящий в компании, документируя каждый шаг. При этом на каждом этапе целесообразно назначить ответственное лицо. Кроме налаженной работы компании, это сократит работу главного бухгалтера, исключив "чужие" обязанности - например, сбор первичных документов с менеджеров, оформление авансовых отчетов за сотрудника и т.п.
В 2013 году Минфин России обратил внимание § компаний на нюансы бухгалтерского учета основных средств
В начале января 2013 года Минфин России выпустил рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (письмо от 09.01.13 N 07-02-18/01). В этом письме ведомство обратило внимание аудиторов и самих налогоплательщиков на несколько ключевых моментов ведения бухгалтерского учета основных средств, право собственности на которые необходимо зарегистрировать.
Первоначальная стоимость основного средства формируется в соответствии с ПБУ 6/01 с учетом положений ПБУ 8/2010. Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н). При этом важно учитывать положения ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (утв. приказом Минфина России от 13.12.10 N 167н).
Так, лектор напомнила, что ввод объекта ОС в эксплуатацию (Дебет 01 Кредит 08) происходит одновременно с принятием его на учет (Дебет 08 Кредит 60). За исключением тех случаев, когда объект требует монтажа, достройки, строительства, модернизации и т.д. Это правило распространяется и на объекты, подлежащие госрегистрации (в том числе транспортные средства), момент постановки которых на государственный учет не всегда совпадает с принятием к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
Кроме того, лектор напомнила, что пошлины, связанные с приобретением таких объектов (госпошлина за постановку на учет, за регистрационные действия), являются текущими расходами компании и не увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Поскольку по правилам пункта 8 ПБУ 6/01 госпошлина, связанная с приобретением объекта, включается в первоначальную стоимость только объектов недвижимости и земельных участков.
Оценочное обязательство по уплате госпошлины формируется в момент принятия основного средства к учету независимо от фактической ее уплаты. Случается, что регистрация права собственности на объект происходит не одновременно с постановкой его на бухгалтерский учет, а несколько позднее. Однако в этом случае компания обязана сформировать первоначальную стоимость объекта основных средств и уплатить госпошлину. Причем сумма такой пошлины заранее известна.
Следовательно, в момент принятия объекта на учет компания формирует оценочное обязательство бухгалтерской проводкой: Дебет 08 Кредит 96.
Оценочные обязательства в отношении расходов на демонтаж и утилизацию ос по окончании эксплуатации увеличивают первоначальную стоимость этих объектов. Закон предусматривает лишь обязанность компании демонтировать и утилизировать объект, который более не эксплуатируется. Однако заранее оценить расходы на такой демонтаж и утилизацию возможно лишь примерно. При этом по правилам ПБУ 8/2010 компания вправе пересмотреть оценочные обязательства. А на момент принятия объекта к учету бухгалтер составляет проводку: Дебет 08 Кредит 96, формируя тем самым оценочное обязательство по будущим расходам на демонтаж.
Раскрывая в балансе затраты на ремонт основных средств, важно разграничивать понятия "затраты" и "расходы". Лектор разъяснила, что затраты, по сути, это активная часть бухгалтерского баланса. Если величина попадает в отчет о финансовых результатах, она превращается в расходы. Стоимость ремонта основных средств отражается в балансе только в части затрат. Соответственно, если ремонтные работы обусловлены технологическим циклом производства, бухгалтерская запись имеет вид: Дебет 97 Кредит 60. Далее в течение производственного цикла, до следующего ремонта, расходы списываются в текущие проводкой Дебет 20 Кредит 97.
О.А. Антошина,
канд. экон. наук,
доцент,
профессор Финансового университета
при Правительстве РФ,
аудитор, налоговый консультант,
сертифицированный бухгалтер-практик SIP/SIPa,
действительный член ИПБ РФ,
аттестованный преподаватель ИПБ РФ,
автор профессиональных публикаций
"Российский налоговый курьер", N 13-14, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99