Электронная подпись - незаменимый инструмент современного казначея
Развитие информационных технологий привело к более широкому применению автоматизации процессов документооборота и делопроизводства в различных сферах деятельности. И это неудивительно, внедрение системы электронного документооборота имеет много преимуществ: повышение оперативности передачи и обработки документов, сокращение затрат на расходные материалы и др. Использование электронной подписи создает условия для юридически значимого электронного документооборота, позволяющего осуществлять обмен финансовыми документами между юридическими лицами.
Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП) появилось еще в середине 70-х годов прошлого века. Использовать этот термин впервые предложили американские математики У. Диффи и М. Хеллмэн в 1976 г. Сначала ЭЦП представляла собой лишь теорию и в целях реализации возможности ее использования был разработан ряд алгоритмов и стандартов.
В России первый стандарт в области электронной цифровой подписи ГОСТ Р 34.10-94 был принят в 1994 г. Затем для обеспечения большей криптостойкости алгоритма в 2002 г. был введен стандарт ГОСТ Р 34.10-2001.
Историческим прорывом развития электронной подписи в России и ее законодательной основой стал Закон "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ. В соответствии с ним ЭЦП была определена реквизитом электронного документа, предназначенным для его защиты от подделки и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить факт отсутствия искажения информации в электронном документе. Однако некоторые положения Федерального закона не позволяли полностью обеспечить правовые условия, необходимые для широкого использования ЭЦП в России, поскольку допускалось применение только одного вида ЭЦП, причем лишь в отношении гражданско-правовых сделок.
Кропотливая работа специализированных организаций и комитетов законодательной власти, публичное обсуждение проблем использования и развития электронной подписи в России обеспечили разработку и принятие в апреле 2011 г. Закона N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Теперь электронная подпись не является реквизитом электронного документа, а представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к электронному документу и используется для определения подписавшего его лица.
Новым законом "Об электронной подписи" установлено два вида электронной подписи: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись, которая, в свою очередь, может быть квалифицированной и неквалифицированной. Простая электронная подпись используется для подтверждения авторства, при этом она не используется для обнаружения факта внесения изменений в подписанный электронный документ. Усиленная неквалифицированная электронная подпись является результатом криптографического преобразования информации с обязательным использованием ключа электронной подписи. При этом она позволяет определить не только автора, но и неизменность подписанного электронного документа.
Усиленная квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной тем, что ключ проверки должен быть указан в сертификате и для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, которые получили подтверждение соответствия требованиям Закона N 63-ФЗ. Важно отметить, что квалифицированный сертификат должен быть создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата.
Квалифицированная подпись - это самый надежный вид электронной подписи. Документ, подписанный квалифицированной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Закон дает лишь одно исключение из этого правила - если установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Помимо видов электронной подписи Федеральный закон N 63-ФЗ добавил правоотношения в области использовании электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий, что значительно расширило сферу применения электронной подписи.
Следует отметить, что новый закон не отменяет старый и до 1 июля 2013 г. параллельно действуют два закона: N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и N 63-ФЗ "Об электронной подписи", что дает время для разработки и ввода в действие необходимых нормативно-правовых документов и обеспечения всех условий для полного выполнения требований Закона N 63-ФЗ.
УФК по Кемеровской области впервые на практике применило криптографическое преобразование электронного документа при обмене электронными платежами с использованием средств криптографической аутентификации в 1999 году по договору с Главным управлением Центробанка России по Кемеровской области. При этом обмен сначала осуществлялся на гибких магнитных дисках, а затем уже с использованием средств телекоммуникации.
В 1996 г. совместно с Главным финансовым Управлением Кемеровской области и Управлением Министерства по налогам и сборам РФ в Кемеровской области был разработан проект сети передачи данных регионального масштаба "Кузбасс-Финансы", предназначенный для осуществления обмена документами между государственными структурами, осуществляющими финансовый менеджмент на территории Кемеровской области. Реализация этого проекта уже к 2002 г. позволила объединить все территориальные подразделения финансового менеджмента в единую корпоративную телекоммуникационную сеть. Но развитие цифровых технологий передачи данных, возрастающая потребность в расширении каналов связи и как следствие возрастание затрат на содержание не позволило совместными усилиями обеспечивать дальнейшее развитие сети "Кузбасс-Финансы".
Начиная с 2002 г. УФК по Кемеровской области провело работы по полномасштабной модернизации оборудования и созданию собственной сети передачи данных на цифровых каналах связи, обеспечивая при этом пропускную способность каналов связи с каждым территориальным органом Федерального казначейства в Кемеровской области не ниже 1 Мбит/ сек. Взаимодействие же с областным Главфинуправлением и Управлением ФНС по Кемеровской области на уровне Управлений было обеспечено с пропускной способностью до 10 Мбит/сек. Таким образом, к 2003 г. была подготовлена техническая база для организации полноценного электронного документооборота, как внутри УФК по Кемеровской области, так и с клиентами Казначейства и его смежниками.
Как уже отмечалось, юридически значимый электронный документооборот возможен только при использовании электронной подписи. Поэтому в 2005 г. приказом Федерального казначейства создан Уполномоченный удостоверяющий центр ФК с подчиненными ему Региональными центрами регистрации (УУЦ ФК, РЦР). В этом же году начата активная работа по подключению клиентов к системе электронного документооборота Федерального казначейства.
Осуществление деятельности РЦР Управления Федерального казначейства по Кемеровской области возложено на отдел режима секретности и безопасности информации. В состав РЦР входят Центр регистрации, размещенный непосредственно в Управлении, и Пункты регистрации в отделах, созданных для осуществления полномочий на соответствующей территории. В настоящий момент функции РЦР УУЦ ФК в Кемеровской области выполняют более 50 сотрудников Казначейства.
Одной из основных функций РЦР является выдача сертификатов ключей проверки электронной подписи, изданных в Уполномоченном удостоверяющем центре Федерального казначейства. При этом назначение этих сертификатов постоянно расширяется. С 2010 г. сертификаты выдаются в формате единого универсального сертификата, который, в зависимости от параметров, указанных при его формировании, может использоваться и за рамками системы электронного документооборота Федерального казначейства. Так, например, для работы на сайтах www.zakupki.gov.ru в рамках Закона N 94-ФЗ и www.bus.gov.ru в рамках приказа Министерства финансов РФ N 86н.
В общей сложности с сентября 2005 г. по май 2013 г. в РЦР УФК по Кемеровской области выдано около 78 тысяч сертификатов. Следует отметить, что выдача сертификатов в РЦР осуществляется на безвозмездной основе.
В настоящий момент обмен документами в электронном виде с УФК по Кемеровской области осуществляют 3879 организаций. Для подключения к системе электронного документооборота Федерального казначейства организации необходимо заключить с Управлением договор об обмене электронными документами. После этого для организации автоматизированного рабочего места на безвозмездной основе получить в УФК по Кемеровской области программное обеспечение, средство криптографической защиты информации (СКЗИ) "КриптоПро", СКЗИ для защиты каналов связи и аутентификации при доступе в систему электронного документооборота Федерального казначейства, а также сертификаты ключей проверки электронной подписи.
Выдача сертификатов для работы на сайтах www.zakupki.gov.ru и www.bus.gov.ru осуществляется в соответствии с совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10.08.2012 г. N 508/14н и приказом Федерального казначейства от 15.02.2012 г. N 72.
Важной задачей текущего дня Казначейства является внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения автоматизированной системы в рамках реализации проекта "Модернизация казначейской системы Российской Федерации", которая реализует клиентам систему удаленного финансового документооборота (СУФД). Подключение клиентов к СУФД в Кемеровской области началось в 2011 г. и завершится к концу текущего года. Основными преимуществами данной системы являются, осуществление обмена электронными документами в режиме реального времени с использованием сети "Интернет" и отсутствие необходимости установки и обслуживания на автоматизированном рабочем месте клиента специального программного обеспечения. Эти преимущества позволят клиентам сократить трудовые издержки на администрирование системы и сделают взаимодействие с Управлением более удобным и эффективным. И, конечно же, СУФД не обойдется без такого современного инструмента, как электронная подпись, которым Казначейство России безвозмездно обеспечит всех своих клиентов!
Н.А. Тайлакова,
главный специалист-эксперт отдела режима
секретности и безопасности информации
Управления Федерального казначейства
по Кемеровской области
"Финансы", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414