Участие в туристских рекламных выставках
Практика показывает, что без рекламы в турбизнесе сложно выжить, поэтому не стоит удивляться, что туроператоры, турагентства, гостиницы и отели используют все возможности, чтобы довести информацию до как можно большего числа потенциальных клиентов. Неплохой способ добиться этой цели - участие в различных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию данного продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.). Какие подводные камни таит участие в выставке? Что нужно знать финансовым работникам?
Расходы на участие в выставке
Участие турфирмы в выставке может предполагать следующие виды затрат:
- непосредственно связанные с участием (регистрационный сбор, аренда и оформление выставочного места);
- непосредственно связанные с деятельностью участника (проведение рекламных акций и раздача сувенирной продукции, командировочные и представительские затраты);
- косвенно связанные с участием (проведение семинаров, конференций).
Расходы на организацию выставок, способствующих продвижению туристского продукта, или участие в них включаются в себестоимость туристского продукта как затраты на рекламу (целенаправленное информационное воздействие на потребителя для продвижения турпродуктов на рынке сбыта). Об этом сказано в Методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью*(1). Согласно документу затраты туристской организации по отношению к производственному процессу делятся на производственные, то есть связанные с производством туристского продукта, и коммерческие - связанные с его продвижением и продажей. Производственные затраты в зависимости от способа включения их в себестоимость туристского продукта подразделяются на прямые и косвенные (накладные). Под прямыми понимаются затраты, связанные с производством турпродукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования. Под косвенными (накладными) - затраты, связанные с организацией и управлением производством турпродукта, относящиеся к деятельности туристской организации в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов.
По сути, расходы на участие в выставке являются косвенными (накладными), связанными с деятельностью турфирмы в целом. Но если на выставке будут заключены соглашения о продаже конкретных видов туристских продуктов, то часть затрат по выставке можно отнести на себестоимость таких продуктов. Вопрос только в том, как выделить эту часть. Если объективно это сделать не удается, расходы на участие в выставке следует относить на себестоимость всех, не только реализуемых на выставке туристских продуктов. Порядок распределения расходов по элементам калькулирования себестоимости нужно прописать в учетной политике туроператора, чтобы можно было определить и обосновать стоимость турпродуктов.
У турагентов затраты на участие в рекламной выставке являются расходами, связанными с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Такие затраты не формируют стоимость туристских продуктов, а учитываются в расходах турагентства по обычным видам деятельности, уменьшающих полученные доходы и определяющих финансовый результат по продвижению и реализации туристского продукта. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета*(2) для отражения рекламных расходов организации, осуществляющие туристскую деятельность, могут воспользоваться счетом 44 "Расходы на продажу" - на нем в отдельной аналитике или по субсчетам отражаются многие расходы турагентства. Напоминаем, что у турагентства расходы на участие в выставке относятся к коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей туристского продукта, и нет смысла это оспаривать.
Для целей налогообложения прибыли расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (о работах, услугах, знаках обслуживания или о самой организации), признаются расходами на рекламу (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Важно, что такие затраты не нормируются при расчете налога на прибыль. То же самое можно сказать в отношении единого налога, уплачиваемого на "упрощенке" при выборе объекта налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но есть и иные затраты, которые могут быть связаны с выставкой и все равно ограничиваться налоговым нормативом абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ. Что же это за расходы?
Сувенирная продукция является необходимым атрибутом практически любого рекламного мероприятия. Выставка, во время которой оказываются информационно-консультационные услуги, - не исключение. Каковы особенности налогообложения, связанные с подарками и сувенирами? За ответом обратимся к Письму Минфина РФ от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320. Для целей расчета налога на прибыль расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). Именно такими расходами чиновники считают затраты на сувениры, раздаваемые бесплатно в ходе выставки. Принимая во внимание невысокую стоимость этой продукции, вполне можно согласиться с мнением чиновников и учитывать сувениры в пределах 1% выручки.
В части НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ и оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг). Получается, что передача организацией подарков клиентам является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Вычеты налога на добавленную стоимость при осуществлении указанных операций применяются в общеустановленном порядке, то есть при выполнении условий ст. 171, 172 НК РФ. При этом бухгалтеру нужно помнить, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от обложения НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Возникает вопрос о раздельном учете, но здесь сомнения также излишни. Налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет "входного" НДС, если доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию необлагаемых товаров (работ, услуг) составляют не более 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина РФ от 16.04.2013 N 03-07-11/12802). Также нужно знать, что распространение на безвозмездной основе рекламной продукции, стоимость которой превышает 100 руб., облагается НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина РФ от 16.07.2012 N 03-07-07/64).
Если выставка проходит за рубежом
В случае выставки за рубежом помимо учета и налогообложения командировочных расходов сотрудников нужно разобраться с тем, является ли российская турфирма - участник выставки налоговым агентом по отношению к иностранному партнеру - организатору выставки. Будем исходить из того, что организаторы зарубежной выставки не имеют представительства (филиала) в России и не состоят на налоговом учете, то есть самостоятельно не могут исполнять обязанности налогоплательщика.
В отношении налога на прибыль российская компания может исполнять обязанности налогового агента, если доходы (прибыль) иностранного партнера признаются полученными в РФ и не связаны с его предпринимательской деятельностью в РФ (ст. 309 НК РФ). В обратном случае при осуществлении предпринимательской деятельности считается, что иностранная организация должна вести такую деятельность через постоянное представительство, которое ставится на учет и самостоятельно рассчитывается с бюджетом по налогам. Организация семинаров вполне подходит под определение предпринимательской деятельности, но осуществляется за рубежом (там, где организована и непосредственно проводится выставка), поэтому доходы от семинаров не подпадают под российское "прибыльное" налогообложение. Доходы, полученные иностранными компаниями, не подлежат налогообложению в РФ, если эта деятельность иностранных компаний на территории РФ не приведет к образованию их постоянных представительств (Письмо Минфина РФ от 13.11.2012 N 03-08-05).
В части НДС вопрос налогообложения зависит от того, является ли территория РФ местом реализации рассматриваемых услуг. Если участие российской организации считать рекламными услугами*(3), место оказания услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). В связи с тем, что покупатель данных услуг - российская организация, осуществляющая деятельность на территории РФ, она и признается местом реализации услуг по участию в выставке. Таким образом, услуги по организации участия в выставке на территории иностранного государства с целью рекламирования продукции (включая аренду выставочной площади и выставочного оборудования, организацию участия в выставке и т.д.), приобретаемые российской организацией у иностранной организации через российского агента, являются объектом обложения НДС. Налоговая база при этом определяется налоговыми агентами - они обязаны исчислить, удержать у плательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога*(4).
Но есть и другой подход. Он основан на пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, согласно которому в целях исчисления НДС местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если услуги фактически оказываются за пределами РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Соответственно, в таком случае обязанностей налогового агента у российской организации - участника выставки не возникает. Почему бы выставку за рубежом в сфере туризма и отдыха не считать оказанием услуг в данной сфере? Наверное, это нельзя сделать потому, что сама российская турфирма не является покупателем указанных услуг, за исключением услуг по размещению, проживанию, трансферу своих сотрудников за рубежом. Такие услуги фактически оказываются за пределами территории РФ и не являются объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 03.04.2013 N 03-07-08/10896).
О работе во время выставки
Нередко выставки проходят не только в рабочие дни, а захватывают и нерабочие (праздничные). Это накладывает на работодателя, отправляющего на выставку сотрудников, определенные обязательства. В частности, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается (ст. 113 ТК РФ), за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия при необходимости проведения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений. Допускается привлечение сотрудников к работе без их согласия в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113):
- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
- для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
- для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожаров, наводнений, голода, землетрясений, эпидемий или эпизоотий) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Очевидно, ни один из данных случаев не соотносится с проведением выставки, поэтому направление на нее сотрудников для работы в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия. Также обязательно письменное распоряжение работодателя. На основании указанного документа оформляются либо необязательная унифицированная "первичка" (приказ о направлении сотрудников в командировку (служебном задании))*(5), либо самостоятельно разработанные документы, закрепленные в положении о документообороте компании.
Другая обязанность работодателя связана с оплатой труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Сотрудникам, получающим оклад, работа в такой день оплачивается в размере не менее одинарной дневной ставки сверх оклада, если она производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (ч. 1 ст. 153 ТК РФ). По желанию сотрудника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или праздник оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 ст. 153). Таким образом, если сотрудник выбирает день отдыха, работа в выходной или праздник оплачивается в одинарном размере, а зарплата в том месяце, когда используется день отдыха, выплачивается в полном объеме (Письмо Роструда от 18.02.2013 N ПГ/992-6-1).
Соблюдайте Закон о рекламе
Обратимся к Постановлению ФАС ПО от 21.03.2013 N А12-19471/2012. Туроператор на выставке для привлечения потребителей проводил акцию посредством распространения скретч-карт, содержащих на оборотной стороне условия акции следующего содержания: "К этой акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Сотрите пять круглых полей. Если у вас совпадут три одинаковых изображения в любом порядке, вы гарантированно получите на выставке один из нижеперечисленных подарков на ваш выбор (фотоаппарат, персональный компьютер, сертификат на бесплатное недельное проживание на курорте в Испании, сертификат на бесплатное недельное проживание на курорте в Тайланде, VIP-карту, веб-камеру, мобильный телефон)". Также на скретч-карте мелким шрифтом было указано: "В конце рекламной программы на выставке будет представлен список подарков, имеющихся на день посещения. Список будет содержать как минимум три подарка. Каждая супружеская пара имеет право выбрать только один подарок в конце туристической выставки в день ее проведения".
Согласитесь: предложение из разряда таких, от которых невозможно отказаться. Однако это не просто заманчивое предложение, а реклама, поскольку размещенная на скретч-карте информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к туристической (рекламной) выставке, к услугам, оказываемым туроператором), на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке и адресована неопределенному кругу лиц*(6). Поэтому данная информация должна быть полной и не вводить пользователя в заблуждение.
Между тем антимонопольным органом установлено, что форма предоставления информации в скретч-карте умышленно искажает смысл рекламной акции. Скретч-карта не содержит полной, достоверной и понятной для потребителей информации о том, из какого списка они должны выбирать: из названных семи подарков или из трех, которые предоставит на выбор сама организация. Неполнота сведений в рассматриваемом случае выражается в отсутствии части существенной информации об условиях приобретения подарка. В частности, условия проведения акции могут быть восприняты как позволяющие получить подарок из списка, который состоит из семи возможных подарков, на свой выбор, включая наиболее привлекательные (персональный компьютер, сертификаты на бесплатное недельное проживание на курорте в Испании или Таиланде). В итоге потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой акции, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе*(7).
Рекламная акция и рекламная программа на выставке, которую потребители посещают после получения скретч-карты и пригласительного, направлены исключительно на привлечение внимания к услугам, оказываемым туроператором, который в данном деле нарушил Закон о рекламе, распространяя информацию с неоднозначным смыслом касательно подарков, выдаваемых в ходе проводимой рекламной акции. Надеемся, что судебное решение не в пользу турфирмы поможет читателю сделать правильные выводы.
Бывает и такое
Сегодня государство оказывает реальные меры поддержки малому и среднему бизнесу. Вот ситуация из жизни. Организация выиграла конкурс на предоставление субсидии на частичную компенсацию затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях из областного бюджета. В конце года на расчетный счет поступила субсидия. Компенсируемые затраты по участию в выставках произведены во II и IV кварталах этого года (документы переданы в министерство экономики области в IV квартале). Каков порядок учета субсидии во внереализационных доходах и расходов, произведенных в рамках субсидии, во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль?
Обратимся к Письму Минфина РФ от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5786. Чиновники напоминают, что коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ). При налогообложении прибыли учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Есть и доходы, которые не формируют налоговую базу (ст. 251 НК РФ).
Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом они не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться.
Кроме того, чиновники напоминают, что затраты на участие в выставке отражаются налогоплательщиком в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Субсидии, полученные организацией на возмещение расходов, связанных с участием в выставке, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке в составе внереализационных доходов. Вывод - субсидия на компенсацию затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях увеличивает налоговые обязательства получателя.
Л.А. Козырева,
эксперт журнала
"Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Госкомспорта РФ от 04.12.1998 N 402. Документ можно использовать лишь в части, не противоречащей действующим положениям по бухгалтерскому учету.
*(2) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(3) См. Письмо Минфина РФ от 17.06.2009 N 03-07-08/135.
*(4) Письмо Минфина РФ от 26.03.2008 N 03-07-08/69.
*(5) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
*(6) Размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).
*(7) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"