Изменения сведений о налогоплательщике в госреестре с 4 июля 2013 года подтверждает лист записи
С 4 июля 2013 года при госрегистрации сведений о компании и ИП применяются новые формы. В чем ключевые изменения новых форм? Упростится ли от этого процедура регистрации? Можно ли регистрировать бизнес онлайн, подав документы в электронном виде?
3 июля 2013 года в Международном мультимедийном пресс-центре "РИА Новости" прошла пресс-конференция на тему "Новые формы регистрации юридических лиц". В рамках конференции представите ли налоговой службы Елена Николаевна Климычева, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по г. Москве, и Анна Александровна Илюшина, начальник юридического отдела МИ ФНС России N 46 по г. Москве, разъяснили тонкости регистрации бизнеса с учетом последних изменений.
С 4 июля 2013 года вступили в силу два приказа ФНС России. Это приказ от 25.01.12 N ММВ-7-6/25@, который утвердил формы и требования к оформлению документов, представляемых при госрегистрации организаций, ИП и КФХ, и приказ от 13.11.12 N ММВ-7-6/843@, закрепивший действующие формы и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Одновременно утрачивает силу постановление Правительства РФ от 19.06.02 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
По словам Елены Николаевны, порядок заполнения форм документов, представляемых при госрегистрации, существенно упрощен. В частности:
- из новых форм исключены некоторые графы (не нужно указывать количество видов предпринимательской деятельности, число учредителей и отдельно отражать организационно-правовую форму компании);
- новые бланки документов машинно ориентированы (сведения из заявлений и иных документов инспекторы будут считывать с помощью специального технического и программного обеспечения, что позволит избежать технических ошибок и опечаток, которые ранее возникали при ручном вводе данных).
Кроме того, на официальном сайте налоговой службы размещена пошаговая инструкция по подаче документов на госрегистрацию, в том числе по заполнению утвержденных форм (см. Print screen на с. 89).
В помощь налогоплательщикам создано специальное программное обеспечение, позволяющее прямо на сайте заполнить документы, представляемые при госрегистрации бизнеса и при внесении изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (no_sojtware/3787498//).
Кроме того, Елена Николаевна обратила внимание на то, что теперь свидетельство о госрегистрации выдается лишь при первичной регистрации компании или предпринимателя. В случае внесения различных изменений в госреестр (изменение места нахождения организации, передача полномочий гендиректора иному лицу) такие сведения отражаются в листе записи.
Анна Александровна напомнила, что г. Москва, наряду с некоторыми другими регионами, участвует в "пилотном" проекте по обработке документов в электронном виде. То есть для госрегистрации организации, предпринимателя или КФХ, а также изменений в госреестр соответствующие документы можно направить в инспекцию в электронном виде. Такие документы инспектор обрабатывает в пятидневный срок (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
В ходе пресс-конференции у слушателей возникли вопросы, на которые ответили Елена Николаевна и Анна Александровна:
- Если из заявления о госрегистрации убрали графу "организационно-правовая форма", каким образом определить вид вновь регистрируемого юрлица?
- Налоговая служба убрала из формы лишь дублирующие графы. Исключена отдельная графа, в которой необходимо было отразить организационно-правовую форму юрлица. При этом сохранилась обязательная графа "Полное наименование", где заявитель обязан указать наименование компании, включая ее организационно-правовую форму, к примеру, Общество с ограниченной ответственностью "Компания".
- Как быть в ситуации, если лицо направило документы на госрегистрацию по почте до 4 июля 2013 года (соответственно, используя действующие на тот момент старые формы документов), а инспекция их получила уже после этой даты? Примут ли налоговики такие документы?
- Если на конверте стоит отметка о том, что документы почта приняла 3 июля, инспекторы обязаны обработать такие бумаги.
- Какой документ получит компания, которая до 4 июля 2013 года представила документы на госрегистрацию изменений в сведения, внесенные в госреестр, - свидетельство или лист записи?
- Все зависит от того, на какой стадии рассмотрения дела находятся документы. Если крайний срок внесения записи в госреестр пришелся на 3 июля, то заявитель получит свидетельство (в соответствии с ранее действующим порядком). Если же документы поданы до 4 июля и находятся на рассмотрении, но срок принятия решения по ним еще не истек, то компания получит уже лист записи, в котором будут отражены соответствующие изменения.
- Зачастую с целью проверки контрагента налогоплательщики запрашивают у них копии документов о госрегистрации. Предположим, контрагент передал лишь копию первичного свидетельства о регистрации (без копий листов записи со сведениями о дальнейшей регистрации изменений). Как быть в этом случае? Как удостовериться, что сведения, содержащиеся в свидетельстве, полные и актуальные?
- Все записи об организации или предпринимателе отражаются в едином реестре. Соответственно, чтобы получить полную информацию о контрагенте, целесообразно не просто запросить у него свидетельство о госрегистрации и листы записи, но и получить выписку из единого реестра об этом лице (см. врезку ниже).
Справочно. Заключая договор, безопаснее убедиться в добросовестности контрагента
По мнению Минфина России, выписка из единого реестра о фактах хозяйственной деятельности контрагента свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента (письма от 06.07.09 N 03-02-07/1-340 и от 10.04.09 N 03-02-07/1-177).
Аналогичного мнения придерживаются Президиум ВАС РФ (постановление от 19.04.11 N 17648/10) и нижестоящие суды (постановления ФАС Московского от 22.05.13 N А40-31370/12-107-151, Уральского от 07.02.13 N Ф09-13861/12 и Дальневосточного от 04.03.13 N Ф03-450/2013 округов).
- Каков порядок представления документов на госрегистрацию в электронном виде? В том числе если заявитель не зарегистрирован в качестве юрлица или ИП и у него отсутствует электронная подпись?
- Документы, представляемые в инспекцию в электронном виде, необходимо заверить электронной подписью (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Заявитель - физлицо, владеющее электронной подписью, может самостоятельно заверить документы и отправить их в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Если электронная подпись у физлица отсутствует, электронные документы заверяет собственной электронной подписью нотариус.
Если документы на госрегистрацию подает организация, то подпись лица, действующего от ее имени, заверяется нотариально. Причем независимо от того, подаются документы на бумаге или в электронном виде (абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). При отсутствии у компании электронной подписи нотариус также может заверить документы собственной электронной подписью.
- Предполагается ли дальнейшее упрощение процедуры госрегистрации? В частности, не только бланков заявлений и иных форм документов, но и их количества?
- В настоящее время многие этапы госрегистрации уже существенно упрощены. Среди них:
- госпошлину заявитель может уплатить прямо в инспекции через терминал. Более того, законодательно установлена обязанность заявителя уплатить госпошлину, но не представить подтверждающий документ в инспекцию - такие сведения поступают от структурных органов Банка России в рамках межведомственного взаимодействия;
- с июля 2011 года активно осуществляется межведомственное взаимодействие с ФМС России. В случае изменения паспортных данных и места жительства участников юрлиц и ИП им не нужно сообщать об этом в регистрирующий орган. Такие данные ФМС России передает в регистрирующий орган самостоятельно (ст. 85 НК РФ);
- сведения о сделке купли-продажи доли ООО в органы госрегистрации передают не участники общества, а нотариус, который засвидетельствовал сделку (п. 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Кроме того, есть перспективы дальнейшего упрощения и развития процедуры регистрации бизнеса. В планах - разработка типовых уставов для обществ с ограниченной ответственностью, а также отмена обязанности нотариально заверять решения участника общества при госрегистрации изменений в учредительные документы.
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99