Еще раз о новых правилах трансфертного ценообразования
Со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" на повестке у налогоплательщиков появились задачи, связанные с соблюдением новых правил трансфертного ценообразования (далее - ТЦО). В настоящий момент одной из наиболее приоритетных и противоречивых задач является подготовка уведомления о совершенных контролируемых сделках (далее - уведомление).
Выполнение всего комплекса задач в рамках контроля за ТЦО, в т.ч. задачи по подготовке Уведомления, является трудоемким процессом и немыслимо без использования автоматизированных средств и инструментов, поскольку требует анализа большого объема транзакционных данных, отраженных в автоматизированных учетных системах налогоплательщиков (1С, SAP, Oracle и других). Например, подготовка уведомления предполагает большой объем работы с нормативно-справочной информацией, что представляет серьезную проблему для многих компаний, так как в учетных системах не содержатся данные в таком детальном виде, который предполагает формат уведомления (например, полная кодификация материалов и товаров по ОКП, ТН ВЭД, страна происхождения и т.д.).
Для того чтобы адресовать все вопросы, связанные с соблюдением правил ТЦО, на рынке уже появился ряд решений по автоматизации различных задач в рамках контроля за ТЦО. Пока что большинство решений ориентировано исключительно на подготовку уведомления, поскольку именно эта задача имеет наибольший приоритет для налогоплательщиков с учетом неумолимо приближающегося срока подачи Уведомления за 2012 год. Однако стоит отметить, что уже сейчас поставщики некоторых решений реализуют функционал, рассчитанный на перспективу, когда среди налогоплательщиков будут востребованы функции операционного контроля за ТЦО.
В данной статье мы подробнее остановимся на основных автоматизированных решениях для подготовки уведомления, появившихся на рынке.
Напомним, что уведомление о контролируемых сделках за 2012 год необходимо подать до 20 ноября 2013 года. Форма уведомления и порядок ее заполнения утв. приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. уведомление подается в формате XML, для чего законодательно утверждена соответствующая схема проверки корректности заполнения Уведомления.
Обзор автоматизированных решений для подготовки уведомления
На рынке автоматизированных решений для подготовки уведомления сейчас представлен ряд технических средств: от решений, предоставляемых непосредственно поставщиками учетных систем (SAP CIS, 1С), до программных продуктов, предлагаемых ведущими консалтинговыми компаниями.
Кроме того, некоторые налогоплательщики идут по пути создания собственных решений, в частности осуществляют доработку функциональности существующей учетной системы.
Остановимся подробнее на каждом из возможных подходов к автоматизации подготовки уведомления.
Доработка собственной учетной системы
При таком подходе необходимые для соблюдения требований ТЦО функции реализуются непосредственно в учетной системе налогоплательщика силами сторонней компании-интегратора, либо силами собственных ИТ-специалистов налогоплательщика. Основным преимуществом доработки используемой системы является возможность максимально учесть специфику своего бизнеса и методологии. Кроме того, такое решение может поддерживаться и донастраиваться в случае изменений законодательства непосредственно ИТ-специалистами налогоплательщика.
Обратной стороной такого подхода является высокая стоимость доработки учетной системы, которая может многократно превосходить стоимость других решений. Исходя из нашего опыта такой подход применяют крупнейшие компании с большим объемом доработок в своей учетной системе и достаточным бюджетом на развитие информационных систем.
Стандартные решения, предоставляемые разработчиками учетных систем
Стандартное решение 1С
Готовое решение, предоставляемое компанией 1С, предусматривает отбор контролируемых сделок и автоматическую генерацию уведомления в необходимом для подачи в ФНС формате XML на основании данных, содержащихся в учетной системе.
Пожалуй, главным преимуществом решения является низкая стоимость его приобретения и внедрения для компаний, уже использующих 1С.
Однако у данного решения существует ряд ограничений, в частности:
- Решение может быть использовано только в типовых конфигурациях системы 1С: Бухгалтерия предприятия КОРП 2.0.40.8, Управление производственным предприятием 1.3.30.1, Комплексная автоматизация 1.1.26.1.
- В решении отсутствует возможность группировки сделок в соответствии с принципами однородности в целях формирования листа 1Б и листа 1А уведомления.
- В решении отсутствуют схемы валидации, позволяющие выделить ошибки, вызванные некорректным и/или неполным вводом информации в 1С.
- В решении не реализована возможность пакетного ввода недостающих для формирования уведомления данных в справочники системы, необходимая практически каждому налогоплательщику, в результате чего недостающие данные необходимо вводить вручную.
Стандартное решение SAP
Для тех компаний, которые ведут учет в системе SAP решение выпускается бесплатно в виде патча и, так же как и стандартное решение 1С, предоставляет возможность автоматически сформировать уведомления в формате XML на основе данных учетной системы.
Однако для установки и использования решения требуется донастройка функционала, которая может занять от одного до нескольких месяцев. Также пользователи SAP, скорее всего, уже неоднократно сталкивались с тем, что выпускаемые патчи и дополнения сложно (а временами и невозможно) внедрить в системе в случае, если компания использует собственные разработки. С этой точки зрения данное решение не является исключением.
Еще одной особенностью решения является необходимость определения контролируемых сделок вручную, а также ручной группировки контролируемых сделок в соответствии с требованиями по заполнению раздела 1А уведомления.
Решения сторонних поставщиков
Решение "Модуль ТЦО" на базе SAP Netweaver
"Модуль ТЦО" на базе SAP Netweaver - это программный продукт, предназначенный для интеграции с системой SAP ERP налогоплательщика с целью автоматической подготовки уведомления. При этом данное решение предоставляет гибкие возможности настройки и адаптации к системе SAP ERP.
Данное решение является оптимальным компромиссом между собственной разработкой в системе SAP ERP и стандартным решением компании SAP в случае, если в системе клиента много собственных разработок и необходимо иметь возможность оперативной модификации решения. "Модуль ТЦО" позволяет учесть все особенности бизнес-процессов налогоплательщика и доработок его учетной системы, а стоимость внедрения решения "Модуль ТЦО" зачастую значительно ниже, чем стоимость разработки собственного решения в системе SAP.
Основным ограничением данного решения является необходимость разработки модуля сбора данных в системе SAP ERP для извлечения сделок и справочной информации.
Решение "Портал ТЦО" на базе 1С
Решение "Портал ТЦО" разработано на базе системы 1С, но представляет собой отдельное приложение, работающее через удобный веб-интерфейс. "Портал ТЦО" может быть использован в случае ведения учета в любой ERP-системе, при этом может быть настроен автоматический импорт данных из учетной системы. Стоимость реализации данного решения значительно ниже, чем стоимость доработки собственной учетной системы.
Решение "Портал ТЦО" предоставляет широкие возможности настройки с учетом особенностей конкретной компании. Функциональность решения включает автоматический отбор контролируемых сделок с возможностью настройки критериев отбора, а также автоматическую группировку контролируемых сделок по различным критериям. Также "Портал ТЦО" содержит контрольные процедуры и отчеты для подтверждения корректности данных на различных этапах подготовки.
Кроме того, перспектива развития "Портала ТЦО" предусматривает внедрение различных элементов операционного контроля за ТЦО.
Модель TP Notification на базе MS Excel
Автоматизированная модель "TP Notification" разработана в компании Ernst&Young на базе MS Excel и представляет собой наименее затратное решение для целей автоматизации подготовки Уведомления.
Налогоплательщику необходимо выгрузить данные о сделках из своей учетной системы в заданном формате, после чего модель "TP Notification" по нажатии нескольких кнопок сделает все необходимые обработки и сформирует уведомление в формате XML, а также выдаст отчет об ошибках по результатам проверки на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством к файлу XML. Модель "TP Notification" позволяет подготовить Уведомление в сжатые сроки (ориентировочно 3-5 недель).
Функциональность модели может быть легко модифицирована самим налогоплательщиком, в т.ч. в случае изменения законодательства по ТЦО. Также модель предусматривает гибкую настройку группировки сделок в разделы 1А уведомления, и налогоплательщик в случае необходимости может подготовить новую версию уведомления с другим подходом к группировке в течение часа (например, сделать отдельные группы сделок по каждому контрагенту, или договору, или даже номенклатуре). Такая возможность особенно актуальна в условиях отсутствия четких требований к группировке сделок.
Использование MS Excel в основе решения делает его цену минимально возможной на рынке программных продуктов при реализации всей необходимой функциональности. При этом не стоит рассматривать данное решение как недостаточно основательное по сравнению с решениями на основе 1С или SAP, поскольку в условиях формирующегося законодательства по ТЦО и соответствующей правоприменительной практики такой подход может оказаться наиболее эффективным. Использование MS Excel в качестве временного решения позволит не принять поспешных решений о существенных инвестициях в развитие информационных систем в переходный период, а в будущем реализовать более масштабные и затратные ИТ-проекты с достаточным уровнем уверенности в стоящих перед налогоплательщиком требованиях. Следует отметить, что аналогичная ситуация наблюдалась в свое время с регистрами налогового учета - когда вступила в силу гл. 25 НК РФ, многие налогоплательщики пользовались временными регистрами на основе MS Excel, пока требования к ведению учета не стали в достаточной степени сформированными.
Выбор подходящего решения
Для удобства сопоставления различных решений в таблице ниже приведено их сравнение по ключевым критериям, на которые, как правило, обращают наибольшее внимание налогоплательщики.
Для того чтобы определиться с выбором решения, прежде всего следует понять, насколько существенно для компании построение максимально автоматизированного процесса подготовки уведомления уже сейчас, или на данном этапе достаточно лишь подготовить уведомление за 2012 год с наименьшими затратами. Также следует решить, имеет ли смысл уже сейчас задумываться об автоматизации не только подготовки уведомления, но и процессов операционного контроля за ТЦО. Ответы на эти вопросы позволят ограничить список решений и выбрать оптимальный для компании подход.
Рассмотрим общую логику выбора подходящего варианта решения.
Если приоритетом является подготовка Уведомления с минимальными затратами, то из рассмотренных решений наиболее подходящим является решение "TP Notification" на базе MS Excel. Это решение избавляет от необходимости значительных инвестиций в развитие информационных систем, при этом часть работ по подготовке уведомления можно передать на аутсорсинг, чтобы эффективно управлять трудозатратами собственных сотрудников.
Стандартные решения SAP и 1С имеет смысл рассматривать компаниям с относительно небольшим количеством сделок (несколько тысяч), поскольку значительный объем работ по отбору и группировке сделок в рамках этих решений придется производить вручную. Также учетная система компании должна удовлетворять определенным ограничениям на версию и иметь минимальный уровень доработок, позволяющий установить и настроить стандартное решение.
Доработку собственной учетной системы имеет смысл рассматривать компаниям с очень большим количеством контролируемых сделок (несколько сотен тысяч). При большом количестве сделок трудоемкость процессов выгрузки/загрузки данных значительно возрастает, поэтому риск ошибок при работе с большим объемом данных может быть достаточно материальным, чтобы инвестиции значительных средств в доработку учетной системы были оправданны.
При этом для пользователей SAP, рассматривающих доработку своей учетной системы, разумной альтернативой является решение "TP Module" на базе SAP Netweaver. При его внедрении не придется переплачивать за "изобретение велосипеда", как при полной донастройке системы SAP, поскольку решение уже содержит все необходимые функции в части подготовки уведомления, и нужно проработать только механизмы сбора данных.
Решение "Портал ТЦО" будет интересно как пользователям 1С, поскольку обладает встроенными возможностями интеграции с учетной системой 1С, так и пользователям других систем, предлагает возможность загрузки/выгрузки через MS Excel, а также позволяет настроить более сложные механизмы интеграции. При этом особенно интересен "Портал ТЦО" будет группам компаний, поскольку он позволяет создать единую информационную платформу для работы со всеми данными о сделках в рамках холдинга с возможностью внутригрупповой сверки и зеркалирования данных.
С. Сараев,
директор налогового департамента компании EY, Россия
Д. Сурченко,
менеджер налогового департамента компании EY, Россия
Е. Гойдина,
старший консультант налогового
департамента компании EY, Россия
"Налоговый вестник", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1