О каких фактах, обнаруженных при оказании аудиторских услуг, аудиторы обязаны сообщить в Росфинмониторинг
Минфин России разработал рекомендации для аудиторов о том, каким клиентам и сделкам необходимо уделять пристальное внимание при проведении аудиторских проверок и оказании иных услуг. Аудиторам также предложено выявлять выгодоприобретателей клиентов и ранжировать последних в зависимости от степени риска.
В ходе аудиторской проверки аудиторы, помимо прочего, обязаны учесть, соблюдает ли проверяемое лицо требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (п. 9 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД) 6/2010, утв. приказом Минфина России от 17.08.10 N 90н). Эти требования установлены Федеральным законом от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). В основном они сводятся к тому, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в Росфинмониторинг сведения об определенных сделках (см. врезки на с. 72 и 75).
Буква закона. Операции, подлежащие обязательному контролю согласно Закону N 115-ФЗ
Если компания осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом, она представляет в Росфинмониторинг сведения (п. 4.1 письма):
- об операциях, подлежащих обязательному контролю. Эти операции перечислены в статье 6 Закона N 115-ФЗ;
- об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников этой компании возникают подозрения, что какие-либо из них осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Обязательному контролю подлежат конкретные операции с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Речь, в частности, идет (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ):
- о снятии с банковского счета или зачислении на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;
- покупке или продаже физическим лицом наличной иностранной валюты;
- открытии вклада в пользу третьего лица с размещением на нем денежных средств в наличной форме;
- внесении физическим лицом в уставный капитал компании наличных денежных средств;
- предоставлении юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентных займов физическим или юридическим лицам;
- получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Сделка с недвижимым имуществом представляет интерес для Росфинмониторинга, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. руб., или превышает ее (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Кроме того, обязательному контролю подлежат также некоторые операции некоммерческих организаций и любые сделки с денежными средствами или иным имуществом, заключенные с организацией или физическим лицом, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (п. 1.2 и 2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Обратите внимание! С 31 июля расширен перечень организаций, на которые распространяются требования Закона N 115-ФЗ
К числу организаций, которые обязаны сообщать в Росфинмониторинг сведения о подлежащих особому контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, относятся (ст. 5 Закона N 115-ФЗ):
- кредитные, страховые, лизинговые и микрофинансовые организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации федеральной почтовой связи, ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- компании, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, взаимное пари и иные основанные на риске игры (в том числе в электронной форме);
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- организации, оказывающие посреднические услуги при проведении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы.
С 31 июля 2013 года в этот перечень включены еще четыре вида организаций (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 28.06.13 N 134-ФЗ):
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Кроме того, начиная с 31 июля 2013 года права и обязанности, возложенные Законом N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются также на индивидуальных предпринимателей, которые:
- являются страховыми брокерами;
- осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Отметим, что, по мнению Росфинмониторинга, указанные поправки начали действовать на один день раньше - с 30 июля 2013 года (информационное письмо от 17.07.13 N 28).
Минфин России подготовил подробную инструкцию для аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов о том, что конкретно им необходимо проверить в рамках такого анализа. Эти рекомендации приведены в письме финансового ведомства от 06.06.13 N 07-02-05/20990 (далее - письмо). В нем также указано, о каких обстоятельствах или выявленных сомнительных операциях теперь уже аудиторы обязаны проинформировать Росфинмониторинг.
Получается, заплатив аудиторской компании, как правило, немаленькую сумму за аудит отчетности или налоговую консультацию, даже законопослушная организация вполне может за свои же деньги нажить себе неприятности, если какая-то из ее сделок покажется аудиторам подозрительной. Это тем более неприятно, так как аудитор в подобной ситуации не вправе разглашать факт передачи информации в Росфинмониторинг, то есть не может поставить об этом в известность своего клиента (п. 30 письма).
В зоне повышенного внимания находятся лица, имеющие контрагентов в офшорах и странах, не выполняющих рекомендации ФАТФ*(1)
Минфин России рекомендует аудиторам при проверке того, выполняет ли клиент требования Закона N 115-ФЗ, особое внимание уделять тем из них, которые осуществляют операции с контрагентами из государств и территорий (п. 2 письма):
- предоставляющих льготный режим налогообложения (офшорные территории) или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств и территорий утвержден приказом Минфина России от 13.11.07 N 108н. В него, в частности, включены Британские Виргинские острова, Мальта, Княжество Монако, Объединенные Арабские Эмираты, Сейшельские острова. Отметим, что Кипр исключен из этого перечня с 1 января 2013 года (приказ Минфина России от 21.08.12 N 115н);
- не выполняющих или частично выполняющих рекомендации ФАТФ по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким государствам отнесены всего лишь два: Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (приказ Росфинмониторинга от 10.11.11 N 361).
Клиент, работающий с контрагентами из указанных государств или территорий, подлежит особому контролю со стороны аудиторов, только если он совершает с этими контрагентами следующие операции (п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ):
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.
Если аудиторы обнаружили, что клиент нарушил Закон N 115-ФЗ, они прежде всего должны установить, не привело ли это к искажению отчетности
Минфин России подчеркнул, что при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудиторы должны рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате любых недобросовестных действий проверяемого лица, например нарушения им требований Закона N 115-ФЗ (п. 8 письма).
Аудитор, в частности, должен удостовериться в том, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате подобных недобросовестных действий (п. 8 ФСАД 5/2010, утв. приказом Минфина России от 17.08.10 N 90н).
Допустим, аудиторы выявили нарушение клиентом требований Закона N 115-ФЗ или подозревают, что он совершал операции с целью легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В этом случае Минфин России предлагает аудиторам самостоятельно решать, обязаны ли они сообщить об этом факте в Росфинмониторинг (п. 8 письма).
Даже если несоблюдение проверяемым лицом требований Закона N 115-ФЗ не оказало существенного влияния на его бухгалтерскую отчетность, аудиторы вправе отказаться от аудита такой отчетности или выполнения иного аудиторского задания. Отказ возможен, если руководство или собственники аудируемого лица не предпринимают никаких действий по устранению выявленных нарушений или предотвращению несоблюдения законодательства в будущем (п. 22 ФСАД 6/2010).
Максимум внимания Минфин России уделил порядку действий аудиторов при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг
Аудиторские компании и индивидуальные аудиторы наряду с деятельностью по проведению аудита вправе оказывать прочие связанные с этой деятельностью услуги (п. 6 и 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). К таким услугам, в частности, относятся:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
- бухгалтерское и налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, экономическое, финансовое и управленческое консультирование, в том числе по вопросам, связанным с реорганизацией или приватизацией юридических лиц;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и местного самоуправления.
Если аудиторская компания готовит или осуществляет от имени или по поручению своего клиента сделку с недвижимостью либо занимается управлением его банковскими счетами, она сама обязана выполнить требования, установленные Законом N 115-ФЗ. Прежде всего она должна идентифицировать клиента, организовать у себя в компании внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию, а также сообщать в Росфинмониторинг о проведении операций, которые подлежат обязательному контролю или предположительно могут быть осуществлены в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма (п. 10 письма).
При идентификации клиента аудиторам рекомендовано устанавливать выгодоприобретателя. В целом при разработке указаний по идентификации аудиторами клиентов Минфин России руководствовался Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей (утв. приказом Росфинмониторинга от 17.02.11 N 59).
Финансовое ведомство подчеркнуло, что аудиторская компания или индивидуальный аудитор обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании, и установить определенные сведения о нем (см. врезку на с. 76). При этом рекомендовано выявлять юридические и физические лица, имеющие регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не выполняет рекомендации ФАТФ. Кроме того, предписано выявлять граждан и организации, использующие счета в банках, зарегистрированных в таких государствах (п. 13 письма).
Справка. Какие сведения о клиенте аудиторы должны установить перед оказанием услуг
Если клиентом аудиторской компании или индивидуального аудитора является юридическое лицо, в отношении него необходимо определить наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер (ОГРН), место государственной регистрации и адрес местонахождения (п. 12 письма).
В отношении физического лица аудитор устанавливает следующие сведения:
- фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
- гражданство;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- данные миграционной карты;
- сведения документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
- адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
- ИНН (при его наличии).
Также Минфин России указал, что при идентификации клиентов аудиторам следует установить выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, например, на основании договора поручения, комиссии или доверительного управления либо агентского договора (п. 14 письма и ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Причем для идентификации клиентов предложено использовать анкетирование. Оно заключается в составлении бумажного или электронного документа, содержащего сведения о клиенте и его деятельности, а также о выгодоприобретателе.
Перечень сведений, рекомендуемых для включения в анкету клиента, приведен в приложении 4 к Положению о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей (утв. приказом Росфинмониторинга от 17.02.11 N 59). При наличии длительных отношений с клиентом сведения о нем и его выгодоприобретателе аудиторам необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае разового оказания услуг - каждый раз при обращении клиента к аудитору (п. 17 письма и подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Еще одна рекомендация - оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска причастности его к легализации доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (п. 13 и 16 письма). При этом Минфин России отметил, что результаты ранжирования клиентов в зависимости от степени риска должны быть недоступны никому, кроме органов государственной власти в соответствии с их компетенцией (п. 16.5 письма).
Минфин России назвал сделки клиентов, которые точно должны привлечь внимание аудиторов. Если деятельность клиента отнесена к повышенному риску, аудиторы обязаны уделить особое внимание его операциям и сделкам, а также документально зафиксировать информацию об обнаруженных необычных сделках (п. 16.4 письма). Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок утверждены приказом Росфинмониторинга от 08.05.09 N 103.
Минфин России отметил, что основаниями для документального фиксирования информации о сделках клиента являются (п. 22 письма и п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ):
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности клиента, установленным его учредительными документами;
- выявление факта неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает достаточное основание полагать, что они были осуществлены для уклонения от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Аудиторы обязаны хранить собранную ими информацию о сделках клиента не менее пяти лет со дня прекращения отношений с этим клиентом (п. 24 письма и п. 4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
При наличии у аудиторов подозрений в том, что клиент совершил ту или иную сделку в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг. На отправку такого уведомления аудиторам отводится один рабочий день, следующий за днем выявления подозрительной операции или сделки (п. 25 письма и п. 5 Инструкции, утв. приказом Росфинмониторинга от 05.10.09 N 245).
Какие конкретно сведения аудиторы сообщают в Росфинмониторинг. Их примерный состав приведен в приложении к приказу этого ведомства от 11.08.10 N 213. Итак, в сообщение о подлежащей обязательному контролю или необычной операции или сделке аудиторы включают:
- содержание выявленной операции или сделки;
- ее принадлежность к одной из категорий - к операциям, подлежащим обязательному контролю, или к необычным операциям;
- дату, сумму и валюту операции;
- сведения о лицах, которые провели эту операцию либо совершили сделку;
- описание затруднений, возникших при квалификации операции как подлежащей обязательному контролю, либо изложение причины, по которой операция квалифицируется как необычная;
- сведения о сотруднике, составившем сообщение, и его подпись;
- дату составления сообщения об операции или о сделке;
- подпись непосредственного руководителя сотрудника, составившего сообщение об операции (при его наличии);
- отметку о действиях, предпринятых аудиторами в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции или ее признаков.
Аудиторы могут направить указанное сообщение в Росфинмониторинг на бумажном носителе или в виде электронного документа (п. 28 письма). Сообщение, составленное на бумаге, подписывает руководитель аудиторской организации или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию в компании правил внутреннего контроля. Документ заверяется оттиском печати организации. В случае если сообщение о подлежащей обязательному контролю или необычной операции направляет индивидуальный аудитор, он лично подписывает это сообщение и при наличии у него печати ставит на нем ее оттиск.
Документ, передаваемый в Росфинмониторинг в электронном виде, должен быть подписан электронной цифровой подписью. Единый формат представления информации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.09 N 245.
Минфин России назвал полезные веб-сайты в сфере противодействия легализации преступных доходов
Информацию в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма можно получить в интернете на сайтах следующих ведомств и организаций (приложение к письму):
- Росфинмониторинга - www.fedsfm.ru;
- Минфина России - www.minfin.ru, раздел "Бухгалтерский учет и аудит" - "Аудиторская деятельность" - "Стандарты и методики проведения аудита" - "Противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) - www.mumcfm.ru. Учредителем этого центра является Росфинмониторинг;
- ФАТФ - www.fatf-gafi.org (только на английском и французском языках);
- Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - (есть версия сайта на русском языке).
Е.В. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ФАТФ (англ. the Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Эта межправительственная организация занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99