Формирование независимой системы оценки качества в области физической культуры и спорта
Решая задачу поэтапного увеличения зарплат работников бюджетной сферы, государство одновременно преследует и другую цель - повысить эффективность деятельности учреждений, а также качество предоставляемых ими государственных (муниципальных) услуг. Одним из способов измерения достигнутых результатов должна стать независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. В чем суть нововведения и каким образом оно затронет учреждения физической культуры и спорта?
Правовые основы создания механизма оценки
О создании нового механизма определения качества социальных услуг впервые было заявлено в Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В частности, пп. "к" п. 1 определил, что до 1 апреля 2013 года должна быть сформирована независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, которая включает в себя установление критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности. Во исполнение данной нормы Правительство РФ приняло Постановление от 30.03.2013 N 286, регламентировавшее процесс формирования указанной системы оценки (далее - Правила N 286), а также Распоряжение от 30.03.2013 N 487-р, утвердившее соответствующий план мероприятий (далее - План мероприятий N 487-р). Эти нормативные правовые акты распространяются на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги населению в сферах образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания.
Упоминания о механизме оценки качества встречаются и в других документах. Так, Правительство РФ Распоряжением от 30.12.2012 N 2620-р приняло План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Согласно гл. III этого документа расширение потенциала системы дополнительного образования детей, в которой работают многие учреждения физкультуры и спорта, будет происходить в том числе за счет разработки и внедрения системы оценки качества в данной сфере. Причем сделать это предстоит уже в 2013 году.
Впрочем, новый механизм оценки качества работы и последующего рейтингования учреждений необходим не столько для того, чтобы выделить лучших и худших, сколько для корректировки объемов финансирования учреждений и размера заработка их работников. Эта связь обозначена, например, в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р. В главе IV данной программы сказано, что повышение оплаты труда за счет стимулирующих выплат должно соотноситься с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. В свою очередь, достижение таких показателей должно определяться на основе использования независимой системы оценки качества работы учреждений.
Нормативная база, регулирующая процесс проведения оценки, только начинает создаваться. Согласно п. 4, 5 Плана мероприятий N 487-р органы власти всех уровней должны утвердить перечни дополнительной необходимой и достоверной информации о деятельности учреждений, которая должна быть предоставлена гражданам - потребителям услуг (во II квартале 2013 года), а федеральные министерства должны разработать в сферах своего регулирования общие рекомендации (в III квартале 2013 года). Последний документ Минспорт уже издал: Методические рекомендации по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, утвержденные ведомственным Приказом от 19.03.2013 N 121 (далее - Рекомендации N 121).
Участники системы оценки
В работе по созданию независимой системы оценки должны участвовать несколько сторон.
1. Учреждения физкультуры и спорта, являющиеся наряду с остальными государственными и муниципальными учреждениями объектами оценки. Они задействованы только в подготовительном и заключительном этапе работ, но не в самих процедурах оценки, а именно:
- раскрывают полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления своих услуг (пп. "а" п. 3 Правил N 286, п. 3.1 разд. II Рекомендаций N 121);
- разрабатывают на основе результатов оценки и утверждают по согласованию с учредителем планы по улучшению качества своей работы (пп. "б" п. 6 Правил N 286, п. 3.3 разд. II Рекомендаций N 121);
- размещают на собственном сайте результаты работы, общественного мнения о ее качестве, рейтинги (п. 3.2 разд. II Рекомендаций N 121), а также планы мероприятий по улучшению и обеспечивают выполнение последних (пп. "б" п. 6 Правил N 286).
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Их задачи - издать необходимые нормативные акты, организовать процесс оценки и рассмотреть ее результаты. Органы власти также не могут принимать участие в оценочных процедурах.
В силу положений п. 5 Правил N 286 и п. 4.1 разд. II Рекомендаций N 121 учредители создают общественные советы, оказывают им содействие и поддержку в работе, изучают результаты оценки качества работы учреждений и рейтингов их деятельности, полученных от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов. Кроме того, органы власти контролируют выполнение учреждениями установленных требований по обеспечению открытости и доступности необходимых документов (п. 4 Правил N 286).
Следует обратить внимание, что согласно п. 4.3 разд. I Рекомендаций N 121 органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе не создавать общественный совет. Вместо него можно определить в качестве партнера по проведению оценки действующее общественное объединение (так называемого общественного оператора). При этом уставные цели и задачи такого объединения должны соответствовать целям организации системы независимой оценки.
Также учредители должны будут разработать на основе полученных результатов оценки предложения по улучшению качества работы подведомственных учреждений и направить им эти предложения (пп. "а" п. 6 Правил N 286, п. 4.4 разд. II Рекомендаций N 121). Необходимо будет отреагировать на итоговый результат работы: учесть степень выполнения утвержденных учреждениями планов мероприятий по улучшению при оценке эффективности работы их руководителей (пп. "а" п. 6 Правил N 286) и рассмотреть возможность поощрения организаций, возглавивших рейтинг (п. 4.3 разд. II Рекомендаций N 121).
3. Общественные советы (либо общественные операторы). Это центральный элемент системы, функция которого как раз и заключается в проведении оценки. Согласно пп. "б" п. 5 Правил N 286, п. 2.1-2.7 разд. II Рекомендаций N 121 такие советы вправе формировать перечни организаций для проведения оценки и определять критерии эффективности их работы, которые характеризуют:
а) открытость и доступность информации об учреждении;
б) комфортность условий и доступность получения услуг (в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья);
в) время ожидания в очереди;
г) доброжелательность, вежливость и компетентность персонала;
д) долю получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания.
На основе перечисленных критериев общественные структуры устанавливают порядок оценки.
Кроме того, данные структуры могут организовывать работу по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и созданию рейтингов о качестве работы учреждений, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными и экспертными сообществами. При этом в п. 2.5 разд. II Рекомендаций N 121 отдельно указано, что сам общественный совет либо оператор должен формировать рейтинги не реже одного раза в два года.
Наконец, совету предстоит проинформировать учредителя - направить ему результаты оценки и предложения по улучшению качества работы учреждений, а также по организации доступа к информации, необходимой для потребителей услуг.
4. Общественные организации, профессиональные сообщества, средства массовой информации, специализированные рейтинговые агентства и иные эксперты, которые, как следует из смысла положений п. 1, 5 Правил N 286, тоже вправе участвовать в проведении оценки. Это дополнительное звено, которое облегчит работу общественных советов в части определения общественного мнения и создания рейтингов и, кроме того, обеспечит независимость оценки.
Область применения механизма оценки
Сам механизм стандартизированной оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физкультуры и спорта, подробно прописан в Рекомендациях N 121. Согласно п. 1.1 разд. I к оцениваемым организациям относятся:
- детско-юношеские спортивные школы;
- специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
- специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;
- детско-юношеские клубы физической подготовки;
- адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки;
- училища олимпийского резерва.
Отметим, что разработанная Минспортом методика оценки применима не только при составлении рейтингов и повышении открытости деятельности учреждений. Методика способна стать инструментом для принятия решений на разных уровнях. Так, согласно разд. IV Рекомендаций N 121 учреждения могут использовать данную методику при проведении самооценки, а также нефинансового аудита своей деятельности, для формирования публичной отчетности. Учредителям же предлагается применять рассматриваемый механизм при подготовке обоснованных политических и управленческих решений в отношении учреждений физкультуры и спорта, оптимизации и модернизации процессов в этой сфере, в том числе при распределении бюджетных средств. Иначе говоря, результаты независимой оценки в дальнейшем могут влиять и на объемы финансирования учреждений, и на их дальнейшую судьбу.
Методика оценки и рейтингования
Как следует из положений п. 5.1 разд. II Рекомендаций N 121, оценка качества работы учреждений физкультуры и спорта, вошедших в установленный общественным советом перечень организаций, и их рейтингование должны проходить ежегодно. Для этого советам необходимо собрать и проанализировать информацию, предоставленную самими учреждениями, размещенную на их сайтах, а также полученную в ходе изучения общественного мнения и мониторинга их деятельности.
В отношении отобранных данных применяются показатели оценки качества работы организаций, утвержденные общественным советом. Согласно п. 2 разд. III Рекомендаций N 121 эти показатели должны охватывать все ключевые сферы деятельности учреждений и делиться на две группы, характеризующие качество услуг и результативность деятельности. Предложенная в п. 2.1, 2.2 разд. III Рекомендаций N 121 методика расчета приведена в таблице.
Показатель | Формула | Пояснение |
Характеристики качества услуг | ||
Число обоснованных жалоб потребителей на качество услуг, предоставленных организацией (единиц жалоб) |
К - коэффициент значимости (К = -1) | |
Количество зарегистрированных случаев травматизма (единиц случаев) |
К - коэффициент значимости (К = -1) | |
Доля штатных тренеров-преподавателей и инструкторов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, от общего количества штатных тренеров-преподавателей и инструкторов |
| |
Доля денежных средств, потраченных на материально-техническое обеспечение учреждения, от общих расходов на его содержание |
| |
Характеристики результативности деятельности | ||
Сохранность контингента (человек) |
| |
Доля обучающихся, воспитанников, получивших спортивный разряд, спортивное звание (%) |
|
Общий балл рассчитывается как сумма всех полученных значений. Таким образом, наличие в учреждении жалоб получателей услуг и случаев травматизма снизит итоговую оценку, а положительная динамика, характеризующая рост квалификации преподавательского состава, улучшение материально-технической базы, возрастающий процент сохранности контингента и увеличение числа "разрядников", - наоборот, повысит эту оценку.
На основании полученного результата учреждению присваивается место в рейтинге - чем больше общий балл, тем выше позиция. Однако оценки организаций не будут сводиться в единый список. Рейтингов должно быть несколько, поскольку степень обеспеченности учреждений ресурсами неодинакова. Поэтому, как сказано в п. 3.3, 3.4 разд. III Рекомендаций N 121, следует отдельно оценивать учреждения физкультуры и спорта различных уровней (федеральные, региональные, муниципальные городские, сельские муниципальные). Кроме того, для учреждений адаптивной физической культуры и спорта нужно составлять свои рейтинги, также разделяя их по принадлежности (федеральные, региональные и т.д.).
Данные для оценки, предоставляемые учреждениями
Согласно п. 6 разд. II Рекомендаций N 121 в качестве информационной базы и основы для проведения независимой оценки используются:
- данные федерального статистического наблюдения по формам 5-ФК (сведения по спортивным школам) и 3-АФК (сведения об адаптивной физкультуре и спорте), утвержденным Приказом Росстата от 23.10.2012 N 562;
- дополнительные сведения, предоставляемые организациями в соответствии с критериями и показателями эффективности их работы (установлены п. 1, 2 разд. III Рекомендаций N 121);
- информация и сведения, размещенные на сайте организации;
- данные, полученные в ходе изучения общественного мнения и мониторинга деятельности организаций.
То есть основную часть сведений для составления рейтингов учреждения физкультуры и спорта должны сформировать и предоставить сами. Так, детско-юношеским спортивным школам и специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва нужно направить статистические данные и сведения, соответствующие установленным критериям и показателям эффективности, в районные (городские) органы управления физкультурой и спортом либо в органы местного самоуправления (в зависимости от подчиненности). Сделать это необходимо до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 6.1 разд. II Рекомендаций N 121). Затем информация будет передана органу исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта (до 25 января) и Минспорту (до 10 февраля). Учредители также должны направить данную информацию (но уже в обобщенном виде) в общественные советы, которые и будут формировать на ее основе рейтинги.
Кроме того, учреждениям следует проанализировать и при необходимости дополнить или обновить сведения, размещенные на своих сайтах. Ведь открытость и доступность информации для получателей услуг теперь должны контролировать учредители, а полные и актуальные сведения о порядке предоставления услуг будут способствовать более адекватной и высокой оценке работы организации.
Г. Зайцева,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"