Решение собрания: юридический факт гражданского права? (комментарий изменений, внесенных в статьи 8 и 12 ГК РФ)
1 марта 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ*(1). Среди законодательных новелл - признание решения собрания основанием возникновения гражданских прав и обязанностей в случаях, предусмотренных законом (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ), и возможность признания решения собрания недействительным (абз. 5 ст. 12 ГК РФ).
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания находится проект федерального закона N 47538-6/4 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"*(2) (далее - Законопроект N 47538-6/4). Глава 9.1 (ст. 181.1-181.5) ГК РФ в редакции Законопроекта именуется "Решения собраний".
Указанные нововведения вызывают множество теоретических и практических вопросов. В частности, неясно, какова правовая природа решения собрания, по каким критериям оно отнесено к числу юридических фактов, какие решения и каких собраний могут признаваться недействительными. Существующая правовая неопределенность может привести к нестабильности имущественного оборота, негативно сказаться на формировании обыденного правосознания, подорвать уверенность в справедливости правосудия. В настоящей статье мы проанализируем решение собрания как юридический феномен.
Слово "собрание" используется для обозначения как соединения лиц (общее собрание акционеров и др.), так и вещей (собрание книг, картин и др.). Для целей настоящей статьи понятие "собрание" будет рассматриваться только применительно к субъектам. Иные лексические значения слова "собрание" (музейное собрание, собрание законодательства и др.), очевидно, не могут использоваться при толковании ст. 8, 12 ГК РФ. Собрание в смысле "совокупность вещей" относится к объектам права (ст. 128 ГК РФ) и не является предметом данного исследования.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля слово "собрание" (производное от "сбирать") понимается, в частности, как "созыв в одном месте", "соединение", "скопление", "совещание"*(3).
В энциклопедическом словаре, изданном Ф.А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, сказано, что собрания созываются для обсуждения и разрешения вопросов*(4). Отмечается, что собрания могут созываться как для постановления решений, избрания должностных лиц и пр., так и для рассуждения об общественных делах, выслушивания мнений и т.п.*(5)
С.И. Ожегов определяет слово "собрание" в одном из значений как совместное присутствие людей, членов какой-нибудь организации для обсуждения чего-нибудь*(6).
Исходя из лексического толкования, можно сделать вывод о том, что собрание предполагает участие двух и более лиц. Поэтому, например, в обществе с ограниченной ответственностью, состоящем из одного участника, общее собрание не образуется. Решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно*(7). Аналогичная картина наблюдается в акционерных обществах, в которых все голосующие акции принадлежат одному акционеру*(8).
Анализ нормативных правовых актов показывает, что термин "собрание" используется во многих значениях, в том числе в наименованиях:
- одной из свобод человека (право на свободу мирных собраний*(9));
- Конституционного собрания, созываемого с целью внесения поправок в Конституцию РФ*(10);
- органа государственной власти (например, Федерального Собрания*(11));
- коллегиального органа юридического лица корпоративного типа, основанного на членстве (например, общего собрания акционеров*(12));
- совместного присутствия лиц, например, совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, как одной из форм принятия решений коллегиальным органом юридического лица (п. 1 ст. 50 Закона об акционерных обществах);
- формы принятия несколькими субъектами решения о создании другого субъекта (учредительное собрание*(13));
- также законом предусмотрены: общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме*(14), общее собрание работников*(15) и др.
В некоторых случаях для наименования совместного присутствия нескольких лиц законодатель использует другие термины: "конференция"*(16), "съезд"*(17), "совет директоров"*(18), "наблюдательный совет"*(19), "ученый совет"*(20), "правление"*(21) и др.
Несмотря на различия в названиях, очевидно, что во всех перечисленных случаях речь идет о собрании лиц.
Каковы общие признаки социальных явлений, которые охватываются понятием "собрание лиц", каковы различия между этими собраниями?
Собрание как "совещание" означает совместное обсуждение его участниками каких-либо вопросов.
Форма обсуждения может различаться. Известны собрания, проходящие в форме совместного присутствия его участников в отведенном месте, в форме дистанционного участия (телемосты, аудиоконференции и т.п.).
Некоторые собрания могут проходить только в строго определенных местах. Так, митинг может состояться только в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан в процессе собрания и указанном в уведомлении о проведении публичного мероприятия*(22). Общее собрание акционеров должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества, если иное место не установлено в уставе акционерного общества*(23).
Между тем общее собрание членов производственного кооператива может проводиться в любом месте, определенном организаторами. Никаких ограничений, касающихся места проведения общего собрания членов производственного кооператива, законом не установлено*(24).
Различаются собрания лиц, связанных организационным единством (собрание членов кафедры, собрание членов коллегиального органа юридического лица и др.), и собрания участников, организационно не объединенных (например, собрание жильцов подъезда многоквартирного дома, стихийная очередь).
В связи с этим представляется не вполне корректной формулировка п. 2 ст. 181.1 Законопроекта N 47538-6/4, согласно которой участники любого собрания именуются "участниками гражданско-правового сообщества".
Собрания участников, объединенных организационным единством, можно разделить на собрания, признаваемые законом в качестве коллегиальных органов (Федеральное Собрание, совет директоров акционерного общества и др.), и собрания, представляющие собой установленные законом формы принятия решений (учредительное собрание, диссертационный совет и пр.).
Процедура созыва и проведения собраний может регламентироваться различными способами:
во-первых, только нормативными правовыми актами*(25);
во-вторых, нормативными правовыми актами, уставом юридического лица и иными актами*(26);
в-третьих, иными актами, которые принимаются отдельными юридическими лицами*(27);
в-четвертых, самими участниками собрания, в том числе непосредственно перед его проведением.
В соответствии с регламентом определяется круг вопросов, обсуждаемых на собрании (компетенция собрания).
Собрания могут созываться для обсуждения общественно значимых и частных вопросов.
Например, митинг как совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте созывается для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов*(28). Частные вопросы обсуждаются на общих собраниях акционеров, собственников помещений в многоквартирном доме, общих собраниях (конференциях) работников и др.
Согласно российскому закону акционером может стать любой субъект права. Участником учредительного собрания, обсуждающего вопрос о создании акционерного общества, всегда является физическое лицо, действующее либо от своего имени, либо от имени учредителя, в том числе юридического лица или публичного образования. В общем собрании акционеров от имени акционера - юридического лица, Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования также участвует физическое лицо, которое выступает в качестве полномочного представителя данного акционера*(29). Только физическое лицо может быть членом совета директоров (наблюдательного совета) общества*(30).
Следует отметить, что во Франции в наблюдательный совет акционерного товарищества может быть назначено юридическое лицо. При этом оно обязано определить в качестве постоянного представителя физическое лицо (ст. L-225-76 Коммерческого кодекса Франции*(31)).
Анализ законодательства и практики проведения собраний показывает, что на собрании могут присутствовать, в том числе участвовать в обсуждении, лица, имеющие различные права и обязанности.
Так, на общих собраниях акционеров присутствуют акционеры - владельцы как обыкновенных, так и привилегированных акций. При этом владельцы обыкновенных акций имеют право голосовать по всем вопросам повестки дня, тогда как участие в голосовании владельцев привилегированных акций ограничено*(32).
Некоторые субъекты (например, лица, исполняющие функции единоличного исполнительного органа или председателя совета директоров, аудитор и др.) обязаны присутствовать на общих собраниях акционеров, участвовать в обсуждении, давать пояснения, но не имеют права голоса*(33).
Как правило, на собраниях также присутствуют и участвуют в обсуждении приглашенные лица. В частности, на общие собрания акционеров нередко приглашаются юристы, бухгалтеры, иные специалисты, дающие пояснения по вопросам повестки дня*(34). Они также не имеют права голоса.
Получается, что не все лица, которые вправе, а иногда обязаны участвовать в собрании, имеют право голоса.
Лиц, участвующих в собрании, можно разделить на две категории:
- участники голосования, т.е. лица, имеющие на собрании право голоса;
- иные лица, принимавшие участие в собрании и обсуждении, но не имеющие права голоса. Их участие нельзя сбрасывать со счетов, поскольку оно имеет значение для формирования воли голосующих участников собрания. Очевидно, что позиция участников голосования определяется с учетом мнения квалифицированных специалистов, членов органов управления, аудиторов и др., их заключений, отчетов, ответов на вопросы и проч.
В связи с этим нуждается в уточнении формулировка п. 1 ст. 181.2 Законопроекта N 47538-6/4, согласно которой "решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания".
Голосование на собрании - это волевой акт (волеизъявление). Голосующие участники могут действовать:
- от собственного имени в своих интересах (п. 2 ст. 1 ГК РФ);
- от имени другого лица в его интересах (ст. 182 ГК РФ);
- от собственного имени в чужих интересах (например, руководствуясь директивой о голосовании*(35)).
Волеизъявление каждого голосующего участника может выражаться в поведении либо словах ("за", "против", "воздержался").
Результат голосования каждого участника может определяться по различным правилам (например, "один человек - один голос"*(36), "одна голосующая акция - один голос" и др.*(37)). Отдельным голосующим участникам может быть предоставлено право вето при принятии собранием решения*(38) и т.п.
Голосование "за" и "против" означает совершение голосующим участником действия активного типа: поддержка решения либо возражение против его принятия.
Неявка на собрание является формой бездействия.
Возникает вопрос о природе голосования "воздержался".
На наш взгляд, его также следует квалифицировать как разновидность действия активного типа. Д.Д. Гримм именовал такого рода действие "упущением, т.е. поведением лица, которое дает основание сделать вывод о его нежелании совершать определенные действия"*(39). В этом смысле "упущение" он квалифицировал как форму проявления воли вовне, как волеизъявление.
При подведении итогов голосования голоса воздержавшихся приравниваются к голосам, поданным против решения. Получается, что отказ от прямого выражения поддержки или несогласия с решением и активное возражение имеют одинаковые последствия для определения содержания решения.
Между тем в других случаях последствия волеизъявлений "против" и "воздержался" существенно различаются.
Например, право оспорить решение собрания акционеров принадлежит только акционеру, который не принимал участия в собрании либо голосовал против принятия решения*(40). Право требовать выкупа акций в порядке ст. 75 Закона об акционерных обществах принадлежит только акционерам, голосовавшим против либо не принимавшим участия в голосовании. Лица, которые при голосовании воздержались, таких прав не имеют.
Рассматриваемый подход законодателя представляется не вполне логичным, поскольку право на оспаривание решения общего собрания акционеров предоставляется акционеру в целях защиты его законных интересов. В отличие от акционера, который голосовал против решения, акционер, который проигнорировал собрание либо воздержался при голосовании, не проявил должную степень заботливости и осмотрительности в реализации своего интереса. На наш взгляд, правом на оспаривание решения собрания следует наделить только акционеров, которые голосовали против либо не участвовали в собрании, действуя добросовестно (например, не были надлежащим образом извещены о времени и месте собрания, не были допущены к голосованию и т.п.). Аналогичная позиция изложена в проекте постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" (п. 8)*(41).
В пункте 3 ст. 181.4 Законопроекта N 47538-6/4 обоснованно предлагается предоставить право в судебном порядке оспаривать решение собрания только лицу, которое не принимало участия в собрании или голосовало против принятия оспариваемого решения. Участнику собрания, голосовавшему за принятие решения или воздержавшемуся от голосования, предлагается предоставить право на оспаривание решения собрания только в случаях, когда его волеизъявление не было несвободным либо имеет иные пороки.
При отсутствии единогласия возникает вопрос о судьбе волеизъявлений участников, оставшихся при голосовании в меньшинстве.
Представляется, что волеизъявления этих участников не были проигнорированы, они учитывались при подсчете голосов. В данной ситуации игнорируется правовая цель, к достижению которой стремился каждый из участников, оказавшихся в меньшинстве. Тем самым достигаются правовые цели большинства участников, а меньшинству остается смириться с пренебрежением их правовыми целями ради получения иного блага*(42).
Итоги собрания в общем случае оформляются в виде одного документа, который именуется "протокол собрания".
В протоколе собрания обычно фиксируется присутствие на собрании как лиц, имеющих право голоса, так и приглашенных для участия в обсуждении, что позволяет персонализировать получаемую информацию, учитывать личные качества приглашенных. Протокол собрания отражает структуру органов собрания (председатель, секретарь, президиум, счетная комиссия и др.)*(43), вопросы повестки дня собрания, ход их обсуждения, результаты голосования и т.д. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.
Если повестка дня собрания включала два и более вопроса, в протоколе собрания отражаются результаты голосования по каждому из них. В таких случаях решением собрания следует считать волеизъявление, принятое по каждому отдельному вопросу повестки дня.
Регламентами принятия решений определяется кворум, т.е. минимальное количество участников собрания, а также количество голосов "за", необходимое для принятия решения (единогласие, квалифицированное большинство, простое большинство). По сути, решение собрания есть формализованное волеизъявление всех его голосующих участников, либо их большинства (квалифицированного, простого), либо даже одного голосующего участника, который реализовал право вето.
Собрания можно различать по цели:
- созванные для принятия решений;
- не имеющие цели принять решение (например, созванные только для обсуждения вопросов).
Решения собраний в зависимости от содержания можно условно разделить на несколько категорий:
- направленные на совершение действия активного типа ("позитивные решения");
- направленные на воздержание от совершения действия ("негативные решения"). Решения такого рода принимаются при недостаточности голосов для принятия "позитивного решения".
В каждом из рассматриваемых случаев правовые последствия неодинаковы.
Так, решение общего собрания акционеров об избрании лица в качестве единоличного исполнительного органа акционерного общества ("позитивное решение") является основанием для заключения между обществом и этим лицом соответствующего договора.
Между тем если ни одна из кандидатур, предложенных для избрания в качестве руководителя общества, не набрала на общем собрании акционеров необходимое количество голосов ("негативное решение"), никто из претендентов не вправе требовать заключения с ним договора об осуществлении полномочий единоличного исполнительного органа общества.
Другим примером "негативного решения" является решение совета директоров акционерного общества об отказе одобрить крупную сделку. Такое "негативное решение" является основанием для признания недействительной этой сделки, совершенной от имени общества его единоличным исполнительным органом.
В отличие от ситуации, когда принимается "позитивное" или "негативное" решение, отсутствие на собрании кворума означает, что собрание не состоялось. При таких обстоятельствах принято говорить, что решение не принято.
Само по себе отсутствие на собрании кворума не лишает пришедших возможности продолжать обсуждать вопросы, в том числе внесенные в повестку дня. Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания гарантировано ст. 31 Конституции РФ. Однако волеизъявления, выраженные присутствующими на заседании участниками такого собрания, не имеют правовых последствий.
Возникает вопрос: является ли решение собрания юридическим фактом гражданского права?
В теории права классификация юридических фактов проводится по разным основаниям. Для целей настоящего исследования имеет значение деление юридически значимых действий на юридические акты и юридические поступки, которое проводится по критерию направленности на достижение правового результата. Совершая юридические акты, субъекты целенаправленно создают правовые последствия. Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от намерения субъекта относительно их возникновения*(44).
Среди юридических актов гражданского права, в частности, выделяются:
- сделки (подп. 1 п. 1 ст. 8, ст. 153 ГК РФ),
- акты государственных органов и органов местного самоуправления (подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ),
- решения судов (подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Указанные юридические акты могут как совершаться по воле одного субъекта, так и становиться результатом волеизъявлений нескольких лиц. Так, в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина, составление завещания двумя или более гражданами не допускается (п. 4 ст. 1118 ГК РФ). Напротив, договор есть соглашение двух или более лиц (ст. 420 ГК РФ). Акты государственных органов и органов местного самоуправления, решения судов в соответствии с действующим законодательством могут приниматься как единолично, так и коллегиально (п. 4 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях*(45), ст. 17 Арбитражного процессуального кодекса РФ*(46) и др.).
Квалифицирующим признаком юридического акта является наличие воли совершающего его субъекта (субъектов), направленной на достижение определенного правового результата. Механизм формирования этой воли включается в субъективную сторону юридического акта.
В большинстве случаев субъективная сторона юридического акта не имеет правового значения. Так, дееспособный гражданин, который единолично является собственником вещи, в рамках закона может распоряжаться ею по своему усмотрению.
Вместе с тем есть случаи, когда процесс формирования воли лица, совершающего юридический акт, специально нормируется. Например, мотив совершения сделки, который обычно безразличен для наступления правовых последствий, в некоторых случаях приобретает правовое значение. Будучи включенным по воле сторон в содержание договора, он становится его существенным условием (целевой кредит, договор пожертвования и др.).
В частности, в субъективную сторону юридического акта могут включаться:
- согласие (разрешение) другого субъекта в случаях, когда получение такого согласия требуется в соответствии с законом, учредительными документами юридического лица, договором (ст. 26, 30, п. 1 ст. 37 ГК РФ; ст. 35 Семейного кодекса РФ и др.);
- одобрение одним лицом юридического акта, совершаемого другим лицом, когда такое одобрение необходимо в силу закона, учредительных документов юридического лица или договора*(47).
Отметим, что действия с целью предотвратить опасность для жизни лица, оказавшегося в опасности, допускаются и против воли этого лица, а исполнение обязанности по содержанию кого-либо - против воли того, на ком лежит эта обязанность (п. 2 ст. 983 ГК РФ).
Необходимость регулирования волеформирования и волеизъявления возникает во всех случаях, когда в нем участвуют два и более субъекта. Таковы ситуации совершения юридически значимых действий работником от имени работодателя; законным представителем от имени представляемого; сособственниками, определяющими судьбу общего имущества, и др. Регламентация процесса волеобразования связана с конфликтом интересов между отдельными субъектами множественности, обусловленным наличием у каждого из них собственных интересов, воли и цели. Средством урегулирования конфликта является нормирование субъективной стороны совершаемого юридического акта.
Выработка общей воли на собрании является лишь одним из способов формирования воли и волеизъявления.
Заметим, что собрание - не единственная форма принятия коллегиального решения. Два и более субъекта могут принять решение по общему согласию*(48), путем проведения заочного голосования*(49), референдума*(50) и др.
По решению собрания могут совершаться различные юридические акты: односторонняя сделка акционерного общества (ст. 53, 153 ГК РФ), локальный нормативный акт трудового права (ст. 8 Трудового кодекса РФ) и др.
Например, решение совета директоров акционерного общества об одобрении сделки с заинтересованностью является элементом фактического состава, необходимого для совершения обществом такой сделки. Решение общего собрания членов производственного кооператива об установлении размера вознаграждения председателю кооператива является индивидуальным актом трудового права.
Следует отметить, что решения одного собрания не всегда имеют одинаковую природу. Не случайно процедура их принятия может различаться. Так, решения учредительного собрания: о создании акционерного общества (1); об утверждении устава акционерного общества (2); об утверждении денежной оценки имущественных вкладов учредителей в оплату акций (3) требуют единогласия учредителей. Между тем решения: об избрании органов управления общества (4); об избрании ревизора или ревизионной комиссии (5); об утверждении аудитора (6) принимаются учредителями акционерного общества большинством в 3/4 голосов, которые представляют акции, подлежащие размещению среди учредителей общества.
Представляется, что принятие первых трех решений есть способ заключения между учредителями акционерного общества многостороннего организационного договора, направленного на формирование организационного единства и имущественной основы акционерного общества. Названное организационное единство возникает сразу после принятия учредительным собранием единогласного решения по указанным вопросам. Следует подчеркнуть, что такое единство не является юридическим лицом, но обладает некоторыми элементами правоспособности*(51).
С момента принятия решения о создании акционерного общества и утверждения его устава учредительное собрание действует в качестве органа вновь образованного организационного единства, а учредители - в качестве голосующих участников собрания как органа этого единства. Для принятия данным собранием последующих решений требуется не единогласие, а квалифицированное большинство голосов.
Таким образом, с нашей точки зрения, решение собрания, выделенное в качестве самостоятельного основания возникновения гражданских прав и обязанностей (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ), является лишь элементом субъективной стороны юридического акта. Это есть механизм формирования воли двумя и более лицами при совершении некоторых видов юридических актов, среди которых: акты коллегиальных государственных органов; акты органов местного самоуправления; судебные акты, принимаемые коллегиальным составом суда; акты юридического лица, совершаемые его коллегиальными органами.
Решение собрания нельзя признать самостоятельным юридическим фактом. Результатом решения, принятого собранием, могут быть разные по своей природе юридические акты: акт государственного органа, акт органа местного самоуправления, судебный акт, сделка, трудо-правовой локальный нормативный акт и т.д. Коллегиальный способ выработки воли не меняет природу юридического акта. Будучи принятым коллегиально или единолично, он остается актом государственного органа; актом органа местного самоуправления; судебным актом; сделкой; локальным нормативным актом трудового права и др.
Как гласит подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом. Иными словами, решения собраний не порождают гражданские права и обязанности, кроме случаев, когда это прямо указано в законе.
Например, решение группы граждан пропустить кого-либо без очереди, решение участников коллективной игры об одобрении ее правил не создают правовых последствий.
Между тем решение общего собрания акционеров об объявлении дивидендов порождает субъективное право на их получение у лиц, указанных в законе*(52). В данном случае акционерным обществом в лице его высшего органа совершается односторонняя гражданско-правовая сделка, порождающая обязанность акционерного общества выплатить дивиденды субъектам, имеющим право на их получение.
Встречаются случаи, когда правовые последствия, порожденные решением собрания, не очевидны.
Так, решение совета директоров акционерного общества об утверждении формы бюллетеня для голосования на общем собрании акционеров является юридически значимым, но не порождает гражданских прав и обязанностей.
Решение совета директоров об одобрении крупной сделки, которая будет совершена акционерным обществом в лице единоличного исполнительного органа, само по себе не порождает правовых последствий, но может являться элементом юридического состава, создающего гражданские права и обязанности, в том числе для самого акционерного общества.
Существует правовая неопределенность в отношении круга лиц, для которых в случаях, предусмотренных законом, из решений собраний возникают гражданские права и обязанности.
Некоторые решения собраний имеют юридические последствия для всех лиц, независимо от их участия или неучастия в собрании. Таковы решения собраний, посредством которых принимаются нормативные правовые акты коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления.
Принимаемые путем решений собраний административные акты коллегиальных органов государственной власти, органов местного самоуправления и судебные акты порождают правовые последствия для определенного круга лиц в соответствии с законом.
Напротив, резолюция научной конференции, решение очереди и другие подобные решения собраний не имеют правовых последствий ни для участников собрания, ни для иных лиц. Получается, что круг лиц, голосующих на собрании, и круг субъектов, для которых вследствие принятия данного решения возникают права и обязанности, различаются.
В связи с этим нуждается в уточнении формулировка, предлагаемая в п. 2 ст. 181.1 Законопроекта N 47538-6/4, согласно которой решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия "для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании", а также "для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений".
На наш взгляд, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства решение собрания создает правовые последствия только для лиц, проголосовавших за его принятие, если иное не предусмотрено законом.
Например, в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона об обществах с ограниченной ответственностью решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью на одного из участников общества с его прямого согласия могут быть возложены определенные обязанности. Данный участник может выразить свое согласие либо путем голосования за принятие такого решения, либо в письменном виде. Основанием возникновения у этого участника гражданских обязанностей является договор между названным участником и обществом, воля которого сформирована его высшим органом.
Общее собрание жильцов подъезда многоквартирного дома, установившее дежурство, не имеет юридической силы для участников собрания, не согласившихся с данным решением. Решение лиц, одобривших дежурство и добровольно принявших на себя указанную обязанность, будет иметь силу договора. Поскольку закон не требует обязательной письменной формы, указанные договоры могут быть заключены устно, путем совершения конклюдентных действий - фактического выхода на дежурство.
Буквальное толкование абз. 5 ст. 12 ГК РФ позволяет утверждать, что недействительным может быть признано решение любого собрания.
Вместе с тем указанная норма должна толковаться ограничительно. Такой вывод следует из п. 3 ст. 2 ГК РФ, определяющего сферу действия гражданского законодательства.
Очевидно, что в порядке ст. 12 ГК РФ и ст. 181.3 Законопроекта N 47538-6/4 недействительными могут признаваться только решения собраний, посредством которых совершаются гражданско-правовые сделки.
Между тем решения собраний, результатом которых являются акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления и судебные акты, не могут признаваться недействительными в порядке ст. 12 ГК РФ и ст. 181.3 Законопроекта N 47538-6/4. Для оспаривания указанных актов существует иной порядок (см. ст. 13 ГК РФ, гл. 23, 24 ГПК РФ и др.).
В связи с изложенным понятна логика деления недействительных решений собраний на оспоримые и ничтожные (ст. 181.4, 181.5 Законопроекта N 47538-6/4), характерного для недействительных сделок (ст. 166 ГК РФ), но не свойственного иным юридическим актам.
Подводя итог сказанному, полагаем, что выделение решения собрания в качестве самостоятельного факта гражданского права является не вполне обоснованным. Норма подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ дублирует подп. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ. Кроме того, норма абз. 5 ст. 12 ГК РФ является частным случаем применения абз. 4, 6 и 13 ст. 12 ГК РФ.
Список литературы
1. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003.
2. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.
3. Корпоративное право: Учебный курс: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2011.
4. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.
5. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. М., 2001.
6. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2010.
7. Суханов Е.А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России. Избранные труды 2008-2012 гг. М., 2013.
8. Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М., 2011.
9. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., 2003.
Н.В. Козлова,
доктор юридических наук,
профессор кафедры гражданского права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
С.Ю. Филиппова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры коммерческого права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 6, июнь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант". Нормативные правовые акты в настоящей статье приводятся по состоянию на 25 апреля 2013 г.
*(2) См.: СПС "Гарант".
*(3) См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 141-142.
*(4) См.: Энциклопедический словарь. Начат проф. И.Е. Андреевским / Под ред. Н.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского. Т. XXXA (60). СПб., 1900. С. 648.
*(5) См.: Там же. Т. XXA (40). СПб., 1897. С. 590.
*(6) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. С.П. Обнорского. М., 1952. С. 683.
*(7) См.: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью). Ст. 39 // СПС "Гарант".
*(8) См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах). П. 3 ст. 47 // СПС "Гарант".
*(9) См.: Конституция РФ. Ст. 31; Всеобщая декларация прав человека; принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. П. 1 ст. 20 (http://www.pravo.gov.ru).
*(10) См.: Конституция РФ. Ст. 135 и др.
*(11) См.: Там же. Ст. 11, 94 и др.
*(12) См.: Закон об акционерных обществах. Ст. 47, 50 и др.
*(13) См., напр.: Закон об акционерных обществах. П. 1 ст. 9.
*(14) См.: Жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ). Ст. 44 // СПС "Гарант".
*(15) См.: Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ). Ст. 31 // СПС "Гарант".
*(16) См., напр.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатской деятельности). Ст. 30 // СПС "Гарант".
*(17) См., напр.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях). П. 1 ст. 16 // СПС "Гарант".
*(18) См., напр.: Закон об акционерных обществах. Ст. 64.
*(19) См., напр.: Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях). Ст. 10 // СПС "Гарант".
*(20) См., напр.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон о высшем и послевузовском образовании). П. 2 ст. 12 // СПС "Гарант".
*(21) См., напр.: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон о жилищных накопительных кооперативах). Ст. 42 // СПС "Гарант".
*(22) См.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в редакции от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ) (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях). Подп. 1 п. 3 ст. 5 // СПС "Гарант".
*(23) См.: приказ ФСФР России от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (зарегистрирован в Минюсте России 28 мая 2012 г. N 24341). П. 2.9 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 35.
*(24) См.: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Закон о производственных кооперативах) // СПС "Гарант".
*(25) См.: Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров // Приказ ФСФР России от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н.
*(26) См.: Закон об обществах с ограниченной ответственностью. П. 1 ст. 37.
*(27) См., напр.: Положение о комитете по взаимодействию с миноритарными акционерами Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (Открытого акционерного общества); утверждено постановлением наблюдательного совета Сбербанка России от 9 декабря 2008 г. (протокол N 93, § 4.4) // http://sber-minor.ru/statute.
*(28) См.: Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. П. 2 ст. 3.
*(29) См.: Закон об акционерных обществах. Ст. 57; Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества). П. 3 ст. 38 // СПС "Гарант".
*(30) См.: Закон об акционерных обществах. П. 2 ст. 66.
*(31) См.: Коммерческий кодекс Франции / Предисл. и пер. с фр. В.Н. Захватаева. М., 2008. С. 187.
*(32) См.: Закон об акционерных обществах. Ст. 32.
*(33) См.: Там же. П. 2 ст. 67.
*(34) См., напр., протокол общего собрания акционеров РАО "Газпром" // www.gazprom.ru.
*(35) См.: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции")". П. 2 // СПС "Гарант".
*(36) См.: п. 3 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СПС "Гарант".
*(37) См.: Закон об акционерных обществах. Ст. 59 и др.
*(38) См.: Закон о производственных кооперативах. П. 2 ст. 15.
*(39) См.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 127.
*(40) См.: Закон об акционерных обществах. П. 7 ст. 49.
*(41) См.: http://www.arbitr.ru.
*(42) См.: Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М., 2011. С. 112-114.
*(43) См.: Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. М., 2001. С. 172-219, 240-271.
*(44) См., напр.: Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2010. С. 677-685.
*(45) См.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru.
*(46) См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru.
*(47) См.: ГК РФ. Ст. 183; Закон об акционерных обществах. Ст. 81-83.
*(48) См.: ГК РФ. П. 1 ст. 71.
*(49) См.: Закон об акционерных обществах. П. 1 ст. 50.
*(50) См., напр.: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"; Закон г. Москвы от 18 апреля 2007 г. N 11 "О референдумах в городе Москве" // СПС "Гарант".
*(51) См., напр.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 211-215; Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., 2003. С. 20.
*(52) См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступает в силу 1 января 2014 г.). П. 8 ст. 2 // http://www.pravo.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение собрания: юридический факт гражданского права? (комментарий изменений, внесенных в статьи 8 и 12 ГК РФ)
Авторы
Н.В. Козлова - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
С.Ю. Филиппова - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2013, N 6