В отсрочке по уплате страховых взносов отказать
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также возникающие в процессе осуществления контроля за их исчислением и уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ*(1). Подпунктом 11 п. 1 ст. 29 этого закона органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС) наделены правом предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Однако на деле, как показывает арбитражная практика, отделения ПФР отказывают плательщикам в отсрочке, но судьи их не поддерживают. Кто прав в данном споре, решил Президиум ВАС.
В первую очередь заострим внимание на ключевом моменте, из-за которого и разгорелся весь спор. В подпункте 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ зафиксировано, что отсрочка (рассрочка) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам должна предоставляться в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако на сегодняшний день соответствующий федеральный закон не принят, поэтому ПФР отказывает в предоставлении отсрочек (рассрочек) со ссылкой на отсутствие правового механизма их предоставления.
Позиция арбитражных судов
В описанной ситуации суды признают незаконным отказ ПФР (арбитры зачастую трактуют его как бездействие фонда), руководствуясь следующим (см. постановления ФАС ВСО от 11.10.2012 по делу N А74-1369/2012, от 06.09.2012 по делу N А74-844/2012, ФАС ЗСО от 22.12.2011 по делу N А46-4289/2011, от 12.12.2011 по делу N А46-1483/2011, ФАС МО от 20.11.2012 по делу N А40-37497/12-99-192, ФАС СЗО от 16.07.2012 по делу N А21-8311/2011, ФАС ЦО от 02.12.2011 по делу N А68-1982/11).
Во-первых, непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм, основания и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может являться основанием для бездействия ПФР. Отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием для реализации этого права.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти, не должен служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, связанных с предоставлением отсрочки плательщикам страховых взносов.
При таких обстоятельствах само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате страховых взносов, не может являться основанием для нарушения права общества на своевременное рассмотрение его заявления о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов и мотивированный ответ.
Во-вторых, положения действующего законодательства не исключают возможности для ПФР использовать иные федеральные законы по аналогии в целях соблюдения прав и законных интересов плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц. В результате к спорным правоотношениям суды применяют по аналогии положения Налогового кодекса, устанавливающие правила и основания изменения сроков уплаты налогов (гл. 9), ввиду схожести правоотношений по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, порядку их принудительного взыскания, а также в связи с отсутствием прямого законодательного запрета. Обоснованием выступает п. 6 ст. 13 АПК РФ, в котором сказано, что делать, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота. К таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии этих норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов, иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Выводы Президиума ВАС
Право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате данных взносов закреплено в пп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ исключительно за федеральным законодателем. В связи с этим ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд не могут определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Поскольку до настоящего момента ни один из федеральных законов не содержит норм, предусматривающих указанный механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Высшие арбитры дали свою оценку и выводу судов о признании незаконным бездействия ПФР, выразившегося в нерассмотрении заявления общества о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов. В соответствии с гл. 24 АПК РФ к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия такого органа. Из материалов дела следует, что заявление общества о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов было рассмотрено фондом. В результате обществу в письменной форме было отказано в предоставлении отсрочки в связи с отсутствием нормативно-правовой базы. При таких обстоятельствах факт бездействия фонда отсутствует, а значит, нет и оснований для признания бездействия незаконным.
В итоге Президиум ВАС отменил Постановление ФАС ВСО от 11.10.2012 по делу N А74-1369/2012, а также решения первых двух инстанций (Постановление от 16.04.2013 N 16929/12).
* * *
ПФР и ФСС наделены полномочиями по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по этим взносам, пеням и штрафам. Но пока на федеральном уровне не будут установлены порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки), плательщикам страховых взносов рассчитывать на такую возможность не стоит. Если ранее арбитражные суды придерживались мнения, что в отношении предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов может быть применена аналогия закона, и на данном основании приходили к выводу, что у органов контроля есть возможность предоставить отсрочку, то теперь с учетом позиции Президиума ВАС они изменят свой подход.
Н.В. Герасимова,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"