Развитие университетского юридического образования в России в период с 1884 до 1917 года. Статья пятая*(1)
10 апреля 1904 г. управляющим Министерством народного просвещения был назначен генерал-лейтенант Владимир Гаврилович Глазов (1848-1920), занимавший до этого пост начальника Николаевской академии Генерального штаба. 1 августа того же года он стал министром*(2).
7 августа В.Г. Глазовым был созван съезд попечителей учебных округов. На заседаниях, продолжавшихся до 17 августа, были выработаны основные параметры проекта нового университетского устава. В начале 1905 г. его текст был разослан по российским университетам для обсуждения. Университетские советы в большинстве своем негативно оценили этот проект, что заставило нового министра народного просвещения отказаться от него.
Тем временем общественная обстановка в России накалялась - приближалась революция. Расстрел народной демонстрации у Зимнего дворца 9 января 1905 г. возмутил общество. По университетам прокатилась волна антиправительственных митингов. С конца января университетские советы стали один за другим принимать постановления о прекращении занятий. Правительство поддержало их, вынеся решение о приостановке занятий до 1 сентября 1905 г.
В конце марта в Санкт-Петербурге самостоятельно, не спрашивая разрешения правительства, собрался первый съезд профессоров. Участники выступили с требованием проведения коренной реформы государственного строя для обеспечения участия народных представителей в осуществлении государственной власти, подчеркнув, что "только народное представительство будет иметь должный авторитет для коренного переустройства высших учебных заведений"*(3). Одновременно съезд призвал правительство "предоставить советам надлежащие уполномочия для самостоятельного управления учебными заведениями, с выборным ректором (или директором) во главе"*(4).
4 июня 1905 г. император Николай II утвердил доклад министра народного просвещения, в котором было предложено создать для разработки нового университетского устава правительственную комиссию с участием, помимо чиновников различных подразделений Министерства народного просвещения, ряда попечителей учебных округов, ректоров и профессоров университетов. Заседания данной комиссии начались 10 июня, и почти сразу было признано необходимым восстановить выборность ректоров и деканов, не дожидаясь принятия нового общего устава российских университетов.
27 августа 1905 г. именным высочайшим указом, данным Сенату, были введены в действие временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения*(5) (далее - Временные правила). Они состояли всего из трех параграфов, которые, не отменяя действие Общего устава императорских российских университетов 1884 г., вносили поправки в его статьи о полномочиях университетского совета и факультетского собрания, касавшиеся ректоров, их помощников, деканов и секретарей факультетов, а также дополняли его нормами "о поддержании правильного хода учебной жизни в университете". Вместе с тем содержание преамбулы данного императорского указа не оставляло сомнений в том, что правительство было решительно настроено разработать новый университетский устав. В преамбуле подчеркивалось, что Временные правила будут иметь юридическую силу лишь "до введения в законодательном порядке новых уставов высших учебных заведений Министерства народного просвещения"*(6). Предусмотренные Временными правилами поправки и дополнения в Университетский устав 1884 г. распространялись не только на университеты, но и на Демидовский юридический лицей, ветеринарные и технологические институты, Московское техническое училище и Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства.
В параграфе 1 Временных правил устанавливалось, что "в университетах совету и факультетам предоставляется избирать: первому - ректора и его помощника, где таковая должность установлена законом, вторым - деканов и секретарей факультетов. Ректор и его помощник избираются из числа ординарных профессоров, деканы и секретари - из всех профессоров соответственного факультета. Избранные советом и факультетами лица представляются в установленном порядке на утверждение".
В примечании к данному параграфу было сказано, что "выборы вышеозначенных должностных лиц должны быть произведены в нынешнем же учебном году, перед началом учебных занятий", т.е. до 1 сентября 1905 г.
Вторым параграфом Временных правил "заботы о поддержании правильного хода учебной жизни в университете" возлагались "на обязанность и ответственность совета". Ему предоставлялось право принимать соответственные меры, действуя в полном своем составе или посредством избранной для этой цели комиссии. В тех случаях, когда, "несмотря на принятые советом меры, в университете произойдут нарушающие правильное течение академической жизни беспорядки", совету предоставлялось право ходатайствовать о полном или частичном "приостановлении занятий на более или менее продолжительный срок"*(7).
Последний пункт § 2 предписывал вести разбирательство по студенческим делам профессорскому суду, опираясь на высочайше утвержденные 24 августа 1902 г. Временные правила о профессорском дисциплинарном суде в высших учебных заведениях Министерства народного просвещения*(8).
Параграф 3 Временных правил предусматривал, что установленные ими "обязанности и полномочия советов, факультетов и ректоров распространяются и на соответствующие органы власти других вышеозначенных учебных заведений"*(9).
В условиях разгоравшейся революции внесенные Временными правилами поправки и дополнения в Университетский устав 1884 г. были расценены в университетах как проявление слабости со стороны правительства. В университетах прошли митинги с требованиями о расширении университетской автономии. В результате Совет министров вынужден был 16 ноября 1905 г. принять постановление о закрытии высших учебных заведений до января 1906 г.
К октябрю 1905 г. комиссия по разработке проекта нового университетского устава, проведя 30 заседаний, завершила свой труд. Текст проекта, состоявший из 207 статей, был напечатан вместе с объяснительной запиской к нему*(10). Согласно проекту университетам предоставлялась довольно широкая автономия - "внутреннее самоуправление". Министр народного просвещения и попечители учебных округов сохраняли немалую часть прежних полномочий относительно университетов, но управление университетами должно было в соответствии с этим проектом осуществляться ректорами, избравшимися на двухлетний срок, и университетскими советами. Деканов факультетов предлагалось избирать на трехлетний срок. Для "ближайшего заведывания общими делами по учебной, хозяйственной и дисциплинарной части" проект вводил в систему университетского управления выборный сенат, который в иерархии оказывался над правлением университета. Правление превращалось вследствие этого решения в обыкновенный хозяйственный комитет. Кроме того, создавались должности двух советников: один из них должен был наблюдать за хозяйственной частью, другой - следить за соблюдением законности в деятельности университета и представлять университет при разбирательстве университетских дел в судах. Советника по хозяйственной части назначал министр народного просвещения по представлению попечителя учебного округа. Советника по юридической части - юрисконсульта избирал Сенат, а утверждал в должности попечитель (ст. 46 проекта общего устава 1905 г.).
Организация преподавания специальных наук целиком возлагалась на факультеты. Восстанавливалась должность штатного доцента, отмененная Уставом 1884 г. Было предусмотрено, что ни окончание университета, ни приобретение ученой степени не порождают автоматически каких-либо служебных преимуществ в виде чина или звания, что означало отход от полуторавековой российской традиции увязывать уровень образования с местом в иерархии чинов по Табели о рангах.
В статье 2 рассматриваемого проекта нового университетского устава устанавливалось: "Университеты суть учено-учебные учреждения, имеющие своей целью содействовать развитию наук в Российском государстве и сообщать лицам, надлежаще к тому подготовленным, как общее, так и специальное высшее образование". В университетских уставах 1835, 1863 и 1884 гг. понятие университета не раскрывалось, лишь определялась главная задача таких учебных заведений - подготовка молодых людей к государственной службе.
Условия нарастания революционного движения, в которых разрабатывался данный проект, весьма заметно отразились на его содержании. Так, ст. 13 предоставляла попечителю возможность выходить за рамки своих полномочий в чрезвычайных ситуациях*(11). Подобные правила не могли понравиться ни преподавателям, ни студентам университетов. Университетские советы высказались поэтому против принятия проекта общего устава российских университетов, разработанного правительственной комиссией в августе и сентябре 1905 г.
17 октября 1905 г. был издан высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, вменивший в обязанность правительства "даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Эта реформа изменила политическую обстановку в России и самым непосредственным образом повлияла на процесс разработки проекта нового университетского устава.
18 октября 1905 г. В.Г. Глазов был заменен на должности министра народного просвещения графом Иваном Ивановичем Толстым (1858-1916). Либерал по мировоззрению, он полагал, что университетам необходимо предоставить возможность самим разработать проект своего устава, и, заняв министерский пост, предпринял попытку воплотить это свое мнение в жизнь*(12). Все имевшиеся в Министерстве материалы по разработке нового университетского устава граф приказал размножить и разослать по российским университетам с просьбой оценить их и высказать свои замечания относительно желательного устройства этих учебных заведений.
Для обсуждения замечаний и выработки рекомендаций по проекту нового университетского устава министр народного просвещения распорядился созвать специальное совещание из ректоров и избранных советами университетов профессоров, по одному от каждого факультета. Собранные таким образом 44 человека, представлявшие все университеты России, совещались более трех недель - с 5 по 28 января 1906 г.*(13) Разделившись на пять подкомиссий, они сумели подготовить новый проект университетского устава, состоявший из 169 параграфов, сгруппированных в восемь глав*(14). Этот документ предоставлял университетам самую большую степень автономии по сравнению со всеми предыдущими университетскими уставами и многочисленными их проектами.
Первый параграф данного проекта определял университеты в качестве "учено-учебных государственных учреждений", имеющих своими целями развитие наук, распространение знаний и предоставление учащимся высшего научного образования.
Во втором параграфе провозглашалось: "Университеты суть автономные учреждения, управляемые профессорской коллегией на основании сего устава и организующие самостоятельно свою научную, учебную и административно-хозяйственную деятельность". Это означало, что университеты могли теперь самостоятельно учреждать новые кафедры, соединять и разделять их, увеличивать количество профессоров и доцентов в той мере, в какой это позволяли финансовые средства (§ 65). Полиции запрещалось входить на университетскую территорию без разрешения ректора (§ 140). Если кто-либо из студентов или преподавателей задерживался полицией за пределами университета, то университетское руководство должно было уведомляться об этом в срок не позднее суток с момента ареста с указанием его причин (§ 157).
Явное достоинство проекта, созданного под руководством И.И. Толстого, составляла норма, согласно которой национальность, вероисповедание и пол не могут служить препятствием к занятию должностей преподавателей и сотрудников университета (§ 153). Женщины теперь могли стать и студентками университетов. Следует, правда, отметить, что с 1 сентября 1905 г. университетские советы сами, без каких-либо министерских постановлений и распоряжений стали допускать женщин для обучения в университетах (правда, пока лишь на правах вольных слушательниц)*(15).
По распоряжению министра народного просвещения И.И. Толстого текст нового проекта университетского устава был переведен на основные европейские языки и направлен в университеты Англии, Франции, Германии, Голландии, Швеции и других стран с просьбой к зарубежным коллегам высказать свои замечания*(16). Профессора иностранных университетов действительно откликнулись, некоторые из их отзывов показались весьма интересными и позднее были даже изданы в виде отдельной книги*(17). Любопытно, что широкая автономия, предоставлявшаяся проектом университетского устава, разработанным под руководством И.И. Толстого, понравилась не всем профессорам-иностранцам. Кое-кто из них счел необходимым отметить, что русские университеты получают автономию в такой большой степени, в какой она государственным учебным заведениям нигде не дается*(18).
22 апреля 1906 г., в преддверии начала работы первой Государственной думы, император Николай II отправил в отставку председателя Совета министров графа С.Ю. Витте. Это предрешило уход из правительства и графа И.И. Толстого: 24 апреля он был отставлен от должности министра народного просвещения. Подготовленный им либеральный проект университетского устава утратил тем самым какую-либо перспективу быть принятым.
Преемник И.И. Толстого на посту министра народного просвещения Петр Михайлович Кауфман (1857-1926) считал либерализм вредным для Российской империи. В беседе с Николаем II, состоявшейся 3 июня 1906 г., он следующим образом оценил предоставление подданным Российской империи политических свобод: "Россия вообще ко всем обещанным свободам не готова, масса населения в них вовсе не нуждается". Тем не менее некоторые меры, принятые министром-либералом И.И. Толстым, П.М. Кауфманом, кажется, вполне одобрялись. Это, например, допуск женщин в университеты, отмена процентных норм для "лиц иудейского вероисповедания" и т.д.
Однако новый проект университетского устава, разработанный под руководством П.М. Кауфмана, был составлен в духе осторожного либерализма и умеренной консервативности. Он предполагал для университетов только ограниченную автономию, касавшуюся в большей степени преподавательского корпуса. Университетские же органы власти ставились им под жесткий контроль со стороны правительства.
Работа над этим проектом была завершена всего за полгода до увольнения П.М. Кауфмана с должности министра народного просвещения, поэтому текст проекта остался невостребованным.
1 января 1908 г. на место Кауфмана был назначен Александр Николаевич Шварц (1848-1915). Его деятельность на посту министра народного просвещения была также недолгой: она продолжалась до 25 сентября 1910 г., а ее характер определился в первые же месяцы. 16 мая 1908 г. А.Н. Шварц издал циркуляр "Об условиях приема в студенты и вольнослушатели университетов и других высших учебных заведений", которым было запрещено принимать в университеты "лиц женского пола". Эта мера вызвала резко негативную реакцию со стороны образованного русского общества. Публицист В.В. Розанов писал о ней спустя три дня на страницах газеты "Новое время": "Всякому, кто состоит не в штатах Министерства просвещения, а кто непосредственно живет в обществе и осязательно видит занятия молодых людей, несомненно, что студентки занимаются куда старательнее студентов, что пропуски лекций, проделки на экзаменах здесь не встречаются или составляют редкое исключение"*(19). 8 июня 1908 г. бывший министр граф И.И. Толстой занес в свой дневник следующую запись: "Шварцу достается и еще достанется за его бестактные и глупые циркуляры, стремящиеся свести насмарку все, что было начато мною, Кауфманом и Герасимовым"*(20).
Общественное негодование по адресу циркуляра министра А.Н. Шварца от 16 мая 1908 г. было настолько сильным, что правительству пришлось отступить. В октябре того же года Министерство народного просвещения приняло решения, которые позволяли женщинам, обучавшимся в университетах в качестве вольнослушательниц, прослушать лекционные курсы до конца и завершить обучение. 19 января 1910 г. женщинам-вольнослушательницам разрешали сдавать экзамены экстерном за университетский курс, хотя и в специальных комиссиях.
Кроме того, своим циркуляром от 14 июля 1908 г.*(21) А.Н. Шварц подтвердил запрет на создание студентами представительных органов, не предусмотренных действующими узаконениями и правилами. Указанный запрет был введен высочайше утвержденным 11 июля 1907 г. положением Совета министров "О студенческих организациях и об устройстве собраний в стенах высших учебных заведений"*(22).
Наконец, А.Н. Шварц постарался восстановить отмененные университетскими советами в 1905 г. процентные нормы приема в университеты "лиц иудейского вероисповедания", заручившись предварительно поддержкой Совета министров. На заседании этого органа 19 февраля 1908 г. было решено осуществить данную меру, и 19 августа 1908 г. Совет министров определил, что в тех высших учебных заведениях, по которым не имеется точных указаний касательно приема евреев в их уставах и положениях, должны соблюдаться "следующие процентные, по отношению к общему числу учащихся, нормы: 3% для столичных учебных заведений, 5% для находящихся в прочих местностях империи вне черты еврейской оседлости и 10% в районе сей оседлости"*(23). 16 сентября 1908 г. это постановление Совета министров было утверждено императором Николаем II.
В первый же год пребывания А.Н. Шварца на посту министра народного просвещения началась разработка нового проекта университетского устава*(24). Таким образом, начиная с П.С. Ванновского, каждый министр - Г.С. Зенгер, В.Г. Глазов, И.И. Толстой, П.М. Кауфман и, наконец, А.Н. Шварц - настойчиво старался составить свой вариант общего устава императорских российских университетов. Данный факт свидетельствовал прежде всего о том, что несоответствие Устава 1884 г. новым условиям деятельности университетов осознавалось всеми руководителями Министерства народного просвещения. В то же время появление в России за сравнительно короткий срок небывалого множества различных проектов университетского устава означало, что в правительстве не существовало в рассматриваемое время сколько-нибудь устойчивого единства воззрений на оптимальную модель устройства университета. Общественная обстановка постоянно менялась, и каждый министр старался приноровить к ней свой проект университетского устава вместо того, чтобы следовать общим закономерностям организации и деятельности университетов, исходить из целей и задач, для которых существуют такого рода учебные заведения.
10 мая 1910 г. проект университетского устава, составленный в Министерстве, которое возглавлял А.Н. Шварц, был внесен в Государственную думу. 12 мая вопрос о порядке его рассмотрения был заслушан на общем собрании Думы. Было принято решение создать для этого специальную комиссию.
Текст проекта состоял из шести глав:
1. Положения общие.
2. Управление университетами.
3. Устройство учебной части.
4. О личном составе университета по учебной части.
5. Об учащихся.
6. Права и преимущества университетов.
Всего проект включал в себя 185 статей.
Статья 1 данного проекта гласила: "Российские государственные университеты состоят под особым покровительством Его Императорского Величества и именуются Императорскими"*(25). Она воспроизводила содержание первой статьи Университетского устава 1884 г. с небольшой поправкой - слово "университеты" было заменено на словосочетание "российские государственные университеты". Эта поправка объясняется просто: 3 декабря 1905 г. император Николай II утвердил всеподданнейший доклад тогдашнего министра народного просвещения графа И.И. Толстого о разрешении открывать частные курсы с программой обучения выше программы среднего учебного заведения. Вследствие этого в России до 1910 г. было учреждено около сорока негосударственных высших учебных заведений.
Статья 2 содержала определение университетов: "Университеты суть учреждения, имеющие своею целью содействовать развитию наук в Российском государстве и сообщать лицам, надлежаще к тому подготовленным, как общее, так и специальное высшее образование, а также способствовать приготовлению их к деятельности на различных поприщах государственного и общественного служения, требующих научной подготовки"*(26).
Как видим, составители этого проекта университетского устава попытались совместить новое понимание университета как учреждения, призванного содействовать развитию наук в России, с прежним представлением о нем как об учебном заведении, предназначенном для подготовки молодых людей к государственной службе.
В университетских уставах 1835, 1863 и 1884 гг., как было отмечено, понятие университета не конкретизировалось, представление о нем выражалось косвенно всем текстом каждого из названных уставов. Новый университетский устав должен был дать предельно ясное понимание сущности университета. Этот вопрос был основным в процессе обсуждения различных сторон университетской жизни, которое особенно интенсивно шло в российских университетах и в Министерстве народного просвещения с 1901 г.
Общественная обстановка в России в начале ХХ в. настолько отличалась от условий, в которых российские университеты действовали ранее - на протяжении XIX столетия, что потребовалось переосмысление роли университетов в общественной жизни страны, их значения с точки зрения развития русской культуры и самого существования государства. Иначе говоря, в обстановке, когда русское общество пришло в движение, для проведения университетской реформы необходимо было прежде всего ответить на вопрос: что такое университет?
Список литературы
1. Именной высочайший указ, данный Сенату, "О введении в действие временных правил об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения". 27 августа 1905 года // 3-ПСЗРИ. Т. 25. N 26692.
2. Мемуары графа И.И. Толстого / Подгот. текста, сост., авт. предисл. Л.И. Толстая, коммент. Р.Ш. Ганелина, А.Е. Иванова. М., 2002.
3. Проект общего устава императорских российских университетов. СПб., 1905.
4. Толстой И.И. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого. 31 октября 1905 г. - 24 апреля 1906 г. М., 1997.
5. Толстой И.И. Дневник. 1906-1916 (публикация Л.И. Толстой). СПб., 1997.
6. Труды совещания профессоров по университетской реформе, образованного при Министерстве народного просвещения под председательством министра графа И.И. Толстого в январе 1906 г. СПб., 1906.
7. Устав императорских российских университетов. Проект, выработанный совещанием профессоров под председательством министра народного просвещения графа И.И. Толстого в 1906 г. СПб., 1906.
8. Устав императорских российских университетов // Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы: В 2 т. М., 2003. Т. 2.
В.А. Томсинов,
доктор юридических наук,
профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 7, июль 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Предыдущие статьи цикла см.: Законодательство. 2013. N 3-6.
*(2) Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802-1917. Библиографический справочник. СПб., 2001. С. 165.
*(3) Цит. по: Университеты и другие высшие школы в 1902-1906 гг. // Энциклопедический словарь. Дополнительный том II. Пруссия-Фома. Россия / Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1907. С. 799.
*(4) Цит. по: Там же.
*(5) См.: именной высочайший указ, данный Сенату, "О введении в действие временных правил об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения". 27 августа 1905 года // 3-ПСЗРИ. Т. 25. N 26692. С. 658-659.
*(6) Там же. С. 658.
*(7) Там же. С. 659.
*(8) См. об этом документе подробнее: Законодательство. 2013. N 6.
*(9) Именной высочайший указ, данный Сенату, "О введении в действие временных правил об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения". 27 августа 1905 года. С. 659.
*(10) Именной высочайший указ, данный Сенату, "О введении в действие временных правил об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения". 27 августа 1905 года. С. 659.
*(11) См.: Проект общего устава императорских российских университетов. СПб., 1905.
*(12) "В случаях чрезвычайных попечитель действует безотлагательно всеми зависящими от него способами, хотя бы они выходили из пределов предоставленной ему власти, немедленно доводя о принятых мерах и о причинах, их вызвавших, до сведения министра народного просвещения" (ст. 13).
*(13) В своих мемуарах граф И.И. Толстой писал, что мысль "о необходимости предоставить самим университетам разработать проект своего устава не только меня не покидала, но засела в голове весьма твердо, и я решился во что бы то ни стало, в какой-либо форме осуществить ее теперь, когда волею судеб я имел возможность исполнить это" (Мемуары графа И.И. Толстого / Подгот. текста, сост., авт. предисл. Л.И. Толстая, коммент. Р.Ш. Ганелина, А.Е. Иванова. М., 2002. С. 78).
*(14) См.: Труды совещания профессоров по университетской реформе, образованного при Министерстве народного просвещения под председательством министра графа И.И. Толстого в январе 1906 г. СПб., 1906. С. 2-4.
*(15) См.: Устав императорских российских университетов. Проект, выработанный совещанием профессоров под председательством министра народного просвещения графа И.И. Толстого в 1906 г. СПб., 1906.
*(16) Данный факт был признан Советом министров, который на своем заседании 17 августа 1906 г. констатировал: "Женский вопрос был уже на практике разрешен университетами, советы которых, понимая дарованную им автономию как право распоряжаться всеми делами высших учебных заведений, разрешили прием в последние женщин на правах вольнослушательниц".
*(17) В своих воспоминаниях И.И. Толстой по этому поводу писал: "Беспристрастная и авторитетная критика представителей западной академической науки была не только важна с принципиальной точки зрения, но могла послужить путеводной нитью и для Государственной думы при обсуждении и утверждении проектируемой университетской конституции" (Толстой И.И. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого. 31 октября 1905 г. - 24 апреля 1906 г. М., 1997. С. 99).
*(18) См.: Отзывы немецких и голландских профессоров о проекте университетского устава графа И.И. Толстого. СПб., 1910.
*(19) См.: Там же. С. 12.
*(20) Розанов В.В. Непоправимо затхлое ведомство // Новое время. 1908. 19 мая.
*(21) Толстой И.И. Дневник. 1906-1916 (публикация Л.И. Толстой). СПб., 1997. С. 200.
*(22) Циркуляр от 14 июля 1908 г. "О студенческом представительстве" // ЖМНП. Новая серия. 1908. ч. XVII. Сентябрь. С. 81-82.
*(23) 3-ПСЗРИ. Т. 27. N 29274. С. 352-353.
*(24) ЖМНП. Новая серия. 1908. ч. XVIII. Ноябрь. С. 26.
*(25) Устав императорских российских университетов // П.А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы: В 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 598.
*(26) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Развитие университетского юридического образования в России в период с 1884 до 1917 года. Статья пятая
Автор
В.А. Томсинов - доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2013, N 7