Перерасход в командировке: тонкости учета
Любые расчеты с персоналом таят в себе множество нюансов и тонкостей. А командировки, как и любое путешествие, предполагают еще и непредвиденные обстоятельства, которые частенько возникают в пути. Это и отмена рейса, и болезнь сотрудника, и необязательные контрагенты, да мало ли что еще. Довольно часто эти неприятности приводят к перерасходу подотчетных средств.
Возмещаемые расходы
Для начала подчеркнем, что в командировку можно направить только работника организации, с которым заключен трудовой договор. Людей, с которыми фирма работает по гражданско-правовым договорам, отправлять в командировку нельзя (ст. 166 ТК РФ, Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749, далее - Положение).
При направлении в командировку работодатель оплачивает сотруднику расходы, связанные со служебными поездками. Обязанность оплаты командировочных затрат нанимателем установлена статьей 168 Трудового кодекса. Конкретные размеры и перечень компенсируемых командировочных затрат определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Работодатель обязан возместить сотруднику все согласованные расходы, связанные с командировкой. Имеются в виду расходы на проезд, на жилье, суточные и другие. Кроме этого за ним остается средний заработок. Сумма аванса, которую получит командированный работник под отчет, должна укладываться в лимит, закрепленный в локальном нормативном акте организации или в коллективном договоре (ст. 167, 168 ТК РФ, п. 10, 11 Положения).
Перерасход и налоговый учет
В налоговом учете классификация командировочных расходов фирмы зависит от целей и задач командировки. Расходы на командировки, связанные с производством или реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если работник потратил больше, чем было запланировано, то он должен написать заявление о возмещении перерасхода командировочных, а также письменно объяснить причины произошедшего. Дальше руководитель решает: возмещать сотруднику сверхлимитные траты или нет. Если он примет решение возместить, то эти расходы можно будет учесть в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 4 июля 2012 г. N 03-04-06/6-204). Возмещенный перерасход в этом случае не будет облагаться НДФЛ, а также страховыми взносами. Главное, чтобы истраченная в командировке сумма укладывалась в ограничения, закрепленные в локальном нормативном акте фирмы (письмо Минздравсоцразвития России от 6 августа 2010 г. N 2538-19).
Что касается НДФЛ, важно помнить, что расходы по суточным нормируются Налоговым кодексом. В командировках по России человек может потратить 700 рублей в сутки, а за границей - 2500 рублей. Суточные сверх этого лимита будут облагаться налогом на доходы физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Сумму НДС, уплаченную командированным сотрудником в составе стоимости проезда и проживания в другом городе, можно принять к вычету (п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом обязательным условием для вычета является выделение налога отдельной строкой. Основанием для вычета могут быть не только привычные счета-фактуры, но и бланки строгой отчетности вместе с кассовым чеком (п. 7 ст. 168 НК РФ, письмо Минфина России от 21 ноября 2012 г. N 03-07-11/502). К таким бланкам относятся в том числе железнодорожные билеты, как бумажные, так и электронные (письмо Минфина России от 10 января 2013 г. N 03-07-11/01). Работник должен записать эти документы в отчет о служебной командировке.
Привезенные работником бланки строгой отчетности или их копии нужно зарегистрировать в книге покупок и хранить их еще четыре года (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС). В журнал учета счетов-фактур бланки строгой отчетности вносить не нужно (подп. "а" п. 15 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137). Разъяснения специалистов Минфина России по этому поводу можно найти в письме от 21 ноября 2012 г. N 03-07-11/502.
Еще один важный вопрос: когда у фирмы возникает право на вычет НДС по командировочным расходам работника? Входной НДС можно вычесть в том отчетном периоде, в котором руководитель утвердил авансовый отчет работника (письма Минфина России от 18 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28117 и от 20 мая 2008 г. N 03-07-11/197).
Основная идея признания расходов в целях налогообложения прибыли в том, что расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (производственной деятельности), экономически оправданы (обоснованы) и подтверждены документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Исходя из этого обращаем внимание на документальное оформление.
Бухгалтерский учет
Выдача наличных из кассы под отчет оформляется расходным кассовым ордером (форма N КО-2) на основании заявления от командированного работника. В этом заявлении руководитель должен собственноручно написать сумму аванса, которую нужно выдать работнику, и срок, когда тот должен вернуть неистраченные деньги или отчитаться по истраченным. А также в заявлении руководитель должен поставить свою подпись и дату.
Сотрудник обязан отчитаться за деньги в течение трех рабочих дней после возвращения из командировки. Для этого он представляет в бухгалтерию авансовый отчет и подтверждающие расходы первичные документы.
О том, что унифицированные формы первичной документации больше не обязательны к применению (кроме кассовых), говорилось много и часто. И снова напоминаем, что фирма имеет право разрабатывать свою, удобную ей "первичку". Расходы на командировки сотрудников могут подтвердить следующие документы:
- авансовый отчет командированного работника, утвержденный подписью руководителя;
- командировочное удостоверение (форма N Т-10, утв. постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1);
- первичная документация, подтверждающая расходы командированного работника.
По общему мнению Минфина и ФНС России, этих документов достаточно для подтверждения расходов на командировки (письма Минфина России от 14 сентября 2009 г. N 03-03-05/169, от 19 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/764, ФНС России от 25 ноября 2009 г. N МН-22-3/890, УФНС России по г. Москве от 28 октября 2010 г. N 16-15/113462). Как выглядит оформление расходов на командировку в проводках, рассмотрим на примере.
Пример 1
Сотрудник А.Н. Скороходов направлен в командировку из Азова в Москву сроком на три дня: с 4 по 6 сентября включительно. На оплату командировочных расходов ему выданы под отчет 30 000 руб., из них: 15 000 руб. - на авиабилеты (туда и обратно); 600 руб. - на оплату билетов аэроэкспресса (туда и обратно); 12 300 руб. - на оплату жилья; 2100 руб. - суточные на три дня.
Вернувшись из командировки, Скороходов представил в бухгалтерию авансовый отчет и первичные документы в подтверждение осуществленных расходов: 12 000 руб. - стоимость авиабилетов; 600 руб. - стоимость билетов на аэроэкспресс; 9600 руб. - стоимость проживания в гостинице.
Представленный авансовый отчет руководитель утвердил в полной сумме. Неистраченные деньги Скороходов вернул в кассу организации.
Бухгалтер оформил командировку Скороходова следующими проводками:
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50-1 "Касса организации"
- 30 000 руб. - выдан аванс работнику на командировочные расходы в рублях;
Дебет 20 (44, 91-2, 08 и др.) Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
- 24 300 руб. (12 000 + 600 + 9600 + 2100) - отражены командировочные расходы;
Дебет 50-1 "Касса организации" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
- 5700 руб. (30 000 - 24 300) - излишек денежных средств, выданных под отчет, возвращен в кассу организации.
Загранкомандировки
При направлении работника в загранкомандировку дополнительно возмещаются:
- расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
- обязательные консульские и аэродромные сборы;
- сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
- расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
- иные обязательные платежи и сборы.
Эти затраты учитываются в составе прочих расходов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как расходы на командировки. Главное - документально подтвердить произведенные издержки и обосновать их производственную направленность. Обращает на это внимание и УФНС России по г. Москве в письме от 28 сентября 2012 г. N 16-15/092144.
Так, при должном оформлении понесенных командировочных затрат у фирмы есть все шансы доказать правомерность их учета для целей налогообложения, даже если инспекторы посчитают обратное. Подобное дело рассматривал ФАС Поволжского округа.
В спорном деле для подтверждения участия работников в международной ярмарке компания представила следующие документы:
- договор на организацию деловой поездки (организация бронирования авиабилетов, гостиницы, оформление виз в Японию, обеспечение медицинской страховкой на период поездки);
- счет на оплату;
- акт выполненных работ;
- акт по проданным билетам;
- проездные билеты (приложение к авансовым отчетам);
- авансовые отчеты со служебными заданиями и краткими отчетами о выполнении задания;
- приказы о направлении работников в командировку с целью посещения международной книжной ярмарки.
Кроме того, для подтверждения целевого характера командировки фирма представила: план этажа международной книжной ярмарки с переводом интересующих разделов ярмарки; визитные карточки на ярмарку. Однако налоговая инспекция не приняла эти доводы. Она сослалась на то, что бумаги, свидетельствующие о положительном результате от деятельности в зарубежной командировке, не были представлены. Судьи настаивают, что отсутствие таких документов не может являться основанием для непринятия понесенных расходов (постановление ФАС Поволжского округа от 11 июля 2012 г. N А55-17726/2011).
Также при загранкомандировках встает вопрос об отражении расходов на визу и международного страхового полиса. В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса датой признания расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета.
В бухгалтерском учете расходы признаются аналогичным способом, ведь только после подписания руководителем организации авансового отчета, представленного вернувшимся из командировки работником, в бухгалтерии появляются первичные документы, на основании которых можно учесть расходы на командировку.
Пример 2
Руководитель ООО "Полет" направил сотрудника в командировку за границу с 23 по 27 сентября включительно. Служебное задание связано с основным производством. Перед поездкой работник должен оформить визу и обязательную медицинскую страховку. На оплату командировочных расходов 16 сентября 2013 года сотруднику выдали под отчет денежные средства в размере 55 000 руб. и 850 долл. США, в том числе:
- на оформление визы и медстраховки - 4500 руб.;
- на приобретение авиабилетов - 50 000 руб.;
- на оплату жилья - 600 долл. США;
- суточные - 250 долл. США;
- суточные - 500 руб.
Фактически работнику понадобилось:
- на оформление визы - 3000 руб.;
- на оформление медстраховки - 750 руб.;
- на приобретение авиабилетов - 30 000 руб.;
- на оплату жилья - 500 долл. США.
Допустим, что 16 сентября 2013 года курс доллара США составил 35 руб. за 1 долл., а 30 сентября 2013 года, когда работник представил в бухгалтерию утвержденный руководителем авансовый отчет и подтверждающие расходы первичные документы - 36 руб. за 1 долл. Бухгалтер ООО "Полет" сделал следующие записи:
16 сентября 2013 года
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50-1-1 "Касса организации в рублях"
- 55 000 руб. - отражена выдача денежных средств в рублях командированному подотчетному лицу;
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50-1-2 "Касса организации в валюте"
- 29 750 руб. (850 долл. США х 35 руб.) - отражена выдача денежных средств командированному подотчетному лицу в долларах США;
30 сентября 2013 года
Дебет 20 "Основное производство" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
- 61 250 руб. (3000 руб. + 750 руб. + 30 000 руб. + (500 долл. США х 36 руб.) + (250 долл. США х 36 руб.) + 500 руб.) - отражены командировочные расходы;
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 91-1 "Прочие доходы"
- 100 руб. ((850 долл. США - 500 долл. США - 250 долл. США) х (36 руб./долл. США - 35 руб./долл. США)) - отражена положительная курсовая разница по расчетам с подотчетным работником;
Дебет 50-1-1 "Касса организации в рублях" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
- 20 750 руб. (55 000 руб. - 3000 руб. - 750 руб. - 30 000 руб. - 500 руб.) - в кассу возвращен остаток неиспользованных подотчетных средств в рублях;
Дебет 50-1-2 "Касса организации в валюте" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
- 3600 руб. ((850 долл. США - 500 долл. США - 250 долл. США) х 36 руб./долл. США) - в кассу возвращен остаток неиспользованных подотчетных средств в валюте.
Очень удобно в виде таблицы представлен порядок налогообложения командировочных расходов в Бераторе для Windows. Ознакомиться с ней можно ниже.
Налогообложение командировочных расходов
Вид расходов | Налог на доходы физических лиц | Взносы в ПФР, ФСС, фонды ОМС | Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Оплата проживания (на основании документов, подтверждающих расходы) | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Оплата услуг в гостинице, непосредственно не связанных с проживанием (например, обслуживание в баре или ресторане) | Облагают | Начисляют | Облагают |
Оплата проезда до места командировки и обратно | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Расходы по проезду на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения и пересадок (в том числе на такси) | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Расходы на провоз багажа | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Расходы по обмену одной валюты на другую или дорожного чека на наличную валюту | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Внутрифирменные суточные в пределах норм, установленных коллективным договором (или локальным нормативным актом) | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Внутрифирменные суточные сверх норм, установленных п. 3 ст. 217 НК РФ, но в пределах норм, закрепленных в коллективном договоре (или локальном нормативном акте) | Облагают | Не начисляют | Не облагают |
Сборы за выдачу и получение загранпаспорта и виз | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Сборы за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы и другие платежи и сборы | Не облагают | Не начисляют | Не облагают |
Е.П. Ирхина,
редактор-эксперт по бухучету и налогообложению
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.