На личные нужды
Первые лица компаний частенько злоупотребляют полномочиями, тратя деньги фирмы. И тогда у бухгалтера возникает вопрос: какими документами оформлять, например, перевод средств с расчетного счета фирмы за автокредит руководителя. Екатерина Шестакова, эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО", готова дать конкретные советы.
Злоупотребления директора - не редкость. Особенно остро эта проблема стоит в организациях, где руководитель является еще и единственным ее учредителем. В такой ситуации у бухгалтера есть несколько сценариев дальнейших действий.
Принципиальная позиция
Многие специалисты учета занимают принципиальную позицию по вопросу перевода денежных средств на личные нужды директора: они отказывают начальству в осуществлении неоправданных платежей. Ведь, по сути, такие расходы не предусмотрены законодательством. Кроме того, главному бухгалтеру может грозить уголовная ответственность в случае выявления контролерами таких операций. Положения статей 199 и 199.1 УК предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов, не конкретизируя, кто именно из должностных лиц может быть наказан. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 года N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" указано, что к субъектам правонарушения, предусмотренного статьей 199 УК, может относиться руководитель фирмы и главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).
Риски в случае подобных трат значительны, ведь бухгалтер искажает отчетность и занижает налогооблагаемую базу. Многие специалисты поступают так. Сначала выражают отказ в возможности осуществления рискованного платежа, обосновывая свое решение тем, что данные траты нельзя учесть для целей налогообложения, и они будут осуществляться из чистой прибыли. Потом разъясняют возможные негативные последствия в виде уплаты налогов, штрафных санкций и уголовной ответственности. Говорят и о необходимости уплаты налогов и заработной платы. Ну а если директор проявляет настойчивость, производят такие платежи только по его личному распоряжению.
"Маскировка" расходов
Бухгалтеры, которые не могут противостоять руководству, нередко "маскируют" личные расходы директора под иные траты, которые могут осуществляться в ходе предпринимательской деятельности.
Эта позиция основывается на Законе N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", где прописано, что ответственность за организацию учета несет руководитель. Мнение "счетовода" директор учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру).
При этом целый ряд затрат действительно может быть "замаскирован" под корпоративные. Например: приобретение недвижимости или автомобиля - под расходы на командировки и на обучение сотрудников. Подтверждающими документами тут будут выступать: приказ руководителя с указанием на производственную необходимость расходов, договор со сторонней организацией, первичные бумаги, такие как счета-фактуры, акты и т.д.
Если вы решите "прятать" личные расходы директора, то нельзя забывать о том, что эти затраты в любом случае приведут к дополнительным издержкам. Так, покупка автомобиля и выплата автокредита за счет компании обернутся следующими последствиям: машину необходимо будет поставить на учет и начислять амортизацию, а также платить транспортный налог. Если транспортное средство приобреталась до 2013 года, то появится база по налогу на имущество. Нужно будет оформлять дополнительные документы, которые подтвердят производственный характер использования автотранспорта: путевые листы, договоры на приобретение ГСМ или авансовые отчеты и прочее. Другими словами, работы прибавится.
На чистую прибыль
Некоторые бухгалтеры оформляют использование корпоративных средств директором - единственным учредителем как расходы, не учитываемые при налогообложении. Иными словами, такие траты не уменьшают налогооблагаемую прибыль, при этом НДС не предъявляется к вычету. Однако подобные переводы могут вызвать претензии проверяющих и быть переквалифицированны в доходы руководителя. Как следствие, ревизорами будут доначислены НДФЛ и страховые взносы.
Заимствование
В некоторых случаях руководителю требуются денежные средства на время, с последующим возвратом средств. Тогда специалист учета выдает наличность под отчет или оформляет заем.
Как это лучше сделать. Нужно оформить договор беспроцентного займа. Гражданским и Налоговым кодексами коммерческим организациям не запрещено выдавать такие кредиты. Однако есть риск, что ревизоры при анализе таких контрактов доначислят налог на прибыль исходя из ставки рефинансирования. Они могут обосновать свою позицию тем, что коммерческая организация создана с целью получения прибыли и не может не получать экономической выгоды от своей работы.
Если директор не хочет или не может вернуть деньги, то в дальнейшем долг прощается, для этого нужно составить соответствующее соглашение.
Имейте в виду, в случае невозврата займа существует риск переквалификации сделки в договор дарения и признания ее противоречащей законодательству (ст. 575 ГК РФ).
"Двойная" бухгалтерия
Не секрет, что многие недобросовестные компании прибегают к "двойной бухгалтерии", а бухгалтер осуществляет платежи, направленные на личные нужды руководства, за счет "черной кассы" по желанию и устному распоряжению начальства.
Напомню, что такие поступки подпадают под действие статьи 199 УК, предусматривающей штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет. Возможен и арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.
Конечно, не избежать в этом случае и судебных споров. В качестве примера можно назвать постановление ФАС Уральского округа от 18 апреля 2013 года N Ф09-2000/13 по делу N А76-10707/12. Инспекция сделала вывод о сокрытии обществом полученных доходов и ведении двойной бухгалтерии, что привело к занижению базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также неполной уплате НДФЛ. Выводы арбитров опирались на изъятые у компании электронные базы данных и протоколы допроса главбуха.
Неоправданные траты руководителя на личные нужды всегда несут определенные риски. Мы настоятельно не рекомендуем вам нарушать законодательство, а если к этому вас принуждает руководство, то стоит задуматься о смене места работы.
Е. Шестакова,
эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО"
"Расчет", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru