Вывоз бытовых отходов с придомовой территории одного из многоквартирных домов г. Саратова соответствующей организацией осуществляется в ночное время, что сопровождается шумом и мешает жильцам спать. Жители многоквартирного дома обращались в организацию, осуществляющую вывоз отходов и мусора, и просили вывозить мусор хотя бы после 6 часов утра, но там им ответили, что в договоре на вывоз мусора время его вывоза не оговорено.
Какими правовыми актами регламентируется право граждан на тишину в ночное время и в какие органы власти необходимо обратиться с заявлением по поводу нарушения этого права?
В ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Если при выполнении работ, оказании услуг нарушаются санитарные правила, то указанные лица обязаны приостановить либо прекратить их осуществление (п. 2 ст. 24 Закона N 52).
Статьей 23 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека (ст. 27 Закона N 52-ФЗ).
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Так, шумовой комфорт жителей населенных пунктов обеспечивается соблюдением Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 (далее - Санитарные правила). Гигиенические требования к уровням шума в жилом помещении и на территории жилой застройки установлены в разделе VI СанПиН 2.1.2.2645-10. Классификация шумов, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на территории жилой застройки определены в Санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36 (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96).
В п. 1.12 Санитарных правил определено, что бытовые отходы с дворовых территорий должны удаляться не ранее 7 часов и не позднее 23 часов. В этой связи превышении допустимого уровня шума в жилом помещении для ночного времени суток является нарушением статей 11, 24 Закона N 52-ФЗ, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п. 6.1.1, п. 6.1.2 Санитарных правил.
Несоблюдение требований санитарных норм может повлечь за собой для нарушителей административную ответственность в соответствии со ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 01АП-1117/12, решение Октябрьского районного суда г. Самары от 01.10.2012 по делу N 5-306/12, с которым можно ознакомиться на сайте: http://sudact.ru/).
Дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ рассматривают органы Роспотребнадзора (ст. 23.13 КоАП РФ, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322), т.к. именно на эту службу возложены функции осуществления государственного надзора за соблюдением санитарных правил (ст. 46 Закона N 52-ФЗ).
Следует также отметить, что ст. 1.1 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" (далее - Закон N 104-ЗСО) установлена административная ответственность за совершение любых действий нарушающих тишину и покой граждан в ночное время с 23 часов до 7 часов за исключением спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан. Отметим, что Закон N 104-ЗСО не ставит применение этой нормы в зависимость от уровня шума и не требует проводить какие-либо замеры уровня шума для выявления оснований привлечения к административной ответственности.
Протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 1.1 Закона N 104-ЗСО, вправе составлять должностные лица полиции (пп. 1 п. 1 ст. 10.1 Закона N 104-ЗСО). Смотрите, к примеру, решение Свердловского районного суда г. Перми от 17.10.2012 г. по делу N 12-649, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-sverdlovskij-rajonnyj-sud-g-permi-permskij -kraj-s/act-106961481/.
На основании п. 4.1.13 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185, организации, осуществляющие вывоз отходов и мусора при уборке придомовых территорий в ночное время, должны принимать меры, предупреждающие шум. Поскольку контроль исполнения упомянутых правил осуществляет администрация г. Саратова, то о нарушении тишины при уборке придомовых территорий в ночное время можно сообщить в администрацию г. Саратова.
Таким образом, жители многоквартирного дома вправе обратиться с жалобой на действия организации, осуществляющей вывоз бытовых отходов с придомовой территории в ночное время, в территориальное управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области*(1), в полицию по месту жительства или в администрацию г. Саратова*(2). Обращение может быть как личным, так и коллективным (ст. 2, п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"). Обращаем Ваше внимание, что каждый гражданин имеет право на обращение в любую инстанцию.
Возможен также судебный порядок обжалования незаконных действий организации, вывозящей мусор в ночное время и тем самым нарушающей тишину и покой граждан (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13.03.2012 по делу N 33-3740/2012).
Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на нарушение санитарного законодательства жители могут подать жалобу в органы прокуратуры по месту жительства. Соответствующее обращение подлежит обязательному рассмотрению и разрешению.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
12 сентября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Официальный сайт территориального управления Роспотребнадзора: http://64.rospotrebnadzor.ru/.
*(2) Официальный сайт администрации г. Саратова: http://www.saratovmer.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.