Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития
Информационное взаимодействие между структурными подразделениями одного налогового органа представлено обменом документов на бумажных носителях, электронными образами этих документов и электронными документами.
Обмен файлами документов осуществляется по локальной вычислительной сети, используя систему электронного документооборота, средства внутренней электронной почты, веб-доступ к ресурсам сети, совместно используемые каталоги файловых систем, доступ к базам данных налогового администрирования.
Характер взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов зависит от их организационных структур, рекомендованных ФНС России, технической оснащенности, квалификации персонала и уровня руководства налоговым органом. Эти факторы оказывают существенное влияние на корпоративный уровень взаимодействия в целом.
В течение последних 10 лет в системе ФНС России произведены коренные преобразования, повлекшие сокращение числа налоговых инспекций (в 5-6 раз) и персонала. Созданы межрайонные налоговые инспекции, обслуживающие налогоплательщиков нескольких административно-территориальных образований, на базе упраздненных налоговых инспекций образованы территориально обособленные рабочие места (ТОРМ). Отдаленность налогоплательщиков - юридических и физических лиц непосредственно от центральных офисов налоговых инспекций еще больше обострила необходимость получения оперативной и достоверной информации по каналам связи о налоговых поступлениях, задолженности налогоплательщиков, обращениях и др. В настоящее время функции ТОРМ ограничены приемом отчетности, выдачей справок о состоянии расчетов, получением заявлений, индивидуальным консультированием. Это препятствует решению задачи преобразования налоговых органов в сервисные центры обслуживания налогоплательщиков.
Информационное взаимодействие между налоговыми органами осуществляется как по вертикали иерархии организационного подчинения, так и по горизонтали. Обусловлено это тем, что иерархия функций налогового администрирования включает в себя административные, методические, плановые, контрольно-аналитические процессы, учет платежей, проведение выездных проверок, мониторинг недоимок и др. Все это требует организации как вертикальных (восходящих и нисходящих), так и горизонтальных информационных потоков.
Информационное взаимодействие представляет собой обмен информацией, электронными документами и документами на бумажных носителях, доставляемых, как правило, курьерами, и электронными образами этих документов (с использованием каналов связи) в соответствии с порядком, регламентами и протоколами по обмену информацией.
Существенной проблемой в реализации задач информационного взаимодействия в системе ФНС России, имеющей глубокие корни, является неравномерное развитие информационных технологий в регионах. Изначально, с 1990-х гг., необходимой компьютерной и электронной техникой оснащались налоговые органы экономически сильных регионов за счет избыточных средств действующего в то время фонда социального развития налоговых инспекций. Наряду с этим основную часть средств на материально-техническое обеспечение этим регионам, которые, кстати, давали наибольшие налоговые поступления в государственный бюджет, выделял федеральный центр.
Это привело к неравномерному развитию налоговых органов в настоящее время. Между субъектами и объектами налогового администрирования недостаточно оперативно ведется обмен информацией, связанный с истребованием документов при проведении налоговых проверок, возмещением налога на добавленную стоимость, постановкой на налоговый учет и снятием с него налогоплательщиков, учетом объектов налогообложения, информацией об открытии и закрытии счетов в банковских учреждениях и др.
Снять остроту данной проблемы призвано создание Федерального казенного учреждения "Налог-сервис", предметом деятельности которого является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России, ее территориальных органов, а именно:
- централизованный ввод сведений о налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном и электронном носителях, а также по каналам связи;
- централизованный ввод сведений из иных документов, представляемых в налоговые органы на плановой основе, в том числе в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
- централизованный ввод документов переменной структуры (счета-фактуры, книги покупок и продаж, выписки банков), которые получены налоговыми органами в результате процедуры истребования;
- централизованная печать и (или) массовая рассылка налогоплательщикам налоговых документов по имущественным налогам, в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы (АИС "Налог") ФНС России;
- оказание услуг контакт-центра, включающих анализ обращений пользователей и актуализацию информационного обеспечения его работы;
- централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов;
- формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, научно-технической обработки документов, образующихся в результате деятельности налоговых органов;
- обеспечение мероприятий по защите информации;
- обеспечение мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем и средств связи и автоматизации, вычислительной и копировально-множительной техники, оргтехники, эксплуатируемых в налоговых органах.
В соответствии с Федеральным законом от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Положением о Федеральной налоговой службе "Налог-сервис" осуществляет взаимодействие с налогоплательщиками, органами государственной власти и государственного управления, с регистрирующими органами, финансово-кредитными и другими организациями всех уровней. Перечень этих организаций достаточно широк: около 50 ведомств и их представительств на местах.
Информационный обмен с внешними организациями и ведомствами организуется по каналам связи и (или) на электронных или бумажных носителях в соответствии с соглашениями, регламентами и протоколами по обмену информацией и с учетом готовности этих органов к обмену с применением современных средств вычислительной техники.
Юридической основой взаимодействия служит законодательство РФ (НК РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и др., которые определяют задачи, функции и полномочия конкретного ведомства и ведомственные нормативные акты: приказы, положения, договоры, соглашения, устанавливающие конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления).
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в качестве задачи современного этапа развития налогового администрирования определено повышение его эффективности за счет изменения идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Вместе с тем необходимы соответствующие условия и механизмы взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России для избавления налогоплательщиков от излишнего администрирования при сохранении за налоговыми органами достаточных полномочий. Соблюдение баланса прав и обязанностей возможно за счет развития особого функционального блока в механизме налогового администрирования по взаимодействию с налогоплательщиками, ориентированного на решение следующих задач:
- расширение сферы предоставляемых налогоплательщикам услуг и модернизация применяемых для этого технологий;
- минимизация издержек выполнения законодательных требований по исполнению налоговой обязанности;
- упрощение административных процедур для законопослушных налогоплательщиков;
- переориентация системы контроля на сдерживание налоговых правонарушений;
- противодействие сознательному уклонению от уплаты налогов;
- развитие налоговой культуры в целях осознания большинством налогоплательщиков необходимости уплаты налогов;
- воздействие на сознание и поведение налогоплательщиков с целью вовлечения их в правовое поле налоговых отношений.
Институт налогового администрирования выполняет важную превентивную функцию, которая актуализирует направления деятельности, в том числе сервисную (информирование), формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие электронных сервисов.
В условиях неурегулированности межбюджетных отношений, хронической недостаточности средств в бюджетах (особенно местных) наиболее актуальным является вопрос информационного взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых органов местных администраций информацией. Эта информация необходима для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
Неотлаженность системы получения и обработки информации о налогоплательщиках (их доходах, финансовых потоках, имуществе, сделках и т.д.) в электронном виде не позволяет своевременно и правильно исчислить налог. Вместе с тем отсутствие полной информации в органах законодательной (представительной) и исполнительной власти о поступлении налогов в бюджет лишает их возможности принимать управленческие решения. Решению этой проблемы мешают ведомственная разобщенность, а также низкая обеспеченность органов местного самоуправления компьютерной техникой и соответствующими специалистами. Необходимо также отметить, что в Российской Федерации отсутствует единый координирующий орган, который занимался бы работой по реализации стратегии развития сектора информационных технологий как целенаправленной и активной деятельности государства.
Задача государства не только в полном объеме взимать налоги, но и публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях. Государственная власть также обязана заранее и широко сообщать обо всех готовящихся изменениях и поправках в налоговом законодательстве, избирать такие формы и способы доведения информации о налогах до потенциальных налогоплательщиков, которые позволяли бы им без неоправданных затруднений получать и воспринимать касающиеся их нормы и режимы налогообложения.
Развитие системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи является перспективным направлением построения качественно новых деловых отношений между государством и налогоплательщиками. По мнению налогоплательщиков, к снижению уровня коррупции ведет такой общеизвестный прием, как сведение к минимуму личных контактов работников налоговых инспекций с налогоплательщиками (классическим примером в этой области может служить внедрение электронных форм общения). Информированность налогоплательщиков - очевидный путь сокращения числа правонарушений и преступлений, так как нет необходимости искать неформальных контактов с инспекцией.
Итогом модернизации налоговых органов должна стать четко организованная (ФНС - управление - инспекция - налогоплательщик) система налогового администрирования с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, ясно сформированным налоговым законодательством, максимально приближенная и доброжелательная к налогоплательщикам при условии полной автоматизации всех рабочих процессов.
Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, установленные ФНС России, внесли принципиальные изменения в характер отношений налогоплательщиков и налоговых органов: указанные отношения становятся уже не чисто фискальными, а приобрели характер партнерских. Принятие подобного акта явилось достаточно прогрессивным шагом в современных условиях проводимых налоговых преобразований.
Модернизация работы налоговых органов требует следующих направлений налогового администрирования:
- разработки концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг;
- обработки деклараций в центрах обработки данных, что позволит освободить персонал налоговых инспекций для более качественной информационно-консультативной работы с налогоплательщиками и снизить риски возможного влияния налогоплательщиков на процедуры налогового контроля;
- дальнейшего развития и повсеместного внедрения в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, в том числе организации порталов сайтов ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам налогового законодательства; создания на одном из центральных каналов учебно-информационной программы по вопросам налогообложения; оснащения собственной телестудии ФНС России; разработки сценарных и рекламных роликов ФНС России.
Для решения этих задач необходимо провести ряд комплексных мероприятий:
- повсеместно внедрить в практику работы профилактику электронного документооборота;
- представлять отчетность в электронном виде;
- наладить обмен информации с налогоплательщиками, рассылку информации для налогоплательщиков, подключенных к системе представления отчетности по каналам связи;
- расширить сферы услуг по консультированию, формированию и представлению отчетности в налоговых органах;
- вести поиск и разработку новых эффективных форм взаимодействия.
Важно также отметить, что необходимость обеспечения информационной безопасности органов государственной власти в условиях перехода России к информационному обществу обусловлена тем, что в системе государственного управления обращается множество видов конфиденциальной информации:
- служебная (о деятельности юридических лиц);
- персональные данные физических лиц;
- научно-техническая и др.
Нарушение статуса конфиденциальности обесценивает информацию, поэтому она должна быть защищена от воздействий, нарушающих ее статус. Это проявление заботы о безопасности информации.
К числу основных недостатков нормативного правового обеспечения информационной безопасности РФ в этой области относится, в частности, слабое развитие нормативной базы, стимулирующей вовлечение государственных информационных ресурсов в эффективный хозяйственный оборот.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что немногочисленные правовые нормы, относящиеся к информационному взаимодействию, которые включены в действующее законодательство, совершенно не обеспечены системой необходимых для их исполнения правовых, организационных и материально-технических гарантий. Вот почему эффективность таких нормативных правил в настоящее время так низка.
Список литературы
1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2012. 318 с.
2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Экономист, 2006.
3. Беспалов М.В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. N 3.
4. Беспалов М.В. Налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. N 6.
5. Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 400 с.
6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 507 с.
7. Налоги / под ред. Д.Г. Черника. 6-е изд. М.: Финансы и статистика, 2011. 788 с.
8. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие / А.И. Пономарев, Т.В. Игнатова, М.А. Богатырев. М.: Финансы и статистика, 2009. 392 с.
9. Налоги и налогообложение в России / под ред. В.А. Парыгиной, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. М.: Эксмо, 2012. 640 с.
10. О налоговых органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. от 07.05.2013).
11. О направлении плана мероприятий: письмо ФНС России от 20.06.2011 N ММВ-17-8/3.
12. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).
13. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в ред. от 20.03.2013).
М.В. Беспалов,
кандидат экономических наук, доцент,
заместитель главного бухгалтера Тамбовский
государственный университет им. Г.Р. Державина
"Бухгалтер и закон", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru