Нестационарная торговля, организация ярмарок
Приобрести товар можно не только в стационарном розничном магазине, но и в палатке, ларьке, павильоне, а то и просто с машины продавца. Такая торговля считается нестационарной. Несмотря на то что данный вид торговли и имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными розничными магазинами, зачастую такие торговые точки доставляют массу неудобств, портя внешний вид улиц, загораживая проходы и проезды, да и санитарное состояние территории возле них зачастую оставляет желать лучшего.
Все беды нестационарной розницы объясняются просто - долгое время отсутствовали нормы ее регулирования на федеральном уровне.
Сейчас ситуация изменилась, так как законодателем определены правила размещения нестационарных торговых объектов, а также организации ярмарок.
Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) закреплены методы государственного регулирования в части торговли продовольственными товарами, установлены полномочия органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления в торговой сфере, определены требования к организации и ведению торговой деятельности, а также обозначены меры по ее развитию.
Обратите внимание: сфера применения Закона N 381-ФЗ ограничена законодателем, его положения не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
- внешнеторговой деятельности;
- деятельности по проведению организованных торгов;
- деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
- купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
Одним из методов государственного регулирования в сфере торговли продовольственными товарами является установление требований к организации торговой деятельности и ее осуществлению.
В рамках данного метода государственного регулирования Законом N 381-ФЗ установлены:
- права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность (продавцов) и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (поставщиков) (ст. 8 Закона N 381-ФЗ);
- права и обязанности продавцов и поставщиков продовольственных товаров в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров (ст. 9 Закона N 381-ФЗ);
- особенности размещения нестационарных торговых объектов (ст. 10 Закона N 381-ФЗ);
- требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (ст. 11 Закона N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов и организация ярмарок рассматриваются в качестве самостоятельных элементов одного из методов государственного регулирования торговой деятельности.
Согласно ст. 2 Закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены ст. 10 Закона N 381-ФЗ, согласно которой размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных объектов, составленной с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов).
Минэкономразвития в Письме от 09.12.2010 г. N Д23-5047 отмечает, что данный порядок распространяется и на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 3 указанного Порядка включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
- достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
- формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
- повышение доступности товаров для населения.
В силу п. 4 ст. 10 Закона N 381-ФЗ не менее 60% торговых объектов в этой схеме должны занимать нестационарные торговые объекты, используемые субъектами малого и среднего бизнеса.
Пунктом 5 ст. 10 Закона N 381-ФЗ определено, что утвержденная схема размещения подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Кроме того, данная схема размещается на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (п. 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В Законе N 381-ФЗ прямо указано, что утвержденная схема размещения, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения действующих, строящихся или реконструируемых торговых объектов. Это положение подтверждается и арбитражной практикой, о чем свидетельствуют Постановления ФАС Московского округа от 24.09.2012 г. по делу N А40-1467/12-16-38, ФАС Поволжского округа от 17.08.2010 г. по делу N А57-621/2010).
Обратите внимание: п. 7 ст. 10 Закона N 381-ФЗ регламентирует размещение и использование нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, то есть в иной форме собственности, нежели государственная или муниципальная. В данной норме содержится общее предписание: собственник соответствующего объекта обязан при установлении порядка размещения и использования нестационарных торговых объектов учитывать требования, определенные законодательством РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 г. по делу N А13-1342/2010).
Статьей 11 Закона N 381-ФЗ установлены правила организации ярмарок и продажи товаров на них.
В силу п. 1 данной статьи организаторами ярмарок могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели.
Организация ярмарок и продажа товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами регионов РФ, на территориях которых они проводятся. Иными словами, организаторы ярмарки должны руководствоваться региональными правилами проведения ярмарок.
Если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, то порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней устанавливается с учетом положений ст. 11 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 381-ФЗ организатор ярмарки:
- разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней;
- определяет режим работы ярмарки;
- устанавливает порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров.
Всю информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней организатор ярмарки обязан не только опубликовать в средствах массовой информации, но и разместить на своем сайте в Интернете.
Места для продажи товаров на ярмарке предоставляются организациям, коммерсантам, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона N 381-ФЗ торговые места на ярмарке предоставляются продавцам на платной основе.
Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки.
Требования к организации продажи товаров на ярмарках устанавливаются региональным законодательством с учетом требований:
- Закона РФ от 07.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- других установленных федеральными законами требований.
В. Авдеев,
аудитор
"Аудит и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720