Социальные пособия: новации и нюансы
В сфере, регулируемой законодательством о страховых взносах, изменения происходят с завидной регулярностью: то законодатель внесет поправки в нормативные акты, то уполномоченный орган выпустит соответствующие письменные разъяснения. И те и другие, казалось бы, изначально преследуют благовидную цель - сделать эту сферу более прозрачной и понятной для страхователя. Но, как говорится, намерение намерению рознь. Подчас новации законодательства или разъяснения официального органа приводят страхователя в замешательство. Например, Письмо ФСС России от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761, в котором анализировалась ситуация, связанная с отсутствием у страхователя на момент проведения проверки ревизорами ФСС оригинала больничного листка. А вот поправки, внесенные в Федеральный закон N 255-ФЗ*(1), напротив, устраняют существующий в настоящее время пробел в порядке выплаты пособий застрахованным лицам. Подробности - в данной статье.
Законодатель на страже интересов застрахованного лица
Именно так, полагаем, можно расценивать поправки, которые были внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 243-ФЗ в Федеральный закон N 255-ФЗ и действуют с 4 августа 2013 года. Благодаря этим поправкам территориальные ФСС теперь наделены полномочиями по регулированию вопроса о финансировании расходов на выплату социальных пособий страхователей, находящихся в затруднительном финансовом положении.
Как установлено в ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, страхователь при недостаточности средств на выплату пособия (в ситуации, когда сумма начисленных страховых взносов меньше суммы назначенного пособия) вправе обратиться за необходимыми средствами к страховщику.
Прежде оснований для отказа в выделении таких средств на счет страхователя у ФСС не было, даже тогда, когда работодатель находился в картотеке. Поясним. Картотека возникает в случае, когда у организации или ИП отсутствуют денежные средства на счетах в кредитных организациях, зато имеются неоплаченные платежки или инкассовые поручения, выставленные соответствующими органами. В этом случае банк создает из них очередь и исполняет по мере поступления средств на счета с учетом правил, установленных гражданским законодательством. В частности, в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую очередь списываются денежные средства на возмещение вреда жизни, здоровью и на алименты, во вторую очередь - на выплаты по исполнительным листам выходных пособий и оплаты труда работников, в третью очередь - на зарплату и отчисления во внебюджетные фонды и т.д.
В такой ситуации нередко получалось так, что даже исполнение фондом своей обязанности по финансированию выплаты социального пособия (например, по временной нетрудоспособности или в связи с материнством) не гарантировало получение этих средств непосредственным адресатом - застрахованным лицом.
Подобные обстоятельства свидетельствовали о том, что в отношении этого страхователя обычный алгоритм расчета и выплаты пособия не работал. Между тем установленной законодательно альтернативы до недавнего времени не было. Но ситуация кардинально изменилась. У территориальных ФСС теперь появился действенный механизм отказа в выделении средств работодателям, чьи платежные документы помещены в картотеку. В частности, на основании сделанных поправок территориальные ФСС получили полномочия запрашивать сведения о том, достаточно ли средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований (новый пп. 2.1 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ). Причем обратиться за этими сведениями они могут как к самому страхователю, так и к кредитной организации.
Вместе с тем отказ ФСС (разумеется, письменный и мотивированный) в выделении средств непосредственно страхователю вовсе не означает его отказ от выплаты пособия застрахованному лицу. Просто пособие в таком случае будет назначено и выплачено в соответствии с порядком, установленным п. 4, 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ (для ситуаций, когда страхователь на момент возникновения страхового случая ликвидирован или его местонахождение неизвестно). Справедливости ради отметим, что недостаточность средств страхователя на счетах в кредитных организация также указана в названных положениях в качестве основания для применения этого порядка. Но, как было сказано, процедура отказа ФСС работодателю в финансировании расходов на выплату пособия не была прежде законодательно урегулирована.
Итак, чтобы получить пособие при недостаточности средств на счетах страхователя застрахованному лицу нужно напрямую обратиться в территориальный ФСС по месту регистрации работодателя и представить листок временной нетрудоспособности, справку о сумме заработной платы, из которой должно быть исчислено пособие, а также документы, подтверждающие страховой стаж. На основании этих документов фонд перечислит пособие в части, финансируемой за счет его средств, напрямую застрахованному лицу, минуя работодателя.
К сведению. Форма и порядок выдачи справки о сумме заработной платы утверждены Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н.
Заметим, изложенный порядок получения пособия застрахованным лицом аналогичен порядку, который установлен пилотным проектом ФСС (утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294), действующим с 2011 года в ряде регионов РФ (Нижегородской, Астраханской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Тамбовской областях, в Хабаровском крае и Карачаево-Черкесской Республике). Целью данного проекта является замена "зачетной" системы возмещения расходов страхователя на систему непосредственного назначения и выплаты пособий застрахованным лицам. Поскольку эффект от внедрения пилотного проекта, по мнению специалистов территориальных фондов, положителен, не исключено, что в дальнейшем к нему будут подключены и другие регионы, работающие в настоящее время по прежней "зачетной" системе возмещения.
А уполномоченный орган?
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности страхователем является представленный застрахованным лицом оригинал больничного листка, выданного медицинским учреждением на основании Порядка выдачи листков нетрудоспособности*(2).
В пункте 7 ст. 34 и в п. 22 ст. 35 Закона о страховых взносах*(3) предусмотрено, что ревизоры вправе исследовать подлинники документов страхователя, которые они истребуют в рамках камеральных и выездных проверок соответственно. Поэтому стоит ли удивляться, что отсутствие оригинала больничного листка на момент проведения контрольных мероприятий является поводом для отказа в возмещении страхователю средств, которые были потрачены им на выплату пособия по данному документу. Ведь он согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ считается основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
В частности, в Письме ФСС России от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761 на этот счет сделан следующий вывод: если в ходе документальной выездной проверки страхователя выяснится, что оригиналы листов временной нетрудоспособности утеряны, а его дубликат выдан позднее того момента, когда застрахованному лицу было рассчитано пособие, то расходы работодателя (организации или ИП) на выплату пособия фонд возмещать не будет*(4).
Авторы упомянутого письма рассуждают следующим образом. Средства фонда используются только на целевое финансирование исполнения публичных нормативных обязательств, поэтому любое их расходование должно быть документально обоснованно и надлежаще подтверждено бухгалтерскими документами. Такие документы страхователь должен хранить не менее пяти лет*(5).
Что ж, эти рассуждения специалистов ФСС очевидны и бесспорны, чего не скажешь о толковании ими положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности относительно правил выдачи дубликата больничного листка. По их мнению, данным порядком предусмотрено, что дубликат больничного листка может быть выдан лишь в двух случаях:
- при наличии ошибок в заполнении оригинала (п. 56);
- в случае утери оригинала застрахованным лицом до момента его представления работодателю (п. 57).
Самыми распространенными ошибками являются указание неверных сведений о застрахованном лице (неверная дата рождения или Ф.И.О.), а также совпадение дат в первичном больничном листке и его продолжении (в двух листках должен совпасть один день - день, когда закрывается первичный больничный и открывается его продолжение). Нередко медучреждение при выдаче листка нетрудоспособности неверно указывает наименование страхователя. Но, по мнению ФСС (Письмо от 26.03.2013 N 10-09/10/7103), этот недочет не является существенным и такой листок нетрудоспособности может быть принят к оплате*(6).
В отношении второго случая отметим следующее. Пунктом 57 Порядка выдачи листков нетрудоспособности определено: в строке "дубликат" проставляется отметка V в случае, когда в связи с порчей или утерей листка нетрудоспособности застрахованному лицу лечащим врачом и председателем врачебной комиссии оформляется дубликат листка нетрудоспособности. Другими словами, основанием для выдачи дубликата являются в равной степени и его порча, и его утрата. Иных оснований для выдачи дубликатов листка временной нетрудоспособности медицинскими организациями действующим законодательством не предусмотрено (этот момент, кстати, отмечен и в рассматриваемом письме).
Вместе с тем ни в упомянутом, ни в другом пункте Порядка выдачи листков нетрудоспособности не содержится условие, что дубликат выдается лишь тогда, когда оригинал утрачен застрахованным лицом ранее, чем он был представлен работодателю. На практике возникает немало ситуаций, когда именно работодатель утрачивает листок нетрудоспособности или, получив его от застрахованного лица, выявляет недочеты и ошибки, допущенные медицинским работником при оформлении листка. В таких случаях, чтобы впоследствии не получить отказ в возмещении средств на выплату пособия, ему необходимо иметь надлежаще оформленный больничный листок. Сделать это работодатель может лишь одним способом - направив застрахованное лицо в медучреждение для оформления дубликата, поскольку получателем больничного листка (оригинала или дубликата) в любом случае является именно это лицо.
Есть еще один момент, о котором следует упомянуть. Рассчитывать на получение дубликата больничного листка от медицинского учреждения застрахованное лицо может лишь при наличии документального подтверждения о том, что пособие ему не было выплачено. Если выплата имела место, то факт целевого использования страхователем средств ФСС может подтвердить справка, выданная медучреждением, которая содержит сведения о выданном ранее листке временной нетрудоспособности с указанием серии и номера, Ф.И.О. работника и периода его нетрудоспособности.
Однако специалисты ФСС в Письме N 15-03-11/12-7761 настаивают на том, что указанные справки не являются финансовыми документами, то есть надлежащим подтверждением расходования средств по социальному страхованию.
Позволим себе не согласиться с этим. Конечно, считать данные справки прямым доказательством надлежащего расходования внебюджетных средств - весьма опрометчиво для страхователя. Тем не менее такие документы можно рассматривать в качестве косвенных доказательств, которые в совокупности позволят убедить специалистов фонда (а иногда и судей) в обоснованности произведенных расходов и правомерности их возмещения.
Наглядным примером в данном случае является Постановление ФАС УО от 28.06.2013 N Ф09-6578/13. Ревизоры, настаивающие на неправомерности возмещения страхователю средств, потраченных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, приводили следующие доводы. Непредставление страхователем листков временной нетрудоспособности лишает фонд возможности проверить правильность выдачи этих листков лечебным учреждением, правильность расчета пособия. По документам, представленным лечебным учреждением (корешки больничных листков), возможно установление только фактов наступления временной нетрудоспособности (страховых случаев), но сам по себе факт выдачи больничного листа не является безусловным основанием для вывода о правомерности его оплаты, так как правильность назначения, исчисления и выплаты пособий по ним нельзя установить.
Суды (все три инстанции) с ревизорами фонда не согласились. Они указали: необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя. Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных. Правомерность произведенных расходов можно подтвердить и иными документами (представленными в материалы дела страхователем): справками и письмами лечебных учреждений, расчетами пособий по временной нетрудоспособности, копиями корешков листков временной нетрудоспособности.
Аналогичные выводы в схожих обстоятельствах были сделаны в Постановлении ФАС УО от 01.04.2010 N Ф09-2134/10-С2.
И последнее. Для успешного оспаривания решения ревизоров ФСС об отказе в возмещении израсходованных средств помимо косвенных доказательств факта наступления страхового случая работодателю необходимо подтвердить, что выплата пособия застрахованному лицу была произведена в полном объеме. Об этом, в частности, свидетельствуют выводы, сделанные в Постановлении ФАС ПО от 01.02.2013 N А65-5976/2012*(7).
Е.А. Логинова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 19, октябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Дополнительно о последствиях отказа в возмещении пособия по временной нетрудоспособности см. статью О.П. Гришиной "Больной" вопрос, или Отказ ФСС в возмещении расходов", N 7, 2013, стр. 12.
*(5) Это правило предусмотрено п. 2 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Аналогичное правило было установлено положениями его предшественника - Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(6) Коллегия судей ВАС также считает, что если нарушения в оформлении листков нетрудоспособности, допущенные медицинским учреждением, носят устранимый и несущественный характер, то у фонда отсутствуют правовые основания для непринятия к зачету расходов страхователя (Определение от 27.06.2013 N ВАС-7506/13).
*(7) Определением ВАС РФ от 22.05.2013 N ВАС-6020/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"